2 июля '12

Мобильная Москва: кто ответит за качество?


Виталий Солонин

J'son & Partners, руководитель департамента беспроводных технологий

 Причины и следствия

Из-за высокой плотности абонентов и роста трафика сотовая связь в столице работает с перебоями, а усилия сотовых операторов оказываются недостаточными. В такой ситуации в дело вмешиваются городские власти и регулирующие органы. Но смогут ли они эффективно решить эту проблему в существующем правовом поле?
 
Оценка качества и борьба за него
 
Независимые исследования качества сотовой связи в столице проводятся регулярно. Так, недавно польская компания Systemics PAB объявила итоги проведенного ею исследования качества связи в Москве во втором квартале этого года, проведенного по заказу одного из производителей телекоммуникационного оборудования. Через сети каждого операторов «большой тройки» было проведено более 1000 звонков и сессий передачи данных. Лучшая сеть продемонстрировала минимальную вероятность недозвона и обрыва голосового вызова (0,75 и 0,11% от общего числа попыток соединения). У абонентов лидера также самое короткое время дозвона до нужного номера — 3,87 секунды, а также самая высокая средняя и пиковая скорость мобильного доступа (3,4/12,2 Мбит/с) и максимальное число сессий интернет-доступа без обрывов. В целом, как выяснилось, качество работы сетей в Москве соответствует европейским стандартам.
Как показали другие полевые исследования, ощутимые проблемы с качеством голосовой связи встречаются у всех работающих в Москве операторов «большой тройки» и разница в качестве связи между ними невелика.

 


Основной причиной проблем со связью является недостаточное покрытие и емкость сети. Ситуация обостряется тем, что с начала этого года вступил в силу новый порядок оплаты за использование радиочастот в России, который привел к массовым отказам от «неприбыльных» частот операторами

 
В июне 2012 года Департамент информационных технологий (ДИТ) мэрии Москвы опубликовал отчет об итогах городской информатизации, в котором, в частности, указано, что более 61% москвичей, принявших участие в городском опросе, не удовлетворены качеством связи в столице. Большинство жалоб от граждан приходит в департамент через мобильные устройства, благодаря официальному городскому приложению «Мобильная приемная», созданному для наиболее популярных платформ iOS, Android и Windows Phone. С декабря 2011 г. по июнь 2012 г. собрано более 2 тыс. жалоб на разрывы соединения, шумы и другие неполадки со связью. Все обращения передаются в Роскомнадзор.
Напомним, что ранее, в конце 2011 г. на официальном сайте ДИТ заработал сервис общественного мониторинга качества сотовой связи в столице, запущенный совместно с Управлением Роскомнадзора по Москве и Московской области. Объединение усилий двух ведомств связано с ростом числа жалоб на плохую связь в столице. В 2011 г. московское управление Роскомнадзора обработало свыше 2,5 тыс. обращений. Ожидалось, что сервис общественного мониторинга качества сети, который открылся на сайте ДИТ, поможет определить «горячие зоны» в городе, где проблемы со связью регистрируются постоянно. Собранная таким образом информация оперативно передается Роскомнадзору, и «предметно разбирается».

 


Все меры борьбы за качество мобильной связи не будут эффективны, пока не будут иметь под собой экономического обоснования и поддержки на уровне законодательства. Ни один из операторов не станет инвестировать в расширение покрытия и емкости сети до тех пор, пока не найдет для себя прямой экономической выгоды, либо не будет обязан подчиняться требованиям действующего законодательства

 
Самая плохая мобильная связь в Москве, по данным ДИТ, в Южном и Юго-Восточном административных округах, а также в восточной части Центрального округа. По мнению москвичей, качество покрытия неудовлетворительно в районе Таганской площади, а также метро «Римская» и платформы «Серп и Молот». Профессиональный мониторинг зафиксировал большое число сбоев на территории, прилегающей к метро «Маяковская», (на Триумфальной площади, в частности, проходили митинги оппозиции). На сайте ведомства сообщается, что Роскомнадзор может подтвердить увеличение случаев возникновения сбоев и помех в сотовой связи.
Чаще всего жители города жаловались на разрыв связи в ходе разговора, а также проблемы с дозвоном в движении. Большой объем обращений связан с отсутствием сигнала на первых этажах жилых домов, в высотных зданиях, а также крупных бизнес-центрах и административных зданиях.
Фиксируют обращения абонентов по поводу качества связи и сами операторы. Например, по данным МТС (более 13 млн абонентов в московской лицензионной зоне) в среднем от абонентов оператора региона ежемесячно поступает порядка 700 обращений по поводу качества связи (т. е. жалуется менее 0,005%). По каждому из них, по утверждениям МТС, «проводится проверка, и принимаются меры для решения проблемы». По данным «Мегафона», в мае 2012 года успешность установления интернет-сессий у абонентов оператора составила 99,45%.
Операторы продолжают развивать сети и строить новые базовые станции, а также проводят настройки параметров базовых станций, позволяющие исключить обрывы звонков при движении, улучшить качество речи. Как утверждают сотовики, они продолжает оптимизировать сетевую инфраструктуру с учетом строительства новых объектов связи, изменений рельефа местности и особенностей городской застройки. По данным «Мегафона», в Москве и Московской области у оператора более 10 тыс. базовых станций 2G/3G. За прошедший год инфраструктура сети московского «Мегафона» выросла в два раза, а сеть 3G - почти в три. За первые пять месяцев 2012 г. МТС установила 3 тыс. базовых станций в столичном регионе, что, по мнению оператора, позволило повысить надежность предоставления голосовых сервисов и услуг передачи данных, а также увеличить емкость мобильных сетей более чем на 20%. В конце 2011 г. МТС провела масштабную модернизацию сетей 2G, полностью обновив базовые станции в пределах МКАД, сейчас аналогичная реконструкция сетей ведется на территории Московской области.
По состоянию на начало 2012 г. больше всего базовых станций в Москве насчитывалось у «Мегафона» — 5500, далее следуют МТС - 4700 и «Вымпелком» — 2500. По данным Json & PartnersConsulting по конец июня, в Москве действовало свыше 13 тыс. базовых станций стандартов GSMи UMTS (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Количество базовых станций сотовой связи в Москве, I пол. 2012


 

 

Источник:Json & PartnersConsulting
 
Возможные причины сбоев
 
Стоит подчеркнуть, что на сайте ДИТ в анкете для фиксации проблем со связью по какой-то непонятной причине не указана такая опция как недостаточный уровень сигнала, а эта проблема, на мой взгляд, более чем актуальна. Ведь в условиях, когда на телефоне абонента нестабильно горит «полпалки», говорить о качестве не приходится. Все остальные неполадки, как правило, являются следствием именно этой причины.
Уровень сигнала будет зависеть, в первую очередь, от местоположения абонента, а также от модели его мобильного телефона - разные модели имеют разную чувствительность. Частичным решением данной проблемы могло бы стать наличие в телефоне гнезда для внешней антенны, однако такие телефоны в настоящее время на российский рынок практически не поставляются, и, кроме того, снижают потребительские свойства аппарата с части удобства его использования. Сильное влияние на распространение радиосигнала оказывают толщина и материал стен зданий, рельеф местности, погодные условия и множество других факторов. Особенностью московского региона является и нехватка частот, которые находятся в совместном использовании операторов и военных, что не позволяет в отдельных районах наладить непрерывную передачу сигнала, для абонентов это выражается в прерывании звонков и других помехах.
Таким образом, можно предположить, что основной причиной проблем со связью является недостаточное покрытие (не хватает базовых станций, плохое покрытие внутри помещений) и емкость сети (не хватает частот и радиочастотных каналов). Ситуация обостряется тем, что с начала этого года вступил в силу новый порядок оплаты за использование радиочастот в России, который привел к массовым отказам от «неприбыльных» частот операторами.
Общими проблемами, которые отрицательно сказываются на качестве связи, является и рост трафика передачи данных, и особенно - рост так называемого сигнального трафика, который генерируется преимущественно смартфонами. Продажи последних идут очень активно – по данным Json & PartnersConsulting, в 2011 г. в России было продано свыше 8 млн смартфонов, что более чем в 2 раза превышает показатель 2010 года.
В результате происходит резкий рост сигнального трафика – это сигнальные сообщения, передаваемые для установления, изменения и разрешения сеанса связи между узлами пакетной сети. Смартфоны используют его для отправки электронных писем, общения в социальных сетях, актуализации данных многочисленных виджетов (например, погода, курсы валют) и осуществления других повторяющихся действий. При том, что трафик данных также растет, сигнальный трафик во многих отношениях по темпам роста опережает фактический мобильный трафик данных, по оценкам экспертов не менее чем на 30-50%. Контроллер базовой станции (RNC) тратит львиную долю своих ресурсов на обработку сигналов, и в итоге может не справиться с нагрузкой. В результате - сброшенные вызовы и ухудшение качества обслуживания.
 
Позиция Роскомнадзора и система мер
 
Причина ухудшения сигнала зачастую находится вне зоны ответственности Роскомнадзора, который следит за соблюдением лицензионный соглашений, но не может повлиять, например, на процесс размещения базовых станций, который находится, как правило, в компетенции городских властей. Причину неудовлетворительного качества связи Роскомнадзор видит, прежде всего, в отказе «большой тройки» от «лишних» частот, а также в росте числа абонентов и линейки используемых мобильных устройств. По данным ведомства, сотовые операторы интенсивно отзывают частотные назначения в связи с оптимизацией расходов на использование радиочастотного спектра. На практике это выливается в выборочный отказ от менее прибыльных частот и как следствие – к снижению плотности покрытия. Эти факторы, «в совокупности с гигантским ростом объемов передаваемых данных» и приводит к падению качества. Роскомнадзор намерен в ближайшее время разработать систему мер по стимулированию операторов связи к сохранению плотности покрытия или к быстрому перераспределению высвобождающихся радиочастот. Кроме того, по мнению регулятора, «назрела необходимость усовершенствования контроля качества предоставляемых в России услуг сотовой связи». Служба намерена вынести этот вопрос на обсуждение в создаваемом общественном совете по связи и получить широкую экспертную поддержку от всех заинтересованных сторон.
 
Прогнозы
 
 По мнению Json & PartnersConsulting, все меры борьбы за качество мобильной связи не будут эффективны, пока не будут иметь под собой экономического обоснования и поддержки на уровне законодательства. Ни один из операторов не станет инвестировать в расширение покрытия и емкости сети до тех пор, пока не найдет для себя прямой экономической выгоды, либо не будет обязан подчиняться требованиям действующего законодательства. В настоящее время регулятор в своих действиях законодательно ограничен, он не может заставить оператора ставить новые базовые станции, сектора и умощнять транспортные сети, если только это не определено соответствующими лицензионными требованиями.
Впрочем, существует еще и такой закон – «О защите прав потребителей». В феврале арбитражный суд вынес предписание одному из операторов «большой тройки» из-за нарушения прав потребителей. Причиной для этого послужили определенные условия оказания услуг сотовой связи, являющихся неотъемлемой частью договора. В частности, ими предусматривалась возможность ухудшения качества услуг вблизи зданий, в туннелях, в подвалах и других подземных сооружениях из-за локальных особенностей рельефа и застройки, метеорологических условий и иных причин. Суд пояснил, что правила оказания услуг подвижной связи предусматривают, что оператор связи обеспечивает абоненту возможность пользования этими услугами 24 часа в сутки, и оператор вправе временно прекращать или ограничивать абоненту оказание услуг при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
С другой стороны, операторы сами заинтересованы в повышении качества услуг и готовы расширять покрытие и емкость своих сетей. Не за горами принятие в России принципа сохранения номера мобильной связи при переходе от одного оператора к другому (MNP), так что борьбы за лояльность абонента предстоит нешуточной. Но основная проблема здесь – в получении согласований на строительство у владельцев зданий, которые часто не заинтересованы в размещении базовых станций на их объектах. Особенно сложно операторам получать разрешения в «спальных» районах, поскольку в них есть практически только жилые здания. При размещении оборудования базовых станций на жилых домах требуется дополнительное согласование с жильцами, которые далеко не всегда хотят иметь у себя под боком источник излучения.
В целом необходимо понимать, что уровень надежности мобильной связи принципиально не может конкурировать с уровнем надежности традиционных проводных коммуникаций. Поэтому все разговоры о «скорой смерти» фиксированных коммуникаций, на мой взгляд, преждевременны. Уровень качества и надежности сотовой связи может лишь приблизиться к уровню качества и надежности проводной связи при условии, что на эти цели будут брошены силы всех участников рынка, включая регулирующие органы, местные власти и общественные организации. Ведь законы физики еще никто не отменял.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов