16 июля '12
За электронную демократию ответит Администрация Президента
Пилотную версию проекта в отрасли ожидают в ближайшие два-три года
Июль заканчивается весело. «Забанить» по IP теперь можно не только спамера на форуме, но сам форум, а заодно и все остальное, у чего окажется такой же IP - если тот же самый спамер примется постить там ссылки на детскую порнографию, рецепты наркотиков или учебники по художественному суициду для самых маленьких. А за электронную демократию теперь отвечает Администрация Президента. И эта новость - поважнее.
До последнего времени электронную демократию, сиречь методы электронной доставки мнения граждан напрямую тем, кто по долгу службы обязан эти мнения учитывать, курировало исключительно Минкомсвязи. Вроде бы, логично: министерство уже занимается электронным правительством, так разве сильно от него отличается демократия - такая же электронная, и через тот же интернет работающая?
Еще как сильно. Электронное правительство - это, грубо говоря, новый интерфейс к уже работающей системе. Он не меняет регламенты подготовки документов, не перестраивает цепочки взаимодействия между ведомствами: просто запрос на очередную справку попадает по адресу не в письменном виде, а в цифровом. А сама справка, которую получает гражданин, такая же, и выдается там же, как если бы запрос на таковую был вручен специально обученной тетеньке в окошке соответствующего присутственного места. Такое вот сугубо технологическое решение, которое по умолчанию входит в сферу ответственности ключевого технологического министерства.
|
Внедрение электронной демократии - это не только светлое цифровое будущее, но и pain in the ass, причем прямо сейчас. Одних полномочий недостаточно, чтобы заставить все без исключения, государственные органы, прорабатывать варианты изменения собственного внутреннего распорядка - необходим авторитет |
|
Электронная демократия - это принципиально новая логика. Она добавляет взаимодействиям между гражданином и правительством невиданного интерактива: пожаловался чиновникам на разбитую дорогу - следи в реальном времени, по каким инстанциям идет твой запрос, и с какой формулировкой он попадает к тому или иному чиновнику. Составил мнение по поводу нового законопроекта - есть возможность изложить свои догадки его авторам и постараться привлечь на свою сторону единомышленников, дабы повысить шансы, что предложения будут приняты. Одна беда: чтобы система заработала хоть как-нибудь, а не была чатом при сайте электронного правительства, одного только Минкомсвязи, даже с молодым и компетентным министром во главе, недостаточно.
Недостаточно, прежде всего, полномочий. Допустим, система электронной демократии заработала в полную мощь (в неполную она трудится уже сейчас - см. http://e-democratia.ru) и снискала популярность. Органы власти получают тысячи обращений, причем исходят они не только от авторов многотомных писем «как нам обустроить Россию и защитить ее от нашествия марсианских сионистов», но и от психически стабильных граждан с реальными, по делу, вопросами и предложениями. Кто будет разбирать всю эту кучу? Ответ неясен. А сколько людей должно посоветовать одну и ту же правку к постановлению городского правительства, чтобы она была вынесена на обсуждение? Ответа, опять же, нет. Недостаточно разработать систему электронной демократии - нужна система взаимодействия с этой системой. И здесь единым интерфейсом не обойтись: регламент работы в условиях электронной демократии должен учитывать и корректировать порядок действий каждого отдельного ведомства, цепочку принятия решений и, в конце концов, влиять на штатное расписание - нужно найти и обучить специалиста, который возьмет на себя чисто технические моменты. Разработать все это Минкомсвязи может только в формате абстрактных рекомендаций, которые потом надлежит санкционировать в Госдуме, в правительстве, и только потом использовать как основу для создания конкретных документов (им, в свою очередь, вновь придется пройти все этапы согласований). Как много времени потребуется на все эти процедуры, сложно даже представить.
|
Есть ровным счетом одна причина, почему официальной платформой для электронной демократии Твиттер не станет. Это - не распилы и откаты, не сложность в интеграции с электронным документооборотом и не государственная безопасность. Просто Твиттер затягивает... |
|
Единственный способ сократить временной разрыв между проектом и реально работающей системой электронной демократии - сформировать надведомственную и, сколь это возможно, надправительственную структуру, которая возьмет на себя контроль за ходом внедрения. Структура должна быть вправе ставить задачи министерствам и ведомствам, а также консолидировать всю информацию, полученную в процессе - то есть обладать полномочиями Администрации Президента РФ.
Неделю назад такой вариант развития событий получил закономерное подтверждение: руководство управлением президентской администрации по делам электронной демократии принял на себя Андрей Липов, тот же, кто до недавнего времени возглавлял аналогичное подразделение Минкомсвязи. А курировать проект будет еще один компетентный связист - бывший министр связи Игорь Щеголев.
Недалеки от истины и те, кто утверждает, что нынешний Президент стремится поставить реализацию электронной демократии под свой непосредственный контроль. Разумеется, стремится - и далеко не факт, что это связано с личными амбициями В. В. Путина и какими-то его политическими планами. Достаточного того, что внедрение электронной демократии - это не только светлое цифровое будущее, но и pain in the ass, причем прямо сейчас. Одних полномочий недостаточно, чтобы заставить все, без исключения, государственные органы, прорабатывать варианты изменения собственного внутреннего распорядка - необходим авторитет. Чтобы требование исходило, как говорили в другое время и про другого главу государства, от Самого: все же, в нынешней системе управления личность отдающего приказ часто играет важнейшую роль.
И еще, к слову о личном контроле. Опасения противников передачи электронной демократии под контроль Администрации Президента не в последнюю очередь связаны с событиями последних месяцев, когда с этим государственным органом связывали целый ряд политических скандалов. Поручите систему электронной демократии президентской администрации, и демократии там не останется - уверены несогласные с этой реформой. Но, верно или нет мнение о ключевой роли администрации в росте интернет-пропаганды и развитии конфликтов вокруг сетевых медиа, к перспективам электронной демократии пропагандистский фактор не имеет ровным счетом никакого отношения.
Демократия в интернете и электронная демократия - это не одно и то же. Настолько не одно и то же, что если в Рунете останется один-единственный сайт с единственной же страничкой, на которой можно и получить ответ - это будет какая-никакая, но электронная демократия. Даже значения слова «демократия» в этих словосочетаниях различается радикально. В первом случае, акцент делается на сопутствующих демократии ценностях - свободе слова и совести, равенстве перед законам и так далее. Во втором - имеется в виду самый что ни на есть исторический смысл термина: форма правления, опирающаяся на коллективное принятие решений волеизъявлением равноправных участников. Просто изъявить волю, раз уж демократия электронная, можно при помощи средств связи.
Ладно, покончим с политикой и поговорим о более приземленных вещах.
Платформа для реализации, по меньшей мере, базовых элементов электронной демократии, уже есть: система, на которой реализован комплекс услуг «электронного правительства» способна однозначно идентифицировать посетителя как гражданина РФ, принять его запрос и последовательно демонстрировать ход рассмотрения. Система обсуждения государственных документов тоже не требует значительных усилий по внедрению - полностью пригоден любой из многочисленных коммерческих и бесплатных движков для работы с комментариями, да и любой из форумных движков тоже. В условиях нынешнего рынка услуг веб-разработки это означает, что общая стоимость работ по вводу в строй портала «электронной демократии» в интернете вряд ли превысит сотню тысяч рублей, и ограничится полумиллионом, если включить в смету стоимость новых серверов достаточной производительности. Этого достаточно, чтобы запустить пилотную версию платформы, с нуля или на базе ли уже существующего http://e-democratia.ru. Есть и иные наработки, которые относительно несложно интегрировать в систему электронной демократии для развития ее функций. Та же система ГАС «Выборы», которая понемногу приходит в боеспособное состояние, и которая, в сочетании с запланированными к вводу в оборот универсальными электронными картами, способна перевести процесс голосования в электронную форму, заодно мотивируя россиян воспользоваться и другими благами е-демократии.
Основные затраты придутся не на создание веб-интерфейса. Гораздо больше придется потратить на подключение к этому интерфейсу конкретных ведомств - как уже говорилось, понадобятся специалисты, которые возьмут на себя взаимодействие между госучреждением и Интернетом. Эти несколько тысяч людей должны быть обучены по разработанной специально для этого программе, приняты в штат для легитимизации доступа к персональным данным граждан, обеспечены зарплатой и оборудованием - а это уже порядка миллиарда рублей.
Со сроками сложнее. Администрация Президента только недавно взяла электронную демократию под свой контроль, и не успела перейти к решительным действиям, которые бы могли дать представления о запланированном времени запуска. Более-менее уверенно можно говорить лишь о том, что в ближайшие два-три года выйдет общедоступная пилотная версия - но ее функциональность будет ограничена, и первое время она выступит в роли дополнения к порталу http://gosuslugi.ru.
А теперь, с позволения уважаемых читателей, переверну все с ног на голову. Электронная демократия в России уже есть. Правда, не ростелекомовского производства, и не правительственного, да и вообще - российского в ней процентов на 10%, притом, кажется, через оффшор. Называется эта электронная демократия Твиттером.
Через него государственные чиновники общаются с коллегами и рядовыми гражданами, через него обмениваются информацией ведомства и, если верить героям одного недавнего скандала, управляются целые министерства.
У Твиттера есть все необходимые инструменты, чтобы реализовать диалог между властью и каждым членом общества: хэштеги, чтобы обьявлять и комментировать темы, лайки и ретвиты, по которым можно оценить популярность той или иной точки зрения, и возможность верифицировать аккаунты - бот, стало быть, не пройдет. А также много других полезных для дела функций, с которыми ваш покорный слуга просто не знаком.
И есть, как мне кажется, ровным счетом одна причина, почему официальной платформой для электронной демократии он не станет. Это - не распилы и откаты, не сложность в интеграции с электронным документооборотом (как раз интеграция твиттера с чем угодно несложна) и не государственная безопасность. Просто Твиттер... затягивает. А мы же хотим демократию, а не поголовную твиттеризацию?