5 июня '12

Номер на всю жизнь


Ирина Гончаренко

юридическая фирма «Вегас-Лекс», юрист группы по инновационным проектам

 Анализ законопроекта 

Вопрос внедрения в российские реалии принципа переносимости мобильного номера поднимался уже не раз. Данный принцип – «Mobily Number Portability» (MNP) в настоящее время действует более чем в 65 странах мира, в ближайшие два года планируется его внедрение еще в 20 странах. В России дискуссии о целесообразности введения MNP ведутся более пяти лет. Еще в 2005 году министр связи обещал введение MNP «до конца года». Однако на тот момент внедрению указанного принципа помешали технические сложности – неполная цифровизация фиксированных сетей, в результате чего реализация проекта была отложена.
Несколько лет назад в России началась новая волна обсуждения MNP, но крупнейшие игроки отрасли отнеслись к проекту довольно скептически, посчитав, что затраты на приобретение необходимого оборудования будут неоправданно высокими. Против внедрения MNP высказалось и профильное министерство: Игорь Щеголев (на тот момент - министр связи РФ) апеллировал к тому, что повышение тарифов на связь, неизбежно вызванное внедрением услуги, будет несопоставимо с возможной пользой для абонентов.
В апреле 2012 года состоялось заседание «Открытого правительства», в ходе которого было высказано предложение обеспечить абонентам сотовой связи возможность сохранения номера при смене оператора. Президент Российской Федерации – Дмитрий Медведев, принимавший участие в заседании «Открытого правительства», поддержал данную инициативу и дал задание Генпрокуратуре подготовить поручение, а Минкомсвязи России обеспечить его реализацию. Однако учитывая историю вопроса, мало кто верил, что и на этот раз дело продвинется дальше обсуждений. Поскольку срок полномочий Д.А. Медведева истекал менее чем месяц после проведения заседания, многие полагали, что инициатива будет «спущена на тормоза».

 


Опыт большинства европейских стран, активно внедряющих услугу MNP, свидетельствует о том, что единый сценарий здесь невозможен. В некоторых европейских государствах внедрение услуги MNP происходило по весьма драмматичному сценарию

 
Однако на этот раз реализация проекта, видимо, состоится. Минкомсвязи России менее чем за месяц подготовило законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», закрепляющий за абонентами право сохранения номера при смене оператора. Не последнюю роль в такой оперативности сыграло назначение нового министра связи Николая Никифорова, который до назначения его на должность активно развивал проект MNP в Татарстане. В обоснование внедрения новых технологий Н. Никифоров в одном из интервью указал: «Важно найти баланс между стоимостью услуги, ее качеством и проникновением в труднодоступные регионы страны».
Размещенный на сайте Минкомсвязи России законопроект закрепляет за абонентами подвижной радиотелефонной связи право на сохранение на безвозмездной основе абонентского номера при заключении договора на оказание услуг связи с другим оператором связи. Данному праву корреспондирует встречная обязанность оператора обеспечить реализацию указанного права в 3-х дневный срок с момента обращения абонента. Единственным условием реализации абонентом предоставленного ему права является отсутствие задолженности по текущему договору оказания услуг связи.

 


Во многих странах уже работает возможность переноса номера между операторами, но везде используются разные технологические решения, требующие, в частности, разных затрат для операторов и разных сроков внедрения

 
Для технической реализации права абонента на сохранение абонентского номера при заключении договора на оказание услуг связи с другим оператором потребуется создание и ведение специальной базы данных. Порядок создания и ведения такой базы, как, впрочем, и порядок реализации абонентом предоставленного ему права будет, как указано в законопроекте, устанавливаться Правительством РФ.
На деле же техническую реализацию проекта уже давно готова организовать МТТ (ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком»), которая проверила функционирование данной системы на опытной зоне в Казани.
1 июня 2012 года состоялось заседание Научно-технического совета при Минкомсвязи России (далее – НТС), на котором обсуждались возможные технические решения внедрения МNP. В качестве основного и пока единственного варианта организации переноса номера обсуждалось использование «маршрутизирующего оператора», который будет перенаправлять вызовы, поступающие на перенесенный номер от «старого» оператора к «новому». Однако, по мнению заместителя министра связи Наума Мардера, недостаточно проанализировать лишь один вариант организации переноса номера. Во многих странах уже работает возможность переноса номера между операторами, но везде используются разные технологические решения, требующие, в частности, разных затрат для операторов и разных сроков внедрения. По мнению Н. Мардера, следует рассмотреть плюсы и минусы всех возможных вариантов, чтобы выбрать оптимальный именно для России.
Несмотря на то, что законопроект не так давно размещен для обсуждения, уже появилась первая критика. Так, руководитель пресс-службы МТТ Денис Борушевский, комментируя законопроект, указал на то, что проект требует серьезной доработки в таких вопросах, как порядок и сроки переключения абонентов, порядок приема абонента и др. Однако представляется, что данная критика не совсем корректна, поскольку все «организационные вопросы», скорее всего, будут решаться на уровне Правительства, а законопроект закрепляет лишь общие положения.
Помимо критики в адрес текста законопроекта не утихают и дискуссии, касающиеся принципиального вопроса – необходимости внедрения действия данного принципа в России. Например, представители «Вымпелкома» и МТС считают неоправданными затраты, необходимые для внедрения MNP, по сравнению со спросом абонентов на данную услугу (по мнению МТС такая услуга нужна только 2% абонентов).
Реализация законопроекта не потребует привлечения бюджетных средств, однако потребует существенных затрат со стороны самих операторов связи, оказывающих услуги подвижной радиосвязи. По оценке Минкомсвязи России суммарные затраты на модернизацию сетей подвижной радиосвязи могут составить до $400 млн, а также дополнительных затрат на реализацию процесса переноса номера. Указанная оценка совпала и с расчетами МТС. Оператор Tele2, четвертый по числу абонентов оператор в РФ, оценил свои затраты более скромно – 10-15 млн евро. Из этой оценки получается, что трем крупнейшим операторам хватило бы на реализацию проекта и $200 млн.
Единовременные затраты на создание базы данных составят до $10 млн , текущие затраты на обеспечение функционирования такой базы – до $1 млн ежегодно.
Внедрение MNP представляет наибольшую опасность для крупных операторов и операторов, в числе абонентов которых велика доля корпоративных клиентов. Именно для них сохранение своего номера очень важно и отсутствие такой возможности в настоящее время сдерживает их от перехода к другому оператору. Особенно актуально это для чиновников: по закону «О госзакупках» тендер по выбору поставщика сотовой связи должен проводиться ежегодно, а чиновникам в случае победы нового оператора приходится менять сотовые номера.
При этом миграция абонентов может оказаться весьма выгодной для более мелких операторов, у которых появляется шанс заполучить клиентов конкурента, являющегося более крупным игроком рынка.
В свою очередь, польза внедрения указанной технологии для абонента очевидна, отсутствие такого сдерживающего фактора, как необходимость смены номера, позволит при выборе оператора ориентироваться лишь на качество и стоимость услуг. Кроме того, внедрение MNP неизбежно повлечет усиление конкуренции внутри отрасли и, как следствие, будет способствовать улучшению качества услуг операторов, что в полной мере отвечает интересам абонента.
Однако есть некоторые нюансы, касающиеся технических подходов к реализации принципа MNP, которые могут негативно отразиться на абонентах.
Так, всем известно, что оператора можно определить по выделенному ему набору префиксов (915, 928, 903 и т.д.), но при внедрении принципа MNP сделать это уже не удастся. Возникает вопрос, что делать абоненту, если он не желает звонить в сети других операторов кроме своего. Проблема становится еще более актуальной при смене региона, ведь в таком случае звонок вообще будет тарифицироваться как междугородний. В Беларуси, например, предполагается решать проблему следующим образом: перед соединением звонящего автоматическим голосом будут предупреждать, в сотовую сеть какого оператора поступает звонок. В случае если абонент не пожелает разговаривать по высокой цене, он вправе нажать кнопку отбоя связи, при этом плата за соединение взиматься не будет. Каким образом обозначенная проблема будет решаться в России пока неизвестно. Однако на заседании НТС 1 июня 2012 года проблема смены региона при смене оператора уже затрагивалась, обсуждался вопрос о необходимости внедрения неких территориальных ограничений с тем, чтобы переносимость номера была возможна только в пределах отдельных сегментов территорий.
Опыт большинства европейский стран, активно внедрявших услугу MNP, свидетельствует о том, что единый сценарий здесь невозможен. В некоторых европейских государствах внедрение услуги MNP происходило по весьма драматичному сценарию. В Финляндии, например, этот сервис заметно ударил по бизнесу крупных национальных операторов. Если до внедрения MNP отток абонентов составлял около 15% в квартал, то потом этот показатель достиг отметки в 43%. В результате компании потеряли значительную часть своих клиентов, которые мигрировали к небольшим виртуальным операторам. Сейчас каждый второй абонент Финляндии, где около 5 млн. пользователей сотовой связи, ежемесячно меняет оператора с сохранением номера.
По какому сценарию будет развиваться внедрение MNP в России, покажет время, ведь не совсем верно будет говорить, что только отсутствие MNP удерживает клиентов. Предложения российских операторов во многом похожи, принципиальных отличий как в функционале, так и в ценах нет. Проблемы же есть у каждого провайдера, и сталкиваешься с ними уже после заключения контракта.
Основные недостатки деятельности всех операторов примерно одинаковые:
  • достаточно высокие по сравнению с зарубежными операторами тарифы на мобильную связь, при не всегда удовлетворительном качестве связи;
  • сверхвысокие тарифы на роуминг (правда, какие-то подвижки по их снижению уже наметились);
  • несмотря на то, что в последнее время многие операторы предлагают целый пакет услуг нового поколения (мобильный офис, облачные решения и т.д.), стоимость их достаточно высока.
Из всего этого вывод один: даже сменив поставщика услуг, абонент все равно получает некий набор проблем, и сохранение номера тут не поможет. Возможно, как раз наличие таких общих для операторов проблем будет фактором, сдерживающим активную миграцию абонентов после внедрения MNP.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов