31 мая '12
Отраслевые регуляторы и участники рынка признают несовершенство механизма оказания УУ
В июне Россвязь совместно с Минкомсвязи, операторами универсального обслуживания и сотовой связи рассмотрит изменения законодательства в сфере универсального обслуживания. В состав универсальных услуг могут быть включены мобильная связь или ШПД.
Как отраслевые регуляторы, так и участники рынка констатируют несовершенство механизма оказания УУ. Игроки рынка обращают внимание на необходимость учета экономической составляющей и территориальных особенностей при предоставлении УУ посредством мобильной связи. Отмечается, что в труднодоступных и малонаселенных регионах более целесообразным может быть использование других решений, например спутниковой связи. В частности, на рынке УУ говорят о необходимости внесения корректив в механизм формирования цен, который на сегодняшний день не соответствует рыночным тенденциям. Цены значительно различаются по регионам, и нередко в разы превышают тарифы сотовых операторов даже в городах-миллионниках. Так, 1 Мб трафика в пункте коллективного доступа в Интернет «Почты России» в Москве стоит 9,4 руб., в Московской области – 5,36 руб., в Петербурге – 4,07 руб., в Екатеринбурге – 4,08 руб., а в Новосибирске – 3,87 руб. Тарифы на УУ регулируются постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. №242. ФГУП «Почта России» (более 96% трафика идет с ПКД «Почты России») уверено, что высокие тарифы на УУ снижают их доступность для населения, особенно в сельской местности. Завышенные цены на Интернет в УУ не в состоянии конкурировать с частными провайдерами. Так, согласно статистике, приведенной в отчете Россвязи по итогам 2011 г., использование УУ в пунктах коллективного доступа (ПКД) снизилось по сравнению с 2010 годом (6150 Гб в 2011, 6600 Гб – в 2010). Вопрос совершенствования системы оказания УУ, в том числе изменение порядка расчета тарифов на них на сегодняшний день остается открытым.
В отраслевом экспертном сообществе обращают внимание на то, что проблема универсального обслуживания актуальна не только для России, и на повестке дня этот вопрос стоит уже не первый год. При этом отмечается, что решение тарифицировать услугу доступа к Интернету по объемам трафика, мягко говоря, не соответствует реалиям рынка.
С приходом в отрасль нового руководителя и новой команды возвращение к обсуждению реформы вполне объяснимо. С учетом всех обстоятельств аналитикам представляется, что вероятность реализации назревших преобразований весьма высокой. Коррекция существующих нормативов может положительно отразиться на развитие сектора за счет повышении интереса частного капитала.
Справка
Программа УУ существует с 2005 г. и предназначена для телефонизации удаленных регионов, которые операторы не покрывали добровольно из-за низкой рентабельности. Правительство обязало всех операторов перечислять по 1,2% выручки в фонд универсального обслуживания, который компенсирует убытки победителям конкурсов, которые обязались за меньшую плату оказывать населению в труднодоступных регионах обязательный минимум услуг: телефонную связь через таксофоны и интернет-доступ через пункты коллективного доступа (ПКД). Всего УУ предоставляет 21 оператор, в том числе «Ростелеком» и ФГУП «Почта России». В 2011 г. операторам УУ убытки были возмещены в размере 17,46 млрд руб. В 2011 г. регулятор приостановил проведение конкурсов на право предоставления УУ, объяснив это необходимостью совершенствования законодательной базы. В марте 2012 г. была создана рабочая группа комиссии РСПП по подготовке предложений по вопросу совершенствования универсальных услуг связи, в состав которой вошли представители Минкомсвязи, Россвязи, операторы универсального обслуживания, ведущие операторы сотовой связи. Очередное заседание рабочей группы запланировано на июнь 2012 г.
Эксклюзивные комментарии:
Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»
«Проблемы универсального обслуживания волнуют не только Россию. Вот уже несколько лет МСЭ призывает администрации связи всех стран обеспечить доступность базовых услуг электросвязи для всего населения планеты. Провозглашенная уже более десяти лет назад цель развития гласит, что, находясь в любой точке мира, человек должен иметь возможность воспользоваться средствами электросвязи, до которых он сможет добраться пешком. Другой вопрос, что конкретно включается в понятие универсальной услуги. Так, в США уже в конце прошлого века широкополосный доступ к Интернету считался компонентом УУ. А мы еще только начинаем обсуждать, нужно ли это. Что касается тарифов доступа в Интернет, то лично мне кажется, что в наши дни решение тарифицировать услугу доступа к Интернету по объемам трафика – сравнимо с отправлением писем ямщицкими тройками. Понятно, что житель Москвы не пойдет на почту, и не будет платить по 9,4 руб за 1 Мб трафика. Удобнее использовать 3G модем. Или найти ближайшее интернет-кафе, где платят за время, еще можно воспользоваться бесплатными wi-fi точками доступа, которые есть почти в любой кофейне. Возражения на тему «не у всех есть компьютер» в данном случае – лукавство. А как, скажите, пользователь создал этот 1 Мб информации, передать который, по мнению регулятора, стоит в разных регионах страны от 4 до 10 рублей?».
Анна Зайцева, аналитик
УК «Финам Менеджмент»
«Дискуссия о реформировании сегмента универсальных услуг связи идет достаточно давно. Судя по всему, обновленное министерство в очередной раз инициирует новый раунд обсуждения реформы. Мы склонны считать, что на данном этапе вероятность реформы выглядит достаточно высоко. При условии изменения существующих нормативов могут быть созданы экономические предпосылки для более динамичного развития сектора за счет повышении интереса частного капитала».