26 июня '12
Ценовые войны спровоцировали рост объем продаж рынка мобильного ритейла
На рынке сотового ритейла отмечается тенденция снижения темпов роста, что, по мнению его участников, является результатом его насыщения. Существенный рост объемов продаж является результатом ценовых войн ритейлеров.
За пять месяцев 2012 года объем продаж телефонов в штуках вырос на 9% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года, оборот рынка увеличился на 5,7%. На рынке было продано порядка 14,74 млн устройств, а совокупная выручка всех участников сегмента составила около 65 млрд руб. Объем продаж в штуках в 2010 году был 10,7 млн устройств, а в 2011-м — 13,45 млн (рост 20%). В денежном выражении в 2010 году объем рынка составлял 46,4 млрд руб., а в 2011-м — 61 млрд руб. (рост 23,9%). Отмечается, что доля смартфонов в денежном выражении по итогам пяти месяцев 2012 года увеличилась до 63%.
В целом аналитики считают итоги полугодия вполне успешными для рынка, что было обусловлено выходом на рынок довольно большого количества новинок. При этом отмечается локальный характер результатов полугодия для двух основных игроков рынка, полученный в ущерб результатам второго полугодия и не отражающий состояния рынка в целом.
Отраслевые эксперты отмечают, что тенденция падения темпов роста рынка наблюдается уже на протяжении трех лет. Наиболее актуальным вопросом для рынка является ограниченность потенциала роста. Эксперты констатируют, что рынок сотовой связи близок к своему физическому насыщению и прогнозируют, что через три-четыре года тренд по темпам роста может уйти и в отрицательные значения. Некоторые игроки уже приняли решение об уходе с рынка. Аналитики помимо всего прочего обращают внимание на такие факторы, как снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения, малодоступность потребительских кредитов, а также ослабление рубля. В долгосрочной перспективе не исключен вариант, что и крупные компании сделают ставку на другие сектора, а сотовый ритейл будет сохранен как дополнительного направления.
Эксклюзивные комментарии:
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«Рост выручки за полугодие на 6% год-к-году - весьма достойный результат. Не стоит, однако, ожидать такого роста и во втором полугодии: на мой взгляд, во многом он был обусловлен выходом на рынок довольно большого количества новинок. Понятно, что появляться в таком же количестве и далее они не будут. Абстрагируясь от сиюминутных тенденций, думаю, что глобальный тренд всего один. Рынок сотовой связи близок к своему физическому насыщению, поэтому потенциал роста продаж мобильных устройств и сопутствующих и товаров ограничен. Эта тенденция, на мой взгляд, и является ключевой проблемой рынка. В попытке преодолеть ее ритейлерские компании вынуждены расширять ассортимент продаваемой продукции, двигаясь уже в сторону цифровой техники, компьютеров и проч. Что касается низкой маржинальности бизнеса, то она, в принципе, характерна для всего ритейла, и особой проблемы здесь я не вижу. Финансовые и операционные показатели «Евросети» и «Связного» не раскрываются, поэтому сделать однозначного вывода о превосходстве просто невозможно. Оба игрока сильные и с равным успехом могут претендовать на первенство в секторе. В ближайшее время ситуация в секторе останется практически без изменений, правда, темпы роста могут замедлиться. Что касается более отдаленной перспектив, то здесь наверняка будут перемены, причем они могут быть трудно прогнозируемыми. Ввиду насыщения рынка многое будет зависеть от топ-менеджмента самих компаний. Не исключено, что компании будут развиваться в другие сектора, оставив сотовый ритейл в качестве дополнительного направления».
Анатолий Вакуленко, аналитик
ИХ «ФИНАМ»
«В целом мы согласны с тем, что полученный рост у «Евросети» и «Связного» носит локальный характер, получен в ущерб результатам второго полугодия и не отражает состояния рынка в целом. Сам же по себе рынок находится на грани сжатия, причем отдельные игроки уже покидают его, в частности, Nokia закрывает свою сеть фирменных салонов в России. Это состояние обусловлено снижением темпов роста реальных располагаемых доходов населения, а также низкой доступностью потребительских кредитов, а также ослаблением рубля к основным валютам, делающее импортные товары менее доступными для населения. Что касается ценовой войны, то основная борьба все-таки разворачивается не между «Евросетью» и «Связным», а между ними и всеми остальными участниками рынка, долю которых они стремятся захватить, используя свои конкурентные преимущества. Краткосрочно рынок продолжит сжиматься, долгосрочное же развитие ситуации будет в существенной степени зависеть от общей ситуации в мировой и российской экономике».