16 июля '12

За электронную демократию ответит Администрация Президента


Никита Беллер

, независимый инвестаналитик

 Пилотную версию проекта в отрасли ожидают в ближайшие два-три года

Июль заканчивается весело. «Забанить» по IP теперь можно не только спамера на форуме, но сам форум, а заодно и все остальное, у чего окажется такой же IP - если тот же самый спамер примется постить там ссылки на детскую порнографию, рецепты наркотиков или учебники по художественному суициду для самых маленьких. А за электронную демократию теперь отвечает Администрация Президента. И эта новость - поважнее.
До последнего времени электронную демократию, сиречь методы электронной доставки мнения граждан напрямую тем, кто по долгу службы обязан эти мнения учитывать, курировало исключительно Минкомсвязи. Вроде бы, логично: министерство уже занимается электронным правительством, так разве сильно от него отличается демократия - такая же электронная, и через тот же интернет работающая?
Еще как сильно. Электронное правительство - это, грубо говоря, новый интерфейс к уже работающей системе. Он не меняет регламенты подготовки документов, не перестраивает цепочки взаимодействия между ведомствами: просто запрос на очередную справку попадает по адресу не в письменном виде, а в цифровом. А сама справка, которую получает гражданин, такая же, и выдается там же, как если бы запрос на таковую был вручен специально обученной тетеньке в окошке соответствующего присутственного места. Такое вот сугубо технологическое решение, которое по умолчанию входит в сферу ответственности ключевого технологического министерства.

 


Внедрение электронной демократии - это не только светлое цифровое будущее, но и pain in the ass, причем прямо сейчас. Одних полномочий недостаточно, чтобы заставить все без исключения, государственные органы, прорабатывать варианты изменения собственного внутреннего распорядка - необходим авторитет

 
Электронная демократия - это принципиально новая логика. Она добавляет взаимодействиям между гражданином и правительством невиданного интерактива: пожаловался чиновникам на разбитую дорогу - следи в реальном времени, по каким инстанциям идет твой запрос, и с какой формулировкой он попадает к тому или иному чиновнику. Составил мнение по поводу нового законопроекта - есть возможность изложить свои догадки его авторам и постараться привлечь на свою сторону единомышленников, дабы повысить шансы, что предложения будут приняты. Одна беда: чтобы система заработала хоть как-нибудь, а не была чатом при сайте электронного правительства, одного только Минкомсвязи, даже с молодым и компетентным министром во главе, недостаточно.
Недостаточно, прежде всего, полномочий. Допустим, система электронной демократии заработала в полную мощь (в неполную она трудится уже сейчас - см. http://e-democratia.ru) и снискала популярность. Органы власти получают тысячи обращений, причем исходят они не только от авторов многотомных писем «как нам обустроить Россию и защитить ее от нашествия марсианских сионистов», но и от психически стабильных граждан с реальными, по делу, вопросами и предложениями. Кто будет разбирать всю эту кучу? Ответ неясен. А сколько людей должно посоветовать одну и ту же правку к постановлению городского правительства, чтобы она была вынесена на обсуждение? Ответа, опять же, нет. Недостаточно разработать систему электронной демократии - нужна система взаимодействия с этой системой. И здесь единым интерфейсом не обойтись: регламент работы в условиях электронной демократии должен учитывать и корректировать порядок действий каждого отдельного ведомства, цепочку принятия решений и, в конце концов, влиять на штатное расписание - нужно найти и обучить специалиста, который возьмет на себя чисто технические моменты. Разработать все это Минкомсвязи может только в формате абстрактных рекомендаций, которые потом надлежит санкционировать в Госдуме, в правительстве, и только потом использовать как основу для создания конкретных документов (им, в свою очередь, вновь придется пройти все этапы согласований). Как много времени потребуется на все эти процедуры, сложно даже представить.

 


Есть ровным счетом одна причина, почему официальной платформой для электронной демократии Твиттер не станет. Это - не распилы и откаты, не сложность в интеграции с электронным документооборотом и не государственная безопасность. Просто Твиттер затягивает...

 
Единственный способ сократить временной разрыв между проектом и реально работающей системой электронной демократии - сформировать надведомственную и, сколь это возможно, надправительственную структуру, которая возьмет на себя контроль за ходом внедрения. Структура должна быть вправе ставить задачи министерствам и ведомствам, а также консолидировать всю информацию, полученную в процессе - то есть обладать полномочиями Администрации Президента РФ.
Неделю назад такой вариант развития событий получил закономерное подтверждение: руководство управлением президентской администрации по делам электронной демократии принял на себя Андрей Липов, тот же, кто до недавнего времени возглавлял аналогичное подразделение Минкомсвязи. А курировать проект будет еще один компетентный связист - бывший министр связи Игорь Щеголев.
Недалеки от истины и те, кто утверждает, что нынешний Президент стремится поставить реализацию электронной демократии под свой непосредственный контроль. Разумеется, стремится - и далеко не факт, что это связано с личными амбициями В. В. Путина и какими-то его политическими планами. Достаточного того, что внедрение электронной демократии - это не только светлое цифровое будущее, но и pain in the ass, причем прямо сейчас. Одних полномочий недостаточно, чтобы заставить все, без исключения, государственные органы, прорабатывать варианты изменения собственного внутреннего распорядка - необходим авторитет. Чтобы требование исходило, как говорили в другое время и про другого главу государства, от Самого: все же, в нынешней системе управления личность отдающего приказ часто играет важнейшую роль.
И еще, к слову о личном контроле. Опасения противников передачи электронной демократии под контроль Администрации Президента не в последнюю очередь связаны с событиями последних месяцев, когда с этим государственным органом связывали целый ряд политических скандалов. Поручите систему электронной демократии президентской администрации, и демократии там не останется - уверены несогласные с этой реформой. Но, верно или нет мнение о ключевой роли администрации в росте интернет-пропаганды и развитии конфликтов вокруг сетевых медиа, к перспективам электронной демократии пропагандистский фактор не имеет ровным счетом никакого отношения.
Демократия в интернете и электронная демократия - это не одно и то же. Настолько не одно и то же, что если в Рунете останется один-единственный сайт с единственной же страничкой, на которой можно и получить ответ - это будет какая-никакая, но электронная демократия. Даже значения слова «демократия» в этих словосочетаниях различается радикально. В первом случае, акцент делается на сопутствующих демократии ценностях - свободе слова и совести, равенстве перед законам и так далее. Во втором - имеется в виду самый что ни на есть исторический смысл термина: форма правления, опирающаяся на коллективное принятие решений волеизъявлением равноправных участников. Просто изъявить волю, раз уж демократия электронная, можно при помощи средств связи.
Ладно, покончим с политикой и поговорим о более приземленных вещах.
Платформа для реализации, по меньшей мере, базовых элементов электронной демократии, уже есть: система, на которой реализован комплекс услуг «электронного правительства» способна однозначно идентифицировать посетителя как гражданина РФ, принять его запрос и последовательно демонстрировать ход рассмотрения. Система обсуждения государственных документов тоже не требует значительных усилий по внедрению - полностью пригоден любой из многочисленных коммерческих и бесплатных движков для работы с комментариями, да и любой из форумных движков тоже. В условиях нынешнего рынка услуг веб-разработки это означает, что общая стоимость работ по вводу в строй портала «электронной демократии» в интернете вряд ли превысит сотню тысяч рублей, и ограничится полумиллионом, если включить в смету стоимость новых серверов достаточной производительности. Этого достаточно, чтобы запустить пилотную версию платформы, с нуля или на базе ли уже существующего http://e-democratia.ru. Есть и иные наработки, которые относительно несложно интегрировать в систему электронной демократии для развития ее функций. Та же система ГАС «Выборы», которая понемногу приходит в боеспособное состояние, и которая, в сочетании с запланированными к вводу в оборот универсальными электронными картами, способна перевести процесс голосования в электронную форму, заодно мотивируя россиян воспользоваться и другими благами е-демократии.
Основные затраты придутся не на создание веб-интерфейса. Гораздо больше придется потратить на подключение к этому интерфейсу конкретных ведомств - как уже говорилось, понадобятся специалисты, которые возьмут на себя взаимодействие между госучреждением и Интернетом. Эти несколько тысяч людей должны быть обучены по разработанной специально для этого программе, приняты в штат для легитимизации доступа к персональным данным граждан, обеспечены зарплатой и оборудованием - а это уже порядка миллиарда рублей.
Со сроками сложнее. Администрация Президента только недавно взяла электронную демократию под свой контроль, и не успела перейти к решительным действиям, которые бы могли дать представления о запланированном времени запуска. Более-менее уверенно можно говорить лишь о том, что в ближайшие два-три года выйдет общедоступная пилотная версия - но ее функциональность будет ограничена, и первое время она выступит в роли дополнения к порталу http://gosuslugi.ru.
А теперь, с позволения уважаемых читателей, переверну все с ног на голову. Электронная демократия в России уже есть. Правда, не ростелекомовского производства, и не правительственного, да и вообще - российского в ней процентов на 10%, притом, кажется, через оффшор. Называется эта электронная демократия Твиттером.
Через него государственные чиновники общаются с коллегами и рядовыми гражданами, через него обмениваются информацией ведомства и, если верить героям одного недавнего скандала, управляются целые министерства.
У Твиттера есть все необходимые инструменты, чтобы реализовать диалог между властью и каждым членом общества: хэштеги, чтобы обьявлять и комментировать темы, лайки и ретвиты, по которым можно оценить популярность той или иной точки зрения, и возможность верифицировать аккаунты - бот, стало быть, не пройдет. А также много других полезных для дела функций, с которыми ваш покорный слуга просто не знаком.
И есть, как мне кажется, ровным счетом одна причина, почему официальной платформой для электронной демократии он не станет. Это - не распилы и откаты, не сложность в интеграции с электронным документооборотом (как раз интеграция твиттера с чем угодно несложна) и не государственная безопасность. Просто Твиттер... затягивает. А мы же хотим демократию, а не поголовную твиттеризацию?

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов