31 мая '12

Upgrade Минкомсвязи


Маргарита Зобнина

НИУ-ВШЭ, доцент

 Минкомсвязи возглавил экс-министр связи Татарстана Николай Никифоров 

Назначенный 21 мая министр связи и массовых коммуникаций, Николай Никифоров уже успел проявить себя на новом посту, как открытый к дискуссии и энергичный отраслевой профессионал, которого так не хватало на этом посту последние пять лет. Поэтому он сразу вызвал поддержку со стороны участников отрасли и сформировал высокие ожидания по дальнейшему развитию ITи телекоммуникаций в России: на этой должности он может подтянуть остальную Россию до уровня Татарстана, который под его руководством стал одним из самых продвинутых в области высоких технологий, в частности электронного правительства. Ближайший год покажет, сохранится ли этот настрой и энергия: на федеральном уровне существенно больше столкновений интересов и противостояния бюрократического аппарата.
В мае, когда создавался кабинет министров премьера Дмитрия Медведева, в нем появилось 16 новых людей, что обещает существенные изменения и обновление и в работе правительства. Самым молодым среди назначенных стал министр связи и и массовых коммуникаций, Николай Никифоров, которому только 24 июня исполнится 30 лет. До этого самым молодым министром в современной истории России был 31-летний Сергей Глазьев, возглавивший министерство внешних экономических связей в кабинете Виктора Черномырдина в 1992 году.
Интрига сохранялась несколько месяцев и предположения были самыми различными: от сохранения на министра Игоря Щеголева, либо назначения на эту должность бывшего гендиректора «Мегафона» Сергея Солдатенкова, бывшего президента «Комстар-ОТС» Сергея Приданцева или директора департамента информационных технологий и связи правительства Алексея Попова, до слияния Минкомсвязи и Минтранса под руководством гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева или даже  ликвидации министерства с переподчинением его федеральных агентств напрямую правительству.

 


Редко какого министра столь активно и единогласно хвалили и аналитики, и журналисты, и участники рынка. Конечно, такие ожидания достаточно сложно оправдать, и Никифорову потребуется столь же сильная и энергичная команда для воплощения всех планов

Но в результате, Игоря Щеголева, бывшего министром связи 4 года с назначения на эту должность тогдашним премьер-министром Владимиром Путиным в мае 2008 года сменил на посту Николай Никифоров, министр информатизации и связи Республики Татарстан. Игорь Щеголев при этом останется в команде Владимира Путина, перейдя на должность его помощника, как и другие экс-министры прошлого кабинета: Татьяна Голикова, Эльвира Набиуллина, Андрей Фурсенко и пр. Замена Игоря Щеголева вполне объяснима, как из политических, так и более рациональных  мотивов: это не только смена ставленника бывшего премьера на человека, более близкого новому главе кабинета министров по духу и пониманию направлений развития ITи телеком, но и исходя из ожидаемой эффективности работы нового министра, - сейчас отрасли действительно нужно активно двигаться вперед, сместить фокус с коммуникаций в целом на IT-сегмент, и обновить законодательную базу, зная и понимая специфику отрасли и при этом сохраняя нейтралитет по отношению к ее крупным участникам.

 


Выбор Никифорова действительно обоснован: из всех российских регионов в Татарстане самые современные и активно используемые решения в области организации инфраструктуры и работы органов власти с населением. Это редкие регион, где электронное правительство действительно работает на благо населения, и этот опыт должен быть использован как на федеральном, так и на локальном уровне

 
Эта смена должна принести отрасли много нового. В отличие от Игоря Щеголева, имевшего журналистский бекграунд, и от которого и не ожидалось знание отрасли, ее специфики и каких-либо действительно активных практикоориентированных действий, биография Николая Никифорова профильна и поэтому многообещающа: окончил экономический факультет Казанского Государственного Университета в 2004 г., работает в IT-секторе с 2001 года: 
2001 - 2005 гг. - заместитель директора компании «Казанский Портал». 
2004 - 2005 гг. - заместитель генерального директора ОАО «Современные Интернет Технологии». 
2005 – 2012 гг. - советник премьер-министра Республики Татарстан по информационным технологиям. 
2006 – 2010 гг. - генеральный директор центра информационных технологий Республики Татарстан. 
В 2010 - 2012 гг. - заместитель премьер-министра - министр информатизации и связи Республики Татарстан.
С мая 2012 г. - министр связи и массовых коммуникаций РФ.
Награды: медаль «За укрепление государственной системы защиты информации» (2009 г.), медаль «За содружество во имя спасения» (2010 г.), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005 г.) и благодарность Президента Российской Федерации (2012 г.).
Подобный выбор действительно обоснован: из всех российских регионов в Татарстане самые современные и активно используемые решения в области организации инфраструктуры и работы органов власти с населением. Это редкий регион, где электронное правительство действительно работает на благо населения и этот опыт должен быть использован как на федеральном, так и на локальном уровне.
Очевидны и приоритетные направления развития отрасли: электронное правительство (госуслуги, безбумажный документооборот), ШПД, информационные технологии, обеспечение малозаселенных территорий сотовой связью и доступом в интернет, в дальнейшем - снижение роли государства в деятельности участников рынка.
После назначения новый Министр связи и массовых коммуникаций сразу обратился в твиттере к своим читателям: «Уважаемые коллеги, какие наиболее приоритетные задачи ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ должно решить федеральное министерство в сфере связи, информационных технологий, СМИ?». Большинство ответов были по делу, что редко встречается на такой большой выборке (у твиттера министра связи, nnikiforov, на тот момент было около 14 тыс. подписчиков). Показателен для стиля общения и работы нового министра его диалог в твиттере:
Alexei Mamonov (AlexeiMamonov):
Это мы понимаем как делается. Я к тому, чтобы регионам не создавать свои дублирующие, а подключаться к уже рабочему сервису.
Nikolay Nikiforov ‏(nnikiforov):
Я поговорил с коллегами - они готовы бесплатно отдать сервис https://uslugi/open-gov для любого региона России. Обращайтесь.
Такая открытость обеспечила ему поддержку экспертов и участников отрасли: редко какого министра столь активно и единогласно хвалили и аналитики, и журналисты, и участники рынка. Конечно, такие ожидания достаточно сложно оправдать и ему потребуется столь же сильная и энергичная команда для воплощения всех планов. Ее формирование состоится в ближайший период: судя по всему, произойдет естественный уход тех, кто не согласен работать в новом ритме и появятся новые лица. Но ряд ключевых назначений был сделан незадолго до назначения Николая Никифорова: Роскомнадзор и Россвязи возглавили бывшие заместители Игоря Щеголева - Александр Жаров и Олег Духовницкий соответственно. Это говорит о сохранении в ближайшее время некоторого контроля Щеголева за отраслью, пусть даже в должности помощника Президента.
Активность нового министра приятно удивляет:
Переносимость мобильного номера, идею о которой хоронили предшественники г-на Никифорова, будет обсуждаться на научно-техническом совете Минкомсвязи уже 1 июня и, судя по всему, будет принята в ближайший год.
Так же среди тенденций стоит отметить курс на снижение роли государства и государственных компаний. Он проявился, в частности, в критике министром связи приобретения «Ростелекомом» софтверной компании «КМ Медиа». Так же в интервью Интерфаксу Николай Никифоров уверял, что административного давления на участников рынка не будет: «органы власти не должны принимать решения, которые противоречат интересам рынка и населения. Для того чтобы включились защитные механизмы, нужно чтобы включилась обратная связь: экспертиза решений до их принятия, постоянная обратная связь по ключевым индикаторам, которые позволяют измерить процесс, а не только оценивать его субъективно и эмоционально».
Судя по интервью СМИ и в интервью «Ведомостям» 14 мая 2012 года Николай Никифоров, бывший тогда еще министром связи и информационных технологий республики Татарстан, говорил о причинах успеха электронного правительства в регионе: «Мы фокусируемся на том, сколько раз людям не пришлось «ходить ногами», и считаем это ключевым показателем. Госорганы предоставляют тысячи видов услуг, но в электронный вид мы переводим прежде всего те, которые быстро дают ощутимый результат для граждан. […] Мы ищем востребованные услуги и благодаря этому за 2011 г. смогли предоставить жителям Татарстана 10 млн услуг в электронном виде. Мы перевели 98 видов услуг и сервисов в электронный вид. Из них полноценных — 30. Вот эти 30 услуг у нас люди получили 10 млн раз, и мы считаем, что это очень хорошо. Рост колоссальный — за год в пять раз, нужно просто правильные услуги выпускать». В другом интервью он пояснил, как выбирались приоритетные услуги более детально: «Наше министерство проанализировало количество обращений граждан в различные органы государственной власти и ведомства в связи с оказанием той или иной услуги. Ранее министерства отчитывались по количеству документов, которые они выдают населению за год. Однако никто не подсчитывал, сколько раз человек посетил то или иное ведомство, чтобы получить свой документ. Возможно, один раз он пришел, чтобы подать заявление, в следующий раз — чтобы оплатить государственную пошлину, а в третий раз — чтобы забрать документ. Не исключено, что в тот же период ему пришлось посетить еще два-три смежных ведомства. Когда мы подсчитали общее количество хождений, у нас сложилась целостная картина реальной нагрузки на население при взаимодействии с государством. Это и определило наши приоритеты».
Судя по тем результатам, которых добилась республика Татарстан, интервью Николая Никифорова различным СМИ и его первым шагам на посту министра, для него характерен клиентоориентированный подход в работе: согласно теории общественного договора, которую Николай Никифоров наверняка проходил во время учебы на экономическом факультете – население является клиентом государства, платящим налоги за работу его институтов на благо общества. Цитата из его твиттера по поводу электронных госуслуг: «Главное не просто сервис запустить, а обеспечить оперативное реагирование властей всех уровней на каждое сообщение жителей». Пока для государственных чиновников это редкость, но будем надеяться, что пример будет заразителен и для других министерств и ведомств.
Умение балансировать интересы участников процесса и объективно подходить к проблемам отрасли выгодно отличает Николая Никифорова от традиционных чиновников. Так был решен вопрос с качеством сотовой связи в республике: в 2011 году на сайте мининформсвязи Татарстана была вывешена карта, на которую каждый мог нанести проблемную зону, так выявлялись места, куда затем ехал Роскомнадзор и, в случае подтверждения низкого качества или отсутствия сигнала, штрафовал оператора на 10 тыс. руб. При этом в тех местах, где оператор не мог установить базовые станции по объективным причинам (сопротивление ТСЖ, здание в федеральной собственности и необходимость федерального аукциона etc.), министерство оказывало операторам административную поддержку, при условии равного присутствия на этом месте операторов.
Такой подход говорит о готовности нового министра помогать участникам рынка развивать телекоммуникационные услуги в интересах населения и обеспечивать честную конкуренцию, это именно то, что необходимо сейчас отрасли.
 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов