3 сентября '12

Появится ли у «большой четверки» конкурент?


Виталий Солонин

J'son & Partners, руководитель департамента беспроводных технологий

 Британский бизнесмен Ричард Брэнсон намерен запустить в России свой мобильный бизнес

Несмотря на амбициозные инновационные проекты Virgin Group по всему миру и яркую личность бизнесмена Ричарда Бренсона, компании вряд ли стоит рассчитывать на значимую долю рынка мобильной связи России. Бюрократические сложности, излишняя зарегулированность российского рынка связи, а также фактически состоявшийся раздел частотного ресурса для LTE, могут стать непреодолимыми препятствиями для создания в стране нового крупного оператора мобильной связи. Тем не менее, нельзя исключать появления таких проектов Virgin, как виртуальный оператор или нишевый оператор беспроводной связи. Тем более что опыт работы в качестве оператора беспроводной связи в России у Virgin уже есть. А опыта работы в качестве MVNO компании не занимать: VirginMobile – это практически стандарт бизнес-кейсов по виртуальным операторам.

Планы сэра Брэнсона

В августе 2012 г. в российских отраслевых СМИ появилась информация о том, что известный британский бизнесмен Ричард Брэнсон вновь заявил о планах запустить в России свой мобильный бизнес Virgin Mobile. Оригинал новости появился в издании Agence France-Presse, опираясь на заявление главы оператора в Восточной и Центральной Европе Кристиана Мирапа. СМИ пишут с его слов, что Virgin Mobile заинтересован венгерским, турецким и иными рынками. По неподтвержденной информации, компания, в частности, рассматривает возможность запуска сетей четвертого поколения по технологии LTE в России в частотном диапазоне 3,5 ГГц.

 


Российский рынок мобильной связи уже фактически достиг насыщения: проникновение сотовой связи приближается к 160% и уже превышает среднеевропейский уровень. Появление и развитие нового игрока возможны, пожалуй, лишь за счет перераспределения абонентской базы существующих операторов

 
Сообщение о возможном запуске Virgin Mobile в России прозвучало на открытии польского подразделения оператора Virgin Mobile Poland 22 августа. Virgin Mobile Polandпредоставляет услуги конечным пользователям по схеме предоплаты как виртуальный оператор (prepaidMNVO), используя сети операторов Playи Orange. Новый проект планирует за 3 года привлечь 1 млн абонентов в Польше, где, по данным интернет-ресурса PrepaidMVNO, уже работает 7 основных операторов сотовой связи (MNO) и 39 виртуальных (MVNO).

Virgin Group: история, позиции, возможности и перспективы
 
Virgin Group – международная инвестиционная группа, которая берет свое начало в 1970 г., когда в Лондоне была открыт первый музыкальный магазин, а чуть позже - первая звукозаписывающая компания. В 1980-х последовали проекты в области компьютерных игр (Virgin Games, позже - Virgin Interactive), авиаперевозок (Virgin Atlantic Airways и Virgin Cargo) и воздухоплавания (The Virgin Airship and Balloon Company, позже - Virgin Balloon Flights). Параллельно возникали студии звукозаписи за рубежом – в США, Японии и других странах. Магазины VirginMegastoresраспространялись по всему миру – в Глазго и Париже, а затем и в других крупных британских, европейских, американских городах, в городах стран Тихоокеанского бассейна. На базе приобретенной недвижимости в Эдинбурге, Северном Йоркшире и Хэмпшире возникла сеть эксклюзивных отелей VirginHotels (позже - VirginLimitedEdition).

 


Из-за сложностей получения частот в России, фактического отсутствия коммерческого оборудования LTE для «экзотического» диапазона 3,5 ГГц, возможной конкуренции с такими круными игроками как «Энфорта» и другими, которые также нацелены на LTE, вероятность занять существенную долю рынка мобильного ШПД в ближайшей и среднесрочной перспективе у Virgin минимальна

 
В первой половине 1990-х был создан издательский бизнес VirginPublishing, подписан контракт с поп-звездой Джанет Джексон, которая стала самой высокооплачиваемой певицей, один альбом которой принес ей $25 млн. Ричард Бренсон покупает TheRoofGardens – гламурный клуб и ресторан в Кенсингтоне. VirginRadioзапускает первую в Великобритании национальную коммерческую радиостанцию, специализирующуюся на рок-музыке. С приобретением сети OurPrice, VirginRetailстановится крупнейшим в Великобритании музыкальным ритейлером. В рамках проекта VirginDrinks появляются такие бренды как VirginCola, VirginVodkaи множество других. В США стартует проект VirginVacations, который предоставляет клиентам VirginAtlanticтуристические пакеты в Лондон и его окрестности. Стартуют проект в области финансов VirginDirectPersonalFinancialService (позже - VirginMoney), кинотеатры VirginCinemas, персональные мототакси VirginLimobike. В 2004 г. стартует амбициозный проект VirginGalactic – первая в мире компания, анонсировавшая услуги космического туризма (первый тестовый полет состоится только в 2010 г.); в 2011 г. – проект Virgin Oceanic – исследование глубоководных океанских глубин на специальной подводной лодке.
В области телекоммуникаций один из первых проектов – интернет-провайдер Virgin.net был запущен в 1996 г. Тремя годами позже, в 1999 г., в Великобритании был запущен один из первых в мире виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) - Virgin Mobile. В 2000 г. проект Virgin Mobile стартует в Австралии, в 2001 г. – в Северной Ирландии, в 2002 г. – в США, в 2005 г. – в Канаде, в 2006 г. – в Китае, Франции и ЮАР. Компании VirginMobileUKи Virgin.netсливаются с NTL:Telewest– так образуется компания VirginMedia, которая в 2007 г. становится первой в Великобритании компанией, предоставляющей услуги класса ‘quadplay’ - телевидение, широкополосный доступ (ШПД) в Интернет, стационарная и мобильная телефония. В том же году Virgin Mobile Australia запускает в Австралии услугу ШПД. В 2008 г. Virgin Mobile стартует в Индии, в 2009 г. VirginAmerica становится первой авиакомпанией, которая предоставляет Wi-Fi доступ в Интернет на каждом рейсе. В 2011 г. VirginMobileUSзапускает в США круглосуточный музыкальный сервис – VirginMobileLive. В том же году VirginMediaвнедряет проект TiVoдля британских телезрителей и начинает предоставлять доступ в Интернет на скорости 100 Мбит/с. В 2012 г. VirginMobile прокладывает дорогу в Чили и в Польшу; в США (Чикаго) компания открывает свои первый флагманский розничный магазин. В лондонском метро запущена первая сетьWi-Fi.
Таким образом, в настоящее время под брендом Virgin, основанным известным британским бизнесменом сэром Ричардом Брэнсоном, работает целый конгломерат компаний в таких областях как мобильная связь, туризм, финансовые услуги, здравоохранение, звукозапись, авиаперевозки, сотовая связь, кабельное телевидение и радио, и пр. Virginявляется работодателем порядка 50 тыс. сотрудников в 34 странах. Оборот группы в 2011 г. превысил $21 млрд. Количество пользователей мобильных подразделений виртуального оператора Virgin Mobile по всему миру оценивается примерно в 20 млн человек. На сегодня это один из самых крупнейших по абонентской базе виртуальных операторов в мире.

Перспективы в России
 
В СМИ сообщалась также возможность альянса между Virgin и российским подразделением шведского оператора Tele2, однако возможность такого сотрудничества J’son & PartnersConsultingоценивает как низкую. Во-первых, непонятно, чем компании могут быть полезны друг другу – ни у той, ни у другой нет лицензий на 3Gи 4G и соответствующих частот, а развивать технологию 2GTele2 вполне может самостоятельно, что, собственно и делает. Во-вторых, даже если предположить, что у Virginв России все-таки есть частоты 3,5 ГГц в России – то в любом случае этот диапазон для LTEмалоперспективен (очень малый радиус действия базовой станции и как следствие очень высокий CAPEX, плохое покрытие внутри помещений, фактическое отсутствие терминального и инфраструктурного оборудования и пр.) вряд ли заинтересует Tele2, которая в случае принятия в России принципа технологической нейтральности сможет развивать сети LTEв более привлекательном GSM-диапазоне.
Возможность запуска Virgin Mobile в России сетей четвертого поколения по технологии LTE в частотном диапазоне 3,5 ГГц исключать нельзя. Такую возможность, в частности, рассматривали компании «Энфорта» - лидер российского рынка фиксированного беспроводного доступа и «Компания ТрансТелеком». Однако информация о том, есть или нет в настоящее время у Virgin частотный ресурс 3,5 ГГц в России, отсутствует. Не исключено, что компания сможет работать на этих частотах как виртуальный оператор, но в этом случае претендовать на значимую долю рынка Virgin не сможет, и о конкуренции с операторами «большой тройки» речь не идет. Российский рынок мобильной связи уже фактически достиг насыщения: проникновение сотовой связи приближается к 160% и уже превышает среднеевропейский уровень. Появление и развитие нового игрока возможны, пожалуй, лишь за счет перераспределения абонентской базы существующих операторов.

Возможные последствия
 
По мнению J’son & PartnersConsulting, возможное появление на российском рынке Virgin Mobile следует рассматривать в двух основных вариантах:
  •  Виртуальный оператор, работающий на сетях существующих операторов мобильной связи.
  • Самостоятельный оператор, владеющий собственным частотным ресурсом и инфраструктурой (базовые станции и пр.).
При этом наиболее вероятен первый вариант, поскольку такая схема используется Virgin Mobile практически на всех внешних рынках. В этом случае появление на российском рынке виртуального оператора Virgin Mobile вряд ли сможет существенно перераспределить расстановку сил на российском рынке мобильной связи – в лучшем случае Virgin сможет претендовать на 1-2% рынка. Конкурировать с оператором-дискаутером Tele2 компании будет весьма сложно; активно развивать мобильную связь планирует и «Ростелеком». Кроме того, в настоящее время российское регулирование, несмотря на определенные подвижки в этом направлении (выдача лицензий и номерной емкости виртуальным операторам), не способствует, по мнению J’son & PartnersConsulting, динамичному развитию MVNO. В отличие от ряда стран, где регулятор законодательно закрепил обязательное предоставление виртуальным операторам доступ в сеть основного оператора, в России этот принцип не действует. Ситуация меняется к лучшему с развитием сетей LTE (на сети «Скартел» услуги LTEпредоставляют «МегаФон» и МТС), однако в целом «большие» операторы не ориентированы на работу с MVNO, формально ссылаясь на отсутствие у потенциальных виртуальных операторов «интересных бизнес-планов» и идей.
Virgin - самостоятельный оператор беспроводной связи, владеющий собственным частотным ресурсом и инфраструктурой – такой вариант также нельзя исключать. Однако из-за сложностей получения частот в России, фактического отсутствия коммерческого оборудования LTEдля «экзотического» диапазона 3,5 ГГц, возможной конкуренции с такими крупными игроками как «Энфорта» и другими, которые также нацелены на LTE, вероятность занять существенную долю рынка мобильного ШПД в ближайшей и среднесрочной перспективе у Virgin, по мнению J’son & PartnersConsulting, минимальна. Об этом, в частности, свидетельствует опыт российской компании «Тривон Нетворкс», управляющей брендом Virgin, которая развивает сети беспроводного доступа  в диапазоне 5,6 ГГц в ограниченном числе регионов.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов