19 июля '12

«Триколор ТВ» готовят к продаже стратегическому инвестору

ФАС одобрила продажу 50% акций национальной спутниковой компании – бренд «Триколор ТВ» неизвестному физическому лицу. Сделка может оказаться частью плана подготовки к продаже компании стратегическому инвестору, для чего и потребовалось изменение структуры акционеров оператора.
Кто выступил в роли покупателя точно не известно. На протяжении нескольких лет Интерес к «Триколор ТВ» проявлял холдинг «Газпром-медиа». В 2009 году появилась информация о том, что достигнута договоренность о покупке актива, однако, сделка так и не состоялась – не удалось достичь компромиссного решения относительно оценки оператора и перспектив его дальнейшего развития (в начале переговоров «Триколор ТВ» оценивалась в $1 млрд, но затем оценка компании снизилась вдвое). Тем не менее «Газпром-медиа» заявил, что не собирается покупать «Триколор ТВ». В отрасли есть версия, что покупателем пакета оператора является Андрей Ткаченко – президент производителя и дистрибутора приемного спутникового оборудования «Дженерал сателайт», который является технологическим партнером «Триколор ТВ». Продавец не известен (по 50% акций оператора принадлежат Зинаиде Толпекиной и Ольге Орловой).
В экспертном сообществе даже $500 млн считают завышенной оценкой оператора, несмотря на то, что компания является крупнейшим на сегодняшний день провайдеом неэфирного ТВ, и привлекательна с точки зрения сделок M&A как актив. Учитывая этот момент, аналитики предполагают что в основе сделки могут лежать не столько финансовые сколько политические интересы. Отраслевые эксперты обращают внимание на тенденцию усиления влияния государства на медийное пространство. В любом случае, по их мнению, покупателем выступил инвестор, имеющий отношение к медийному бизнесу - крупные медиа-холдинги, либо их конечные бенефициары. Представители экспертной среды убеждены в том, что для владельцев «Триколор ТВ» текущая ситуации – уникальный шанс продать для выгодной продажи бизнеса. Бизнес-модель, по которой работал оператор, изжила себя и требует обновления.
Согласно экспертным оценкам, индустрия платного TV сохраняет значительный потенциал роста, что объясняет интерес стратегических и финансовых инвесторов к сектору. В ближайшей перспективе прогнозируется активная концентрация рынка. Количество абонентов неэфирного ТВ в ближайшие нескольких лет будет увеличиваться на 15-20% ежегодно.

 


Эксклюзивные комментарии:

Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»

«Сегодня для владельцев «Триколор ТВ», пожалуй, последняя возможность продать бизнес более-менее удачно. Каждый, кто знаком, с бизнес-моделью компании, знает, что она предлагает абонентам купить комплект оборудования и оплатить первый год просмотра пакета программ. Дальше покупатель может пользоваться услугами бесплатного просмотра пакета из полутора десятков общедоступных программ. В настоящий момент подавляющее большинство абонентов сервиса пользуется им, как минимум, лет пять. Большая часть терминалов используется в малообслуживаемых районах, где бесплатной альтернативой «Триколору» являются телесигналы от ближайших ретрансляторов РТРС, качество которых оставляет желать лучшего. Точно неизвестно, какой процент абонентов продолжает оплачивать услуги, однако, похоже, что взрывного роста абонентской базы предсказывать невозможно. И, следовательно, покупатель будет вынужден либо отменить бесплатный просмотр, либо найти бюджетное финансирование проекта, либо сочинить некую новую «убойную» услугу, за которую выложат деньги как существующие, так и новые пользователи».



Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«На сегодняшний день довольно сложно судить, кто может выступать в качестве покупателя контрольного пакета в «Триколор ТВ». Неясно также является ли участник сделки посредником, или же конечным приобретателем. Едва ли актив будет интересен инвестору, ранее не связанному с медийным бизнесом. Скорее всего, в качестве покупателей выступают либо крупные медиа-холдинги, либо их конечные бенефициары. Данное утверждение подтверждается и завышенной оценкой сделки – едва ли сторонний инвестор готов переплатить за весьма специфичный актив».



Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL

«На наш взгляд, консолидация миноритарным акционером крупного пакета, действительно, может свидетельствовать о планах продажи части капитала компании крупному стратегическому или финансовому инвестору. «Триколор» – фактически крупнейший на сегодняшний день провайдер неэфирного телевидения и, несомненно, очень привлекательный с точки зрения сделок M&A актив. Интерес такая покупка могла бы представлять в первую очередь для крупных профильных операторов. Поэтому на наш взгляд это вполне реалистичный сценарий. В целом индустрия pay TV, несомненно, сохраняет значительный потенциал роста, поэтому интерес стратегических и финансовых инвесторов к сектору вполне понятен. Мы полагаем, что в ближайшей перспективе процесс концентрации рынка продолжит проходить достаточно активно. Согласно предварительным оценкам iKS-consulting, в 2011 г. общее количество абонентов платного телевидения в России составило около 26 млн (рост год к году – 21%), уровень проникновения превысил 50%. Мы ожидаем, что количество абонентов неэфирного ТВ в горизонте следующих нескольких лет будет увеличиваться на 15-20% ежегодно. В число крупнейших провайдеров неэфирного ТВ в целом (с учетом различных технологий подключения), входят такие компании как «Триколор», «Ростелеком», МТС, «ЭР-Телеком», «Акадо». На долю пятерки лидеров рынка приходится в совокупности более 70% рынка платного ТВ».

 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов