21 июня '12
ЕЭК приняла решение о сохранении импортной таможенной пошлины в размере 5%
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) отклонила предложение о введении импортной таможенной пошлины до 25% для устройств, имеющих функции навигации, но не поддерживающих ГЛОНАСС. Принятие предложения спровоцировало бы рост цен также на мобильные телефоны и планшетные компьютеры. Казахстан традиционно не поддерживает повышение импортных пошлин на электронику. Позиция Белоруссии обусловлена помимо всего прочего и тем, что GPS используется в войсках.
С предложением о введении 25-процентной пошлины выступала российская сторона. Сама по себе инициатива противоречит обязательствам России по вступлению в ВТО. Согласно договоренности о ВТО в перечне тарифных уступок России была зафиксирована пошлина на навигационные устройства 5%. Повышение пошлины на навигацию до 25% могло негативно повлиять на торговлю навигаторами, сотовыми телефонами, поддерживающими функцию навигации, и планшетами, содержащих чип GPS, заметно снизило бы доступность этих устройств для конечного пользователя. Россия занимает на мировом навигационном рынке (в 2011 году составлял $60-90 млрд) менее 1%. Согласно статистике в 2011 году в России было продано порядка 1,3 млн навигаторов. В страну было импортировано около 7,5 млн сотовых телефонов, поддерживающих функцию навигации. Более половины планшетов, импортированных в Россию в 2011 году (900 тыс.) содержит чип GPS - модуль ГЛОНАСС/GPS появился в четвертой версии IPhone и iPad 3.
На рынке считают решение ЕЭК логичным. Что касается ГЛОНАСС, то, по мнению участников рынка, то систему следует продвигать за счет развития потребительских сервисов. Кроме того отмечается возможность поддержки проекта посредствам госзакупок.
Развитием ГЛОНАСС будет заниматься федеральный сетевой оператор — некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», куда вошли «Мегафон», «Ростелеком», МТС и «Вымпелком», «Сумма Телеком», «Яндекс», «дочка» АФК «Система» НИС ГЛОНАСС, ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС — Форум». В свою очередь НИС ГЛОНАСС, «Сумма Телеком» и «Мегафон» гарантируют инвестиции в инфраструктуру ГЛОНАСС и систему экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС на первом этапе в несколько миллиардов рублей. В 2013 году на эти цели 32 регионам, по которым проходят стратегические транспортные маршруты север—юг, восток—запад, дополнительно выделяется из федерального бюджета 3 млрд руб. Кроме того, сотовые операторы предварительно договорились вложить более 2,5 млрд руб. в покрытие связью этих дорог. С начала 2013 года устройства ГЛОНАСС будут установлены на 1 млн транспортных средств. В целом до 2020 года государство потратит на развитие и коммерциализацию ГЛОНАСС 326 млрд руб.
Представители экспертного сообщества говорят о том, что введение 25%-ной пошлины имело бы крайне негативные последствия для рынка и розничного потребителя. Аналитики уверены в том, что развитие ГЛОНАСС должно обеспечиваться за счет налаживания более интенсивного сотрудничества с мировыми производителями телекоммуникационного оборудования, и оснащения отечественными чипами всех мобильных новинок, поступающих на российский рынок. Протекционизм же может негативно отразится на рынке, конкурентной среде и ценовой политике.
Эксперты полагают, что сохранение импортной таможенной пошлины в размере 5% следует рассматривать как умеренно негативный фактор для ГЛОНАСС. Отмечается, что по состоянию на сегодняшний день, розничный рынок является для системы второстепенным, в силу того, что готовых потребительских решений с ГЛОНАСС пока сравнительно немного. Согласно экспертным прогнозам, учитывая приоритет тенденции тарифной либерализации в рамках присоединения к ВТО, в перспективе повышения импортных ставок не ожидается.
Эксклюзивные комментарии:
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«25%-ная пошлина – это практически заградительный барьер. Адекватного обоснования подобного повышения таможенных ставок, кроме как очевидный и открытый протекционизм системе ГЛОНАСС, найти сложно. Пример подобной политики государства – автомобилестроение. Однако, не стоит забывать: если автомобильному заводу по силам стать градообразующим предприятием, что автоматически делает его стратегически значимым объектом, обремененным социально ответственностью, то масштабы производства навигационного оборудования в разы меньше. Так что рассчитывать на соразмерные льготы, в сравнении с теми, что имеют отечественные автопроизводители перед зарубежными, было бы не совсем правильно с точки зрения развития конкуренции. Что же касается развития ГЛОНАСС, с нашей точки зрения, наиболее верным путем стало бы налаживание более тесного сотрудничества с мировыми производителями телекоммуникационного оборудования, что позволило бы оснащать отечественными чипами все мобильные новинки, поступающие на российский рынок».
Анна Зайцева, аналитик
УК «Финам Менеджмент»
«Полагаю, отсутствие ранее обсуждавшихся преференций в определенной степени затруднит развитие и коммерциализацию отечественной навигационной системы, но с учетом государственной поддержки, в первую очередь, посредством бюджетного заказа, это умеренно негативный фактор. Кроме того, стоит учитывать, что готовых потребительских решений с ГЛОНАСС пока сравнительно немного, розничный рынок пока носит для системы второстепенное значение. Поэтому для розничного потребителя это скорее позитивный фактор. Создание искусственных барьеров негативно влияет на уровень конкуренции и ценовую политику. Я думаю, что в дальнейшем повышения импортных ставок также ожидать не стоит, так как это противоречит логике тарифной либерализации в рамках присоединения к ВТО».