20 июня '12

Правительственная комиссия создаст телевидение завтрашнего дня


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Владислав Сурков назначен председателем комиссии по развитию телерадиовещания

Телевидение завтрашнего дня – это вовсе не то телевидение, которое мы знаем сегодня. Цифровизация всего и вся в СМИ создает сразу несколько совершенно новых ситуаций, о которых все мы вчера даже и не догадывались. И, как обычно, в свете новых технологических решений написанные только вчера концепции начинают потихоньку рушиться.

Направление – цифра
 
Федеральная целевая программа по цифровизации телерадиовещания, опираясь на решения Региональной радиоконференции 2006 года «Женева-06», поставила четко оговоренные временные рамки окончательного перехода телевидения на цифровые стандарты вещания. Однако получается так, что в процесс перехода на новый уровень телевизионного вещания вовлечены не только те министерства и ведомства, которым по роду деятельности предписано заниматься связью и массовыми коммуникациями. Выбранный Россией путь перехода на ЦТВ – без выключения аналоговых ТВ каналов до момента полного покрытия страны сетью цифровых передатчиков – требует также и усилий по «расчистке» радиочастот телевизионного диапазона, занятых в настоящее время совершенно иными радиоэлектронными средствами.

 


В скором будущем Комиссия будет вынуждена расширить свои полномочия и сферы своего влияния, и тогда в ее составе возможно появятся представители не только традиционных электронных медиа, но и новых технологий массовых коммуникаций

 
В нашей стране проблемы конверсии спектра усиливаются как в силу того, что «холодная война» заставляла советских военачальников намеренно выбирать для оборонных система частоты, не соответствующие ни одному международному регламенту, так и тем, что на обширных российских территориях требовалось иметь этих систем велико множество. В итоге сегодня это постсоветское наследие тормозит и переход на ЦТВ, и внедрение систем связи новых поколений. Именно поэтому декларируемая сегодня стоимость освобождения частот пугает не только вещателей и сотовиков, но и государственные ведомства.

Координировать некоорлинируемое
 
К сожалению, в том, что касается передачи «милитаризованных» частот для новых систем гражданского назначения, нет ни четкого законодательства, ни нужных экономических рычагов. Надежды, возлагаемые когда-то на платность спектра, которая должна была бы заставить всех использовать этот дефицитный ресурс более эффективно, не оправдались. Военные ведомства от платы за спектр освобождены, и, как следствие, не имеют стимулов пользоваться радиочастотами эффективно. И эта ситуация влечет за собой совершенно неожиданное переопределение ряда приоритетов, которые были когда-то расставлены на пути реализации основных направлений развития телерадиовещания. Теперь будет не менее важно добиться того, чтобы все затронутые ведомства приняли эти приоритеты в расчет и начали бы им следовать.

 


В нашей стране проблемы конверсии спектра усиливаются как в силу того, что «холодная война» заставляла  советских военачальников намеренно выбирать для оборонных систем частоты, не соотвествующие ни одному международному регламенту, так и тем, что на обширных российских территориях требовалось иметь этих систем великое множество

 
Часто приходится слышать о том, что главное – создать правильную концепцию распределения контента, или, что главное - обеспечить доступность программ для 100% населения страны, или, что главное – обеспечить защиту авторских прав, и это – далеко не полный список всего того, что можно считать главным в развитии современного телевидения. Однако не стоит забывать о том, что любая новая технология радиосвязи и вещания, не имея частот для своей работы, останется всего лишь красивой игрушкой, как, например, самый суперсовременный спортивный автомобиль без бензина. Вероятно, новое руководство и обновленный состав Комиссии найдут средства – как финансовые, так и административные – для того, чтобы эту проблему решить.
Времена меняются и технологии меняются весте с ними
Глядя на состав Комиссии сегодня, нельзя не заметить, что среди ее участников есть и технари, и политики, и военные, и экономисты. Конечно, не все заинтересованные стороны представлены, но, в деле внедрения новых технологий широкое разнообразие мнений не всегда – лучший вариант. Достаточно вспомнить, как в телевизионной истории США обилие мнений привело к тому, что в 1948 году FCCбыла вынуждена прекратить выдачу ТВ лицензий с тем, чтобы «разобраться в вопросе технологий цветного ТВ». В итоге, вместо обещанного полугодового перерыва, лицензирование телевидения было заморожено на четыре долгих года и возобновилось лишь в 1952 году, когда все разнообразие мнений было сведено в консенсусное решение NTSC – кстати, говоря, далеко не самое лучшее.
В случае с общественным телевидением, которое планируется создать на базе военного канала "Звезда", на мой инженерный взгляд, самым лучшим решением могло бы стать использование ресурсов ТВ каналов, которые в свое время были выделены "Звезде" по всей стране, с тем, чтобы создать еще один – дополнительный – мультиплекс. Его состав каналов можно было бы определять, как на основании прозрачных конкурсов или аукционов, так и с учетом мнения телезрителей. Вопрос в том, как учесть это мнение, тоже может быть решен довольно просто и вовсе не на основании "репрезентативных" опросов 1000 человек, которые якобы представляют всю стану. Самый простой способ – избавить мультиплекс от рекламы, но сделать его платным – пусть символически. Как известно, ничто не отражает лучше правильность выбранного бизнеса, чем готовность клиента платить за его результат.

Где место для эфирного телевидения?
 
Сегодня телезритель может использовать несколько способов доставки ТВ сигнала до экрана его телевизора. Как ни печально это звучит, но эфирное вещание, которое многие десятилетия занимало первые места в списке среды доставки информации, сегодня это первые место уступает. Кому?
В больших городах уже много лет сигнал на домашние телевизионные приемники поступает не из эфира – оглянитесь вокруг – где вы видите антенны, которые еще недавно красовались на крышах наших домов? Их нет. Операторы кабельного телевидения доводят оптоволокно до квартиры, а сигнал берут вовсе не из эфира, а с центральной станции вещателя. Так что нынче эфирная лицензия в Москве или Питере – скорее имиджевая штучка, чем насущная необходимость. Пример у нас перед глазами. В Москве и области вот уже несколько лет вещает цифровой канал первого мультиплекса. Сколько человек знает о нем? Сколько человек его смотрит? Отвечу. Почти никто не знает, и уж точно никто не смотрит. Просто потому, что мало кто имеет дома отдельную комнатную антенну, которую надо подключить, чтобы взять сигнал из радиоэфира. И даже тот, кто хочет быть во всем первым и уже купил цифровой телевизор, вряд ли будет возиться с подключением и отключением антенны.
В небольших населенных пунктах телевизионный сигнал чаще всего принимают со спутника. Бизнес-модель «Триколора» оказалась очень удачной для сельского населения российской глубинки. Качественная картинка против «заснеженных» передач ближайшего ТВ ретранслятора РТРС, недорогое приемное оборудование и несколько бесплатных каналов совершили сельскую революцию телесмотрения. Кто теперь побежит покупать дорогостоящие цифровые телевизоры или чуть более дешевые приставки? Попробуйте найти ответ самостоятельно.
Молодежь все чаще смотрит телепередачи в интернете. Наши дети хотят смотреть то, что им хочется и тогда, когда им это удобно. Не зря почти все популярные сериалы предлагают возможность увидеть любые серии в режиме онлайн или скачать для просмотра в удобное время. Такой режим удобен и вещателю, и зрителю. Мало того, он позволяет создать интерактивную среду просмотра. По числу просмотров и скачиваний вещатель видит, что пользуется популярностью, а что – нет, а зритель всегда может написать свой отзыв, высказать пожелание, задать вопрос и даже получить на него ответ.

Будущее там, где участвует зритель
Похоже, что именно здесь – будущее телевидения. Обратите внимание, что в традиционной телепрограмме все больше передач из серии «контент, созданный пользователем». Сегодняшний зритель не хочет оставаться пассивным «воспринимателем» информации, он стремится ее создавать, делиться ею с друзьями, реагировать на нее и видеть, как реагируют другие. Ему нужно иметь местный контент и подвижные варианты приема любимых программ, он хочет быть в курсе всего, что происходит, здесь и сейчас, а не ждать времени очередного выпуска новостей. Современный телезритель стремится получить видео по запросу, а не надеяться на то, что менеджеры одного из телеканалов когда-то поставят желанный фильм в сетку вещания, если будет на то воля рекламодателя. Он мечтает о том, чтобы ни киносеанс, ни концерт любимой группы, ни футбольный матч не прерывала реклама совершенно ненужных ему шоколадок или бесполезных средств гигиены. Имеются также и другие пожелания телезрителя. И все они практически нереализуемы в рамках традиционной модели телевещания, зато просто и понятно воплощаются в жизнь в другой модели - модели интернет вещания.

Чего мы ждем от цифрового телевидения?
 
Порой высказывается мнение, что цифровизация телевидения улучшит качество сигнала на экранах телевизоров. Думается мне, что эти разговоры и статьи порождают у будущих зрителей необоснованные ожидания. Опыт других государств показывает, что качество ТВ картинки или звукового сопровождения в цифровом виде нисколько не улучшается, При ослаблении сигнала картинка рассыпается, а звук просто прекращает передаваться. Таким образом, в цифровой ТВ сети ошибки, допущенные при планировании мест размещения и мощностей излучения телевизионных передатчиков, будут видны практически сразу. Кроме того, мнение о том, что для успешного охвата ТВ вещанием всей страны достаточно заменить существующие передатчики цифровыми, не меняя конфигурации вещательной сети, к сожалению, не выдерживает проверки реальной работой.
Международный союз электросвязи серьезно озабочен этой проблемой. Она, как известно, наиболее сильно проявляется в одночастотных сетях цифрового ТВ вещания, на которые возлагаются большие надежды в деле экономии частотного спектра. Именно эта идея послужила фундаментом для принятия на вооружение идеи продолжать одновременное вещание и аналоговых, и цифровых каналов до полного покрытия страны вторыми и полного выключения первых.

Вместо заключения
 
Несмотря на то, что работы, предписанные ФЦП по цифровизации телевидения, продолжаются уже несколько лет, говорить о скором их успешном завершении пока еще преждевременно. Новые технологические возможности во всех областях электросвязи создают новые цифровые услуги. Появление новых услуг заставляет операторов искать пути обмена этих услуг на деньги клиентов. Наиболее востребованными услугами были и остаются услуги по распространению контента, интересного пользователю. Таким образом, чем дольше идет переход на цифровое телевидение, тем больше конкурирующих решений по доставке контента появляется на рынке, и тем меньше шансов у эфирного вещания остаться превалирующей средой доставки информации для большей части населения. Вероятно, в скором будущем, Комиссия вынуждена будет расширить свои полномочия и сферы своего влияния, и тогда в ее составе, возможно появятся представители не только традиционных электронных медиа, но и новых технологий массовых коммуникаций.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов