16 мая '12
К 2013 году все федеральные трассы будут покрыты сотовой связью
5 мая Владимир Путин, занимавший на тот момент пост премьера, подписал распоряжение Правительства, согласно которому Минкомсвязи должно обеспечить покрытие федеральных трасс мобильной связью до 2013 года. К реализации проекта планируется подключение игроков рынка. Предполагаемая схема взаимодействия операторов и ведомств аналогична модели финансирования трассы «Амур». Минтранс примет участие в проектировании и строительстве подъездных путей к базовым станциям (БС) и поможет в доставке оборудования к объектам. Минэнерго предстоит обеспечить строящиеся объекты связи электроэнергией по постоянной схеме в срок до ноября 2013 года. Операторам помогут также Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы и Российские железные дороги. Расчеты операторов по строительству сетей операторы должны отправить в Минкомсвязи до середины июня, откуда они уже будут перенаправлены в профильные министерства.
Участники рынка отмечают, что понесенные затраты могут быть покрыты только в долгосрочной перспективе – не раньше чем через 30 лет. Высказывается предложение задействовать в проекте средства фонда универсальной услуги (сформирован за счет ежегодных отчислений всех операторов связи), и вовлечь в этот проект всех операторов, предоставляющих услуги подвижной связи на территории страны, что позволит равномерно распределить финансовую нагрузку между участниками рынка. Согласно поручению Правительства из федерального бюджета будет выделено 2 млрд руб. на частичное покрытие расходов операторов на электроэнергию и строительство транспортных путей к базовым станциям. Порядка 2 млрд руб. государство выделяло только на строительство сетей трассы Чита — Хабаровск. Такую же сумму должны были инвестировать операторы. Как известно, для реализации проекта потребовалась сумма большая, чем расчетные 4 млрд руб.
В экспертном сообществе обращают внимание на большие сроки окупаемости проекта и сложность оценки эффективности проектов по покрытию федеральных трасс. Аналитики говорят, что проект носит скорее социальный характер. Учитывая отсутствие финансовой заинтересованности со стороны операторов, реализация проекта может идти медленными темпами.
Самым серьезным инвестиционным риском для операторов является нерентабельность проекта. Есть, однако, и мнение, согласно которому риски минимальны, так как с учетом лицензий компании и так должны обеспечить покрытие значительной территории местности, для чего необходимо покрытие дороги. Не исключается, что при возможности операторы предпочтут отказаться от участия в проекте, и он ляжет полностью на государство. Необходимые инвестиции для покрытия всех федеральных трасс в экспертной среде оценивают в десятки миллиардов рублей. Эксперты считают, что оптимальным решением в сложившейся ситуации будет объединение усилий компаний «большой тройки» для реализации проекта, что будет способствовать оптимизации расходов.
Эксклюзивные комментарии:
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«История с необходимостью обеспечения федеральных трасс сотовым покрытием исходит еще к тем временам, когда Владимир Путин, еще будучи премьером, ездил по трассе Амур на Ладе Калине. Удивительно, что прошло достаточное количество времени перед тем, как началась реализация проекта. С одной стороны, в развитой стране должна быть мобильная связь вдоль дорог. С другой, необходимо понимание специфики российских просторов, а также низкой загруженности трасс в отдаленных уголках страны. Что делает участие в проекте для сотовых операторов категорически нерентабельным, а для их акционеров невыгодным. Тем не менее, такова их социальная функция и никуда от этого не деться. Таким образом, лучшим выходом из сложившейся ситуации для компаний «большой тройки» будет объединить усилия для оптимизации расходов, сократив тем самым сроки окупаемости капвложений».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«На мой взгляд, задача, поставленная Правительством, носит скорее социальный характер, поскольку представить экономическую выгоду от данного инвестиционного проекта довольно сложно (довольно лишь привести в пример расчеты самих операторов связи, которые оценили срок окупаемости данного проекта в 30 лет, что, на мой взгляд, предполагает крайне низкую отдачу на вложенный капитал). С учетом долгого срока окупаемости проекта, он вряд ли будет интересен операторам. Поскольку выделяемые государством 2 млрд руб. покрывают лишь часть необходимых расходов, на мой взгляд, компании не будут гореть желанием немедленно приступать к реализации проекта. Принимая во внимание уже накопленный опыт (проект по покрытию сетями связи федеральной трассы «Чита-Хабаровск» обошелся более чем в 4 млрд руб.), можно предположить, что совокупная стоимость проектов по покрытию всех федеральных трасс может составлять несколько десятков миллиардов рублей. Поэтому та сумма, которую готово выделить государство (2 млрд. руб.), явно недостаточна. Наиболее весомый инвестиционный риск для компаний, которые рискнуть инвестировать в проект - неокупаемость или, если проект будет окупаться, слишком медленная его окупаемость. Думается, что и для регулятора, и для операторов - поставленная задача является очередной головной болью. Только если операторы могут отказаться от идеи участвовать в проекте (пожалуй, за исключением «Ростелекома»), то регулятору придется проводить серьезную подготовительную работу, даже если в конечном итоге она окажется безрезультатной».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Наша страна большая и дороги занимают большую часть. Для связи необходимо иметь плотное покрытие по трассам. Регулятор рассчитывает на 90% покрытие федеральных трасс. Сейчас покрытие составляет порядка 75-80%. Условия для операторов по выполнению поставленной задачи считаю вполне выполнимыми. Что касается необходимых инвестиций, то каждая вышка с установкой БС обходится в суму $50-70 тыс, все инвестиции можно оценить в десятки миллиардов рублей. Инвестиционных рисков для операторов не вижу. Согласно лицензии компании должны покрывать значительную территорию местности, а для этого нужно покрывать дороги. Конечно, экономическая выгода от размещения БС по дороге и в городе несравнима, но операторы должны сами правильно рассчитывать свои инвестиции».