6 июля '12
Российская версия YouTube
Caramba Media договорилась о сотрудничестве с лос-анджелесской Maker Studios ltd
26 июня 2012 года ООО «Карамба Медиа», владельцы Карамба ТВ, самого популярного канала в русскоязычной части Youtube, заключили контракт с главным Youtube-магнатом YouTube англоязычного - лос-анджелесской Maker Studios ltd. Ключевой продукт последней - видеоблог Рэя Вильяма Джонсона «=3» («Equals three») - уже не первый год удерживает лидерство по числу подписчиков, а общая аудитория проектов американской компании приближается к 80 млн человек. Согласно официальному пресс-релизу, договор дает «Карамба Медиа» «эксклюзивное право на использование всего контента Maker Studio в коммерческих целях: адаптация, переозвучка, продажа прав вещания на телевидении и в Интернете адаптированного контента Maker Studios на территории РФ».
Стоимость контракта (исходя из предмета соглашения, счет идет на сотни тысяч долларов) неизвестна, как нет информации и о том, получит ли Maker Studios за свой контент деньги или долю в Карамба Медиа.
Впрочем, уникальность ситуации - не в стоимости сделки. Куда важнее сам факт продажи прав на YouTube-видео одним каналом другому. До последнего времени, рынок русскоязычного видеоконтента в Интернете пребывал в зачаточном состоянии. В рамках единственной коммерчески оправданной (читай - жизнеспособная) бизнес-модели, видеохостингам отводилось место рекламной площадки и, насколько возможно, среды для распространения вирусного контента. Продавалась и покупалась услуга «производство рекламного видеоролика и продвижение его в социальных сетях», но уж никак не контент - до тех пор, пока не появилось Карамба ТВ.
С начала 2011 года канал, работающий в жанре развлекательного видеоблоггинга, и объединяющий более десятка тематических программ, сумел не только охватить многомиллионную аудиторию и привлечь инвестора, который еще на старте приобрел сорокапроцентную долю в ООО «Карамба Медиа» за $1 млн, но и обеспечить стабильный рост прибыли. В интервью порталу Siliconrus.ru коммерческий директор Карамба ТВ говорит, что только на партнерской рекламе канал зарабатывает 20-70 центов за 1000 просмотров - до ста тысяч долларов в месяц, заработанных исключительно на контенте собственного производства.
Тот факт, что YouTube-контент становится продуктом, который подлежит продаже сам по себе, а не как результат оказания услуги, делает видео в Интернете намного более опасным конкурентом для телевещания. И вот почему.
|
Уникальность ситуации - не в стоимости сделки. Куда важнее сам факт продажи прав на YouTube-видео одним каналом другому. До последнего времени, рынок русскоязычного видиоконтента в Интернете пребывал в зачаточном состоянии |
|
Первое: видеохостинги позволяют проводить детальный анализ предпочтений аудитории на базе информции обо всех зрителях каждого конкретного ролика. Полученные данные дают производителю и\или дистрибьютору контента возможность корректировть развитие продукта, опираясь на точные данные о ЦА - особенно хорош для этой цели YouTube, использующий разработанные Google алгоритмы анализа пользовательских предпочтений (и, скорее всего, имеющий доступ к наработкам других проектов Google в этой области). В результате, аудитория YouTube-канала окажется намного лояльнее и однороднее, нежели аудитория канала ТВ.
Второе: формат, в котором работают самые популярные YouTube каналы, дешев в производстве. Видеоблоггинг, как изначально любительский некоммерческий формат, не предполагает сложного монтажа, многокамерной съемки или дорогостоящих спецэффектов. Смета выпуска типичного YouTube-шоу ограничена арендой одной камеры (достаточно будет даже недорогой полупрофессиональной модели), затратами на организацию простейшего статического освещения, и оплатой труда собственно блоггера, оператора и работника линейного монтажа. В условиях рынка интернет-видео, такая ситуация способствует количественному росту предложения с одной стороны, и возможности его качественной оценки - с другой: затраты на пилотный выпуск нового проекта на YouTube не в пример ниже, чем аналогичные на ТВ.
|
В ближайшие два-три года главный стартап русского YouTube намерен провести первичное размещение для ценных бумаг - а обмен доли в бизнесе на эксклюзивные права в отношении популярного зарубежного контента позволяет «Карамба Медиа» обеспечить себе наиболее выгодные условия IPO как за счет «накачки» капитализации, так и благодаря участию в компании со стороны известного зарубежного партнера |
|
Третье. Федеральное законодательство ограничивает продолжительность телевизионной рекламы 15% от каждого часа вещания (9 минут за час). Разумеется, нет недостатка в способах обойти лимит - product placement разной степени тонкости, упоминание рекламируемых продуктов или брендов участниками программ, и прочие, более сложные схемы. Но стоит такая «как бы не реклама» ничуть не дешевле рекламы явной. И не забудьте, что любая реклама должна быть включена в программную сетку таким образом, чтобы не нарушить требования закона (это раз), интересы рекламодателя (это два), и планы самого телеканала по охвату и расширению ЦА (это три).
Зато видеохостинги под статью 14 («Реклама в телепрограммах и телепередачах») 38-ФЗ не подпадают - а значит, объем показа рекламных материалов целиком и полностью зависит от производителя контента и хостинга, на котором он размещен. Соответственно, миллиону подписчиков на Youtube можно показать гораздо больше рекламы, нежели миллионной аудитории городского и регионального канала - причем с невозможной для ТВ гарантией, что промо увидит каждый без исключения пользователь, который открыл видео.
Как итог, у рекламодателей появляется очередная причина голосовать рублем за интернет-видео, а не финансировать телевидение.
Кстати, интересный факт: в том же интервью руководства Карамба Медиа порталу Siliconrus.ru упоминается, что соглашение об эксклюзивных правах на локализацию всего контента Maker Studios инициировали... сами американцы. Значит ли это, что самый главный YouTube-магнат планеты рассматривает лидеров российского YouTube как потенциальный объект для приобретения? Скорее всего, да, поскольку на сегодняшний день, единственный YouTube-активный регион, не охваченный MakerStudios - постсоветское пространство.
Это возвращает нас к вопросу о стоимости контракта и способе ее оплаты. О структуре владения Карамба Медиа известно очень немного: 40% принадлежит неназванному инвестору, в то время как остальные 60% распределены между руководителями компании. Иными словами, доля в бизнесе, которую руководство Карамба Медиа может передать партнерам или соинвесторам без риска потерять контроль над деятельносью проекта, не должна превышать 10%. Исходя из нынешнего уровня прибыли (свыше $ 100 тыс. в месяц, с учетом динамики - около миллиона долларов в год), темпов роста и положения на рынке, общую стоимость ООО «Карамба Медиа» можно оценить примерно в $10 млн. Соответственно, помимо чисто финансовых ресурсов в активе ООО «Карамба Медиа» есть около миллиона долларов в виде ликвидной доли в компании. И высока вероятность, что именно эта доля и перешла Maker Studios по условиям контракта. Все-таки, в ближайшие два-три года главный стартап русского YouTube намерен провести первичное размещение для ценных бумаг - а обмен доли в бизнесе на эксклюзивные права в отношении популярного зарубежного контента позволяет «Карамба Медиа» обеспечить себе наиболее выгодные условия IPO как за счет «накачки» капитализации, так и благодаря участию в компании со стороны известного зарубежного партнера.
Собственно, сам тот факт, чтобы YouTube-канал не только покупает права на контент и зарабатывает деньги, но и всерьез готовится к выпуску ценных бумаг, может стать огромным стимулом для появления конкурирующих проектов. Причем среди будущих конкурентов, скорее всего, окажутся не только стартапы, предпринимающие попытки повторить достижения «Карамба ТВ», но и серьезные игроки, до последнего времени не воспринимавшие Интернет как перспективный рынок (да и вообще, как рынок).
Однако есть важный нюанс, который может отсрочить выход на рынок YouTube-контента новых игроков: на сегодняшний день, не существует разработанных методик оценки финансовых перспектив интернет-видео. К YouTube-проектам неприменимы методы анализа рынка видео-контента в более привычных формах - телевидения, продаж DVD\BD и даже Video-on-Demand.
Не стоит также забывать и о том, что долгие годы использования видео в качестве инструмента Social Media Marketing дали понять еще один важный факт: чтобы достичь нужных показателей по просмотрам, мало создать качественный продукт - куда больше времени, сил и средств потребуется на его продвижение. При этом необходимый объем каждого из ресурсов растет по мере развития конкуренции. И чем прочнее «Карамба ТВ» удерживает первое место по популярности, тем дольше и дороже будет продвижение конкурентов.
И напоследок - немного информации для размышления: несмотря на то, что контракт c Maker Studios был подписан совсем недавно, переведенные на русский язык ролики RWJ, лидера по популярности в каталоге лос-анджелесской компании, стали появляться на YouTube-канала carambaworld еще полгода назад.