30 июля '12

Почтовая кооперация


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 «Почта России» договорилась о стратегическом партнерстве с итальянцами  

Среди традиционных партнеров России во внешней политике и международной экономике Италия занимала некогда одно из главенствующих мест. В последние годы сотрудничество стало не столь интенсивным, сведясь преимущественно к торговле товарами потребительского назначения (импортируются в Россию) и энергоносителями (экспортируются из России). Сотрудничество в сфере услуг сводится практически исключительно к туризму, и то одностороннему (россияне посещают Италию). И это несмотря на то, что лидеры и представители крупного бизнеса двух стран регулярно проводят встречи, как двусторонние, так и в рамках многосторонних международных переговоров на форумах, саммитах и проч.
На днях состоялась очередная встреча двух премьеров, результатом которой стало подписание ряда документов о стратегическом партнерстве. Помимо прочего, соглашения предусматривают реализацию совместных программ, направленных на внедрение инновационных решений, усовершенствование логистических и управленческих методов в работе почтового оператора России. Пока что нет информации о реальных перспективах предполагаемого сотрудничества, однако, с учетом того повышенного внимания, которое в последнее время уделяется вопросам работы почтового ведомства, мы не исключаем, что уже в скором времени на этом направлении могут наметиться первые признаки реального прогресса.
 
Очередная декларация интересов или шаг к прорыву в отношениях?
 
Затронем тему достигнутых договоренностей в области почтовых отношений более детально. Из сообщений СМИ следует, что участником переговоров с российской стороны была «Почта России», тогда как с итальянской стороны было два участника: итальянское почтовое ведомство, Poste Italiane, и компания Selex Elsag – дочерняя структура крупного машиностроительного холдинга. По сообщениям российской стороны, почтовые технологии, логистические и управленческие наработки итальянской стороны, а также решения, разработанные итальянским почтовым ведомством в сфере почтовых и почтово-финансовых услуг, будут использованы в повседневной работе «Почты России», тогда как роль Selex будет сводиться к обеспечению процесса строительства автоматизированного сортировочного центра (АСЦ) в Ростове-на-Дону. Что получит итальянская сторона, пока не ясно, однако, мы можем предположить, что это, скорее всего, будут банальные деньги.

 


С учетом того повышенного внимания, которое в последнее время уделяется вопросам работы почтового ведомства, мы не исключаем, что уже в скором времени на этом направлении могут наметиться первые признаки реального прогресса

 
Напомним, что всего в России планируется организовать 35 подобных АСЦ, а на текущий момент функционируют только два из них, в Подольске и Санкт-Петербурге, и строительством первого из них занималась все та же итальянская Selex. Несмотря на то, что первый российский АСЦ был построен не так давно, практическая польза, если верить заявлениям российской стороны, уже налицо. По словам официальных представителей ведомства, реализация проекта по созданию первого в России и крупнейшего в Восточной Европе АСЦ в Подольске подтвердило целесообразность развития технологического сотрудничества России и Италии в почтовой сфере.
Непонятно, каких именно показателей смогла достичь «Почта России» благодаря сотрудничеству с итальянскими коллегами, но, возможно, речь идет о сокращении издержек и времени обработки грузов на перевалочных пунктах. Первоначальные результаты сотрудничества вполне могут стать неким трамплином для дальнейшего прогресса на данном направлении, однако, нельзя исключать и вероятность того, что проект со временем может быть свернут. В качестве его основных рисков мы отмечаем вероятность изменения приоритетов ведомства (будь то в результате смены топ-менеджмента или реорганизации самого ведомства) или банальное недофинансирование. Первый момент приобретает особый смысл, если принять во внимание длительность проекта (строительство АСЦ будет завершено в 2014 г.), последний момент важен, поскольку строительство обходится недешево (около 50 млн евро за центр). Поэтому, несмотря на то, что в стране уже функционируют два АСЦ, риски того, что соглашение может так и остаться лишь на бумаге, нельзя не учитывать.

 


Оптимизация логистических процессов и, как следствие, сокращение сроков на один-два дня будут равнозначны ускорению доставки в среднем на 10-20%, что весьма неплохо

 
Риски проекта вдвойне повышаются в связи с тем, что российско-итальянское сотрудничество до сих пор не имело аналогов, которые могли бы продемонстрировать какие-либо (позитивные или негативные) результаты. В подобных условиях их прогнозирование применительно к данной ситуации становится действительно непростым занятием.
 
Перспективы итальянцев…
 
Если же процесс пойдет по намеченному сценарию, то эффективность работы «Почты России» действительно повысится, причем самым кардинальным образом. По планам, лишь один ростовский АСЦ будет обслуживать 2,5 тыс. почтовых отделений и 50 коммуникационно-логистических узлов на территории четырех регионов страны с совокупным населением свыше 10 млн чел. Реализация программы в полном масштабе сулит много и итальянской стороне, которая на текущий момент уже получила от российских заказчиков около 100 млн евро. Если в качестве подрядчика на строительство остальных АСЦ будет опять привлечена Selex, то общая сумма заключенных с ней договоров составит почти 1,7 млрд евро.
По факту, скорее всего, компания сможет получить лишь часть проектов. Во-первых, у нее может не хватить ресурсов для того, чтобы реализовать их все. Во-вторых, мы сомневаемся в том, что в условиях относительно высокой конкуренции одна компания в состоянии выиграть несколько десятков тендеров подряд, вне зависимости от того, насколько хороши те условия, которые она предлагает. В противном случае, у российского антимонопольного ведомства могут возникнуть многочисленные вопросы…
 
…и россиян в России
 
Возвращаясь к тому, что сулит сотрудничество российской стороне, отметим следующее. Поскольку «Почта России» не является коммерческой структурой в традиционном смысле этого понятия, оценка результатов ведомства, исходя из финансовых показателей его деятельности, является далеко не лучшим подходом. Как один из вариантов, есть смысл говорить о затратах, которые в конечном итоге перекладываются на государство. С другой стороны, оценивать результаты можно исходя из их влияния на конечных потребителей услуг почтовой связи, то есть рядовых россиян.
Здравый смысл подсказывает, что первоопределяющее значение в оценке работы «Почты России» населением является далеко не стоимость услуг, которая, откровенно говоря, невысока и по карману даже самым малообеспеченным россиянам, а их качество. Говоря о качестве, мы, прежде всего, имеем в виду отсутствие ошибок со стороны почтового оператора (когда грузы и корреспонденция доставляются по адресу, а не теряются в пути) и срок исполнения заказов (сроки доставки).
Учитывая сказанное, мы считаем, что сокращение издержек российской почты вряд ли способно оказать сколь-нибудь значимое влияние на конечных потребителей почтовых услуг, чего не скажешь о сокращении сроков доставки. Так, оптимизация логистических процессов и, как следствие, сокращение сроков на один-два дня будут равнозначны ускорению доставки в среднем на 10-20%, что весьма неплохо. С международными отправлениями ситуация, однако, выглядит иначе, и конечный эффект будет менее заметен. Действительно, строительство логистических узлов в России вряд ли сможет повлиять на процесс на стадии взаимодействия российского оператора с зарубежными коллегами (то есть, когда письмо или посылка находится за пределами страны), а также на скорость работы российской таможни. По информации СМИ, больше всего нареканий относительно нерасторопности «Почты России» в последнее время приписывается именно таможенному ведомству.
Еще один момент, на который, кстати говоря, мы неоднократно обращали внимание, заключается в том, что вне зависимости от конкретных решений руководства «Почты России» реализация задумок часто «буксует» из-за медленного реформирования самой организации, низкой мотивации персонала (прежде всего, бэк-офиса) - невысокие заработные платы и отсутствие эффективных бонусных программ для линейных сотрудников.
«Почтовый вопрос» – один из наиболее болезненных в массовом сознании россиян. Невысокое качество услуг – вот то, на что, прежде всего, обращают внимание простые граждане. Многие вообще склонны полагать, что со временем «Почта России» прекратит свое существование, уступив в конкурентной борьбе электронной корреспонденции и высокоспециализированным международным логистическим компаниям, занимающимся доставкой грузов. Мы не отрицаем, что со временем это действительно может произойти, однако, считаем, что это возможно лишь в очень далекой перспективе. Во-первых, относительно невысокий уровень проникновения услуг широкополосного доступа и традиционный менталитет части населения страны (прежде всего, в отдаленных сельских районах страны) и, во-вторых, высокая стоимость услуг логистических компаний полного цикла говорят о том, что «Почта России» может просуществовать еще в течение нескольких десятков лет практически в неизменном виде.
Другая проблема заключается в том, что в России практически все инициативы имеют свой жизненный цикл. Если же инициатива имеет социальный оттенок (как, например, в данном случае), то этот цикл ограничен, как правило, пятью годами и имеет четкую привязку к датам президентских выборов. Не стоит забывать о том, что первые шаги на пути развития российско-итальянского почтового сотрудничества были сделаны в 2010-2011 г., то есть незадолго до проведения очередных выборов. Теперь же, когда все уже позади, достигнутые договоренности рискуют так и не быть воплощенными в жизнь. И дело здесь вовсе не в том, что политический курс страдает от повышенной волатильности, а в том, что многие инициативы высшего руководства тормозятся рядовыми исполнителями, как говорится, «на местах».
И, наконец, еще один момент, который настораживает нас во всей этой истории. Почта России ведет операции преимущественно внутри страны, поэтому налаживание взаимодействия необходимо также и с внутренними органами, так или иначе причастными к доставке корреспонденции и грузов. Речь, конечно, идет о таможенном ведомстве. Часть операций «Почты России» относится к зарубежным территориям, и на этом направлении улучшать двусторонние связи нужно не только с итальянскими коллегами, но и с контрагентами из других стран, чего пока, к сожалению, не происходит. В любом случае, оптимизация работы «Почты России» носит комплексный характер и по своей сути является структурной реформой. Поэтому надеяться на быстрые результаты не приходится.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов