23 июля '12

Поколение IP


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Интернет-радиовещание в России 

Первая передача в формате, которые затем стали называть интернет-радиовещанием, датируется 10 ноября 1994 года. В качестве вещателя выступила совсем молодая компания Starwave из Сиэтла. Неделю спустя в том же формате транслировался «Первый концерт в киберпространстве» РоллингСтоунз, Мик Джаггер открыл его словами: «Приветствую всех, кто слышит нас сегодня через Интернет. Надеюсь, это все не приведет к его полному коллапсу».
Коллапса, как мы видим, не произошло, а интернет-радиостанции стали появляться как грибы после летнего дождя. Однако интернет-радиовещание привлекло внимание инвесторов только в конце 1990-х годов. Так, в 1998 году, когда на рынке впервые появились акции интернет-радиовещательного проекта Broadcast.com их цена за один день биржевой торговли выросла более, чем на 250%, а в следующем году Yahoo! приобрела весь проект, заплатив $5,7 млрд. Далее история на некоторое время перешла в область техники, компании улучшали качество звучания, повышая скорости информационных потоков. Сегодня большинство интернет-радиостанций обеспечивают звук, сравнимый по качеству с записями на CD дисках.

От техники до политики
 
Но в области техники история становления нового средства массовой информации долго оставаться не могла. Резкий поворот события приняли уже в октябре 1998 года, когда Конгресс США одобрил новый «Закон об авторских правах в цифровом тысячелетии», согласно которому радиостанции спутникового и интернет-вещания должны были платить авторам и исполнителям роялти, размер которых намного превышал аналогичные выплаты традиционных радиовещательных станций. Размеры платежей не испугали медиамагнатов, но оказались не под силу мелким независимым вещателям.
Здесь у заокеанских политиков вышла некоторая промашка. Законодатели, как это часто бывает в нашем высокотехнологичном бизнесе, не учли специфики новых веб-технологий. В итоге, обложенные непомерной данью радиовещательные интернет-СМИ вовсе не покинули рынок, как предполагалось лоббировавшими законопроект о роялти сенаторами, а перешли под юрисдикцию других государств, в которых не применяются американские законы об авторских правах. Итог – программы остались в «Интернет-эфире», но их налоги не поступают в бюджет Соединенных Штатов.

 


Интернет-радиовещание обладает таким потенциалом, который способен преодолеть такие ограничения, свойственные эфирному радио, как сиеминутность сообщения, однонаправленность общения, пассивное восприятие слушпателем. Формат интернет-вещания позволяет сделать процесс интерактивным, добавить к звуковому сигналу визуальную составляющую, расширить возможности испльзования контента

 
Спустя почти 10 лет, после многочисленных протестов интернет-вещателей Конгресс изменил правила выплат, предложив небольшим веб-вещателям рассчитывать роялти, как процент от выручки. Экономисты подсчитали, чтобы отвечать требованиям законодателей, вещатель должен меть доход не более $1,25 млн в год, и выдавать в эфир менее 5 миллионов «часов прослушивания», то есть иметь в среднем 6830 уникальных слушателей. Такие ограничения никак не устраивали небольшие радиостанции и огни продолжали вести переговоры с властями.
В августе 2008 года газета WashingtonPost публикует материал, в котором сказано, что, несмотря на то, что канал Пандорра «является одним из наиболее популярных веб-радиовещательных сервисов, трансляции которого ежедневно слушает более миллиона человек, владельцы бизнеса близки к банкротству из-за непомерных роялти, которые обязаны выплачивать интернет-вещатели». В результате, в январе 2009 было объявлено, что Комиссия по авторским гонорарам США будет рассчитывать роялти, подлежащие уплате со стороны сетевых ресурсов на основании получаемого ими дохода. Вот с тех пор, такие популярные веб-ресурсы, как Pandora, Mog, 8tracks и даже недавно появившийся канал GoogleMusic полностью изменили способ, посредством которого люди открывают для себя новые композиции и вообще то, как они слушают музыку.

 


Вряд ли на каналах интернет-вещания МГРС появится некий эксклюзивный контент, за прослушивание которого можно будет уверенно собирать плату. И даже, если таие записи появятся, они перестанут быть эксклюзивными уже через три минуты после первой трансляции. Охранять авторские права в цифровом медиа-пространстве еще труднее, чем в аналоговом

Доходы и слушатели
 
В 2003 году, если верить статистике, доходы от потокового аудио, транслируемого музыкальными радиостанциями составил всего $49 млн, но уже к 2006 году эта цифра выросла в десять раз, достигнув полумиллиарда долларов. С тех пор скорость роста этих показателей не уменьшается. Растет и число слушателей. Регулярно публикуемые рейтинги и обзоры показывают, что сегодня интернет-радиостанции только в США, хотя бы раз в неделю, слушает около 70 миллионов человек. Это намного больше, чем слушателей у спутникового радиовещания, подкастов и радио на сотовых телефонах.

В России
 
Сегодня многие российские радиостанции приглашают своих слушателей на веб-версии, доступ к которым можно получить на официальном сайте. К сожалению, очень часто кнопка доступа к эфирному контенту буквально «запрятана» среди массы других материалов, или ссылка написана буквами такого размера, что вряд ли может быть различима обычным интернет-пользователем, который, как правило, просматривает страницу по диагонали, отыскивая интересующие его заголовки. Сделано ли это специально веб-мастерами, которые не любят радио, или радийщиками, которые люто ненавидят Интернет – непонятно. Ясно лишь то, что слушателей у таких каналов не очень-то много.

«Всероссийский радиовещательный»
 
Идея создания нового медиа интернет-ресурса в виде всероссийского радиовещательного интернет-портала кажется довольно перспективной. Но есть во всем этом некоторые странности.
Странность первая начинается с того момента, как вы попытаетесь найти в Интернете сайт компанииЗАО «АИРТ», которая объявлена стратегическим партнером МГРС в деле создания веб-вещания. Не странно ли, что основанная в 2009 году компания, собирающаяся заниматься интернет-вещанием, собственного веб-сайта пока еще имеет? 
Следующая странность появляется, когда Вы переходите по адресу интернет-портала RusTuner.ru, который по информации на сайте МГРС «стал основой универсальной системы информирования и оповещения с использованием интернет-радиовещания». Здесь вы прочтете, что RusTuner вовсе никакой не универсальный портал, а всего лишь источник контента для школьных и любительских радиостанций. Затем увидите, что на сайте «0 слушателей », а из 5 композиций предлагаемого контента прослушать можно две – PinkFloyd и Queen, заплатив по 99 копеек за каждую.
Понятно, что Московской радиотрансляционной сети (МГРС), ни одну из трех программ проводного вещания жители Москвы, в большинстве своем давно не слушают, нужны новые проекты. Понятно, что распиаренный пару лет назад проект «Социальная розетка», в котором предлагалось по сети проводного вещания передавать и радиопрограммы, и Интернет, и несколько телевизионных каналов и в добавок еще и обеспечивать связь со службами экстренного реагирования, был изначально обречен на неудачу. Как потому, что существующие каналы проводного вещания не позволяют вести двустороннюю передачу и не имеют достаточной емкости для заявленных сервисов, так и потому, что с этой услугой компания опоздала, как минимум, лет на десять.

Проблемы оповещения
 
В течение многих лет соцреализма само существование проводного вещания оправдывалось исключительно необходимостью иметь надежные и общедоступные каналы, посредством которых можно быстро оповещать жителей страны о потенциальных опасностях. Никто не спорит, такие каналы нужны. И, вполне вероятно, необходимы. Но – почему такое странное решение – протянуть провода до каждой квартиры? Возможно, этот вариант являл собой высшую ступень прогресса телекоммуникационных технологий в конце 1940-х и даже в начале 1960-х, о никак не позже. Например, в Японии и в других странах с повышенной сейсмической опасностью, где системы оповещения нужны никак не меньше, чем в нашей стране, никто проводов не тянет и «социальных розеток» не изобретает.
Оглянитесь на Таиланд, Италию и Филиппины. Используют ли их правительства сети проводного вещания в качестве средств массового оповещения? Нет. Эффективно ли отработает оповещение в Москве по сети проводного вещания, приемников которой у большинства жителей просто нет? Нет. Будет ли эффективным аналогичным образом построенное оповещение с использованием возможностей интернет-вещания? Сомнительно.

Цели и способы
 
Александр Милицкий, как известно, довольно успешно работал на ряде проектов, связанных с доступом в Интернет. Возможно, именно его опыта недоставало московским радиовещателям для того, чтобы наконец оторваться от вскормивших их двухпроводных медных пар, за наличие которых в нашей квартире все мы платим, даже если никогда не используем, и увидеть современный мир всемирных сетей. Чего ждут в МГРС от нового проекта? И каким контентом собираются «накормить» интернет-вещание?
Ждут, по всей видимости, как минимум, двух вещей – роста прибылей и расширения аудитории слушателей. Ответ на второй вопрос сильно связан с тем, какие пути будут выбраны компанией для достижения поставленных целей.
Каждый, кто хоть раз продвигал в рунете платные сервисы, знает, насколько сложно заставить среднестатистического российского пользователя Интернета заплатить даже 99 копеек, особенно, если точно такую же услугу можно получить абсолютно бесплатно. Вряд ли на каналах интернет-вещания МГРС появится некий эксклюзивный контент, за прослушивание которого можно будет уверенно собирать плату. И даже если такие аудиозаписи появятся, они перестанут быт эксклюзивными уже через три минуты после первой трансляции. Охранять авторские права в цифровом медиа пространстве еще труднее, чем в аналоговом. Поэтому, лично я на платное прослушивание интернет-каналов не рассчитывала бы. А другого платного контента ни один радиовещатель дать не может.
Второй источник доходов в Интернете – как и во всех других средствах массовой информации - реклама. Как рассчитывается цена рекламы на интернет-портале? Конечно, исходя из популярности ресурса. Будет ли популярным новый интернет-портал? Это будет зависеть от того, какие сервисы предложат пользователям его хозяева. Одно можно сказать точно, если на сайте можно будет всего лишь прослушать эфирные трансляции все тех же трехпрограмм, пусть даже и в записи, и в любое удобное время, уникальных посетителей у него много не будет, а, следовательно, и реклама денег не принесет.
Несомненно, интернет-радиовещание обладает потенциалом, который способен преодолеть такие ограничения, свойственные эфирному радио, как сиюминутность сообщения, однонаправленность общения, пассивное восприятие слушателем. Кроме того формат интернет-вещания позволяет сделать сервис интерактивным, добавить к звуковому сигналу визуальную составляющую, расширить возможности использования контента, созданного слушателями.
Возможно МГРС найдет новые формы вещания, пригодные для интернет-модели и сумеет понять и принять совершенно особую специфику работы, которая накладывает определенные – и весьма непростые – требования на любую радиовещательную организацию, которая принимает решение переноса части вещания в Сеть.
Время покажет, вот только этого времени у нового проекта нет, ведь сервис выводится на рынок с очень большим опозданием.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов