23 мая '12

Британский эксперт Уэсли Додд: Россия — признанный лидер «живого» ТВ

В телекоммуникационной отрасли отмечают важные изменения в процессе развития телевидения. Свой взгляд на то, за чем все-таки будущее телевидения: за 3DTV или IPTV изложил Уэсли Додд, директор по бизнесу и консалтингу Celebro Media Networks (Лондон), консультант IPTV-проекта Русской службы Би-би-си в статье, опубликованной в РБК Daily (www.rbcdaily.ru/2012/05/21/media/562949983893254). Уэсли Додд считает 3DTV и IPTV двумя основными разнонаправленными векторами развития, способных качественно изменить современное ТВ в ближайшей перспективе.
Уэсли Додд констатирует, что для российского рынка на сегодняшний день характерен весьма ограниченный выбор каналов по сравнению с Европой. Подконтрольность российских медиа толкает российскую аудиторию к поиску альтернативных источников информации, в частности к Интернету, что в свою очередь способствует росту популярности интернет-телевидения, или IPTV. При этом Россия считается признанным лидером в «живом» ТВ, отличающимся от традиционного ТВ тем, что доступ к нему осуществляется через Интернет. В качестве такого примера приводится совместный проект Би-би-си и «Дождя» - два раза в день по будням выходят международные новостные выпуски Русской службы Би-би-си, которые создаются и передаются в прямом эфире с изображением в качестве «традиционного» телеканала через высокоскоростное интернет-соединение. IPTV предполагает качественный контент, доступный практически везде и на любом экране, в том числе на мобильных устройствах, что является залогом успеха технологии. Россия, согласно статистике, является ведущим рынком IPTV Центральной и Восточной Европы. Судя по экспертным прогнозам, сохранит свои позиции в десятке ведущих рынков IPTV в мире в ближайшие десятилетие.
Для сравнения в Великобритании, как отмечает Уэсли Додд, телезрители отдают предпочтение плазменным мониторам или телевизорам с LED, часто с возможностью просмотра HD. Производители ТВ-техники с целью увеличения доходов стремятся вывести на рынок новое поколение телевизоров, которое сделает возможным просмотр телеканалов, работающих в формате 3D. В нем уже работает телеканал Sky, через несколько месяцев ожидается запуск вещания в 3D некоторых программ с предстоящих Олимпийских игр в Лондоне Би-би-си. Переход сразу на IPTV, минуя переход на «традиционное» вещание в HD/3D демонстрируют многие страны. Отсюда закономерный вопрос – не значит ли это, что в конечном итоге в выигрыше окажется только одна технология IPTV или 3D. Среди представителей британского экспертного сообщества есть мнение, что соединению IPTV и 3D поможет «синтетическое» 3D, преобразованное из 2D. Одним словом, рынок находится в ожидании появления новых решений и не исключено, что наступит момент, когда все ТВ, в том числе IPTV будет показывать контент в 3D.
Российские эксперты считают тему IPTV и 3D весьма спорной. При этом IPTV признается оптимальным технологическим и функциональным решением по сравнению с аналоговыми и цифровыми альтернативами, а кроме того постоянным с точки зрения качества. Аналитики отмечают, что 2011 стал наиболее успешным для IPTV – его доля по абонентам в общем объеме рынка неэфирного телевидения выросла с 3% почти до 5,8%, абонентская база IPTV увеличилась в 2,5 раза. Высокие темпы роста в экспертной среде объясняют успешным развитием операторов связи, использующих технологию IPTV, в том числе «Ростелекома», активное развитие проектов smart TV.
В экспертной среде констатируют факт того, что российский телезритель практически не видит эфирных каналов. При этом отмечается, что IPTV, в отличие от интернет-телевидения, предполагает лишь другой способ доставки контента, а не смену принципа вещания. Проблемой может стать опять же отсутствие свободы выбора, высокая конкуренция со стороны кабельных операторов в больших городах и отсутствие необходимой инфраструктуры в маленьких городах. В российском экспертном сообществе считают, что 3D ТВ и IPTV могут сосуществовать, занимая разные ниши на рынке: 3D ТВ будет популярна у возрастных категорий населения, а IPTV - у более мобильной молодежи.
Согласно прогнозам отраслевых экспертов IPTV будет динамично развиваться и дальше и в ближайшее время составит конкуренцию как другим технологиям pay TV (КТВ, СТВ), так и планирующемуся к запуску цифровому эфирному телевидению по технологии DVB-T2. Развитию IPTV, по мнению экспертов, будет способствовать тенденция «тотальной цифровизации», которая для российских отраслевых регуляторов стоит на первом месте. Доля рынка IPTV будет увеличиваться параллельно с увеличением интерактивного контента.
 


Эксклюзивные комментарии:

Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL

«Необходимо отметить, что на сегодняшний день IPTV в отличие от других вариантов передачи сигнала (как аналогового, так и цифровых альтернатив) – решение наиболее технологичное и самое функциональное, при этом, как правило, и одно из самых стабильных с точки зрения качества. Поэтому, вполне вероятно, что по мере развития «нового телевидения», то есть, прежде всего, увеличения интерактивного контента, роста роли 3D, IPTV будет быстро расширять рыночную долю, которая пока остается сравнительно невысокой. Мы полагаем, что косвенно о значительных перспективах свидетельствуют как раз весьма интересные итоги прошлого года. Так, по оценкам iKS-consulting в 2011 г. доля IPTV, до этого несколько лет, надо признаться, оставшаяся на довольно низком уровне, наконец, существенно выросла – с 3% почти до 5,8% в общем объеме рынка неэфирного телевидения (по абонентам). На долю КТВ пришлось около 60%, СТВ – около 35%. При этом в абсолютных цифрах абонентская база IPTV увеличилась в 2,5 раза. Специалисты iKS-consulting склонны объяснять высокие темы роста, прежде всего, активным развитием в прошлом году крупнейших операторов связи, преимущественно использующих технологию IPTV, и, в первую очередь, «Ростелекома». Мы полагаем, стоит добавить, что именно в прошлом году развитие получили различные проекты smart TV – именно рост интереса к интерактивному телевидению, вполне вероятно, мог стать одним из драйверов роста для IPTV. Мы склонны считать, что в среднесрочной перспективе IPTV продолжит развиваться достаточно динамично и уже в ближайшее время составит заметную конкуренцию как другим технологиям pay TV (КТВ, СТВ), так и, вполне вероятно, планирующемуся к запуску цифровому эфирному телевидению по технологии DVB-T2».



Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»

«В России сегодня так много глаз приковано к ФЦП цифровизации ТВ и так много денег в нее вложено, что говорить о том, что будущее за какой-то другой технологией вещания даже как-то и неловко. Но, как бы то ни было, это – правда. Российский телезритель сегодня практически не видит эфирных каналов. Жители крупных городов смотрят только то, что до их квартир довел оператор кабельного ТВ, а в селах, куда эфирный контент приходит в качественно и количественно усеченном варианте, давно куплены спутниковые «тарелки» «Триколора». Молодежь предпочитает интернет-телевидение, где можно смотреть то, что хочется, а не то, что предлагает сетка вещания. Да и реклама на интернет-ресурсах не прерывает ежеминутно показ любимого фильма для того, чтобы в очередной раз поведать о том, что мы и так давно знаем. В отличие от интернет-телевидения, IPTV– не настоящая альтернатива эфирному ТВ. Меняется только среда доставки контента, но не сам принцип программного вещания. И, на мой взгляд, найти своего массового клиента помешает ему, во-первых, отсутствие у зрителя свободы выбора, во-вторых, сильная конкуренция со стороны кабельных операторов в больших городах и отсутствие необходимой инфраструктуры в городах поменьше».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«Я считаю, что сегодняшний этап развития технологий, прежде всего, связан с передачей информации, в частности путем телевидения. То разнообразие ТВ технологий, которое мы видим сейчас, поражает. Не все из них развиты достаточно для того, чтобы осуществлять коммерческое вещание, но, по крайней мере, все предпосылки для этого созданы. И, на мой взгляд, в скором будущем возникнет проблема, не как транслировать информацию, а что именно транслировать, поскольку контента будет не хватать. Тема IPTV и 3D весьма спорная. Если говорить о перспективах российского ТВ в краткосрочном плане, то, наверняка, как и сейчас, первенство будет оставаться за IPTV. Этому будет способствовать та «тотальная цифровизация», которая начала набирать обороты лет 5-7 назад. В более отдаленной перспективе, однако, развитие технологий 3D (и, как следствие, удешевление устройств приема-передачи 3D сигнала) трехмерное телевидение будет проникать во все большее число российских квартир. Как представляется мне, и 3D ТВ, и IPTV могут сосуществовать, тогда как первой будет пользоваться большей популярностью у возрастных категорий населения, а второе - у более мобильной молодежи. С позиций сказанного, вопрос о том, может ли вытеснить 3D ТВ IPTV (или наоборот) отпадает сам по себе: обе технологии могут существовать одновременно, занимая разные ниши на рынке».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов