12 мая '12
Золотая эра сотовой связи завершена!?
Эксперты констатируют перенасыщенность рынка сотовой связи России
Ни для кого из экспертов рынка телекоммуникаций не является секретом то, что тот быстрый прирост количества пользователей сотовой связи в России, который наблюдался на протяжении последних 7-10 лет, рано или поздно должен был подойти к своему логическому финалу. Сами компании-операторы мобильной связи также уже довольно давно смирились с неизбежным и находились в ожидании этого, стремясь загодя «обезопасить» свои доходы за счет открытия дополнительных источников выручки за счет развития направлений мобильного Интернета, развлекательного контента и проч. По всей видимости, то, чего ожидали эксперты рынка все же случилось: если раньше темпы прироста базы сотовых абонентов неизменно замедлялись и лишь изредка уходили «в отрицательную зону», что, как правило, объяснялось списанием операторами части неактивных абонентов, то по результатам 1 квартала текущего года все три крупнейших российских сотовых компании одновременно зарегистрировали падение числа абонентов.
Падение пока что не критично, однако, может стать началом нового тренда
Если верить данным исследовательской компании AC&M-Consulting, то по итогам 1 квартала 2012 г. абонентская база «Вымпелкома» сократилась на 1,6 млн. сим-карт (2,8%), МТС – около 580 тыс. сим-карт (0,8%), а «Мегафона» – немногим менее 1,5 тыс. подписчиков. Примечательно то, что сокращения численности абонентов происходили и ранее, однако, они неизменно были разнесены по времени. Теперь же операторы зафиксировали их одновременно. Сами компании объясняют этот феномен действием фактора сезонности: после окончания периода действия новогодних маркетинговых акций абоненты не сочли нужным продолжать пользоваться услугами связи по более высоким ценам. Возможно, и в самом деле, фактор сезонности оказал влияние на подобную динамику абонентской базы, однако, у нас возникают довольно серьезные вопросы в отношении объяснений, представленных сотовыми компаниями. Во-первых, фактор сезонности действовал и раньше, однако такого оттока абонентов в начале весны не наблюдалось. Во-вторых, насколько нам известно, масштабных списаний компании не проводили (по крайней мере, эти списания не являлись экстраординарными по своим масштабам и случались и ранее), что, как мы понимаем, скорее, свидетельствует о падении продаж новых сим-карт.
|
В условиях зрелых рынков компании становятся менее агрессивными и более изощренными в отношении удержания или расширения доли рынка. Для компаний здесь открывается довольно широкий простор для деятельности, начиная от услуг по предоставлению контента и заканчивая более интеллектуальными услугами связи |
|
По всей видимости, здесь все же решающее влияние оказало пресловутое перенасыщение рынка. Если на протяжении последних 5-7 лет абонентские базы крупнейших российских сотовых компаний прибавляли в среднем по 10-20% в год, то с недавних пор средний уровень проникновения сотовой связи в России держится заметно выше уровня в 150%, то есть в среднем на одного жителя приходится более 1,5 сим-карт (в крупных городах этот показатель приближается к 2 сим-картам на человека). Здесь, как нам представляется, необходимо сделать один довольно важный комментарий: данные консалтинговых компаний относительно количества сотовых абонентов в России разнятся, также нет единства и в отношении абонентских баз крупнейших сотовых операторов. Дело все в том, что разные компании в целях внутреннего учета ведут подсчет абонентов по-разному. Так, некоторые компании считают абонентами тех, кто за последний месяц совершил хотя бы одну платную операцию. Другие компании ведут учет операций за последние три месяца.
|
По завершению золотой эры сотовой связи ни у кого нет сомнений в том, что мобильная связь не умрет. Да, стагнация неизбежна: уже в краткосрочной перспективе можно ожидать снижение выручки операторов от этого вида услуг (за счет дальнейшего удешевления услуг) |
|
Очевидно, что в условиях постоянного обновления тарифных планов и постепенного удешевления услуг сотовой связи иметь несколько сим-карт стало уже не так выгодно, как раньше: абоненты все чаще склоняются к использованию одной карты как для исходящих звонков на номера своей сети, так и других сетей, как для совершения местных вызовов, так и междугородных/международных. В этой связи мы считаем вполне закономерным то сокращение, которое имело место в 1 квартале. Если абонентская база будет продолжать сокращаться и далее, хотя бы на протяжении двух кварталов подряд, тогда можно уже будет говорить о смене тенденции на рынке, о переходе количества в качество.
Операторы озаботились качеством продаж
В качестве другой причины сокращения базы мы видим изменение порядка взаиморасчетов между сотовыми компаниями и дилерами, осуществляющими продажи новых сим-карт. Не вдаваясь в излишние подробности, отметим лишь то, что в результате этих изменений комиссионные вознаграждения дилеров сократились и те агрессивные продажи, которые имели место в прошлом, уже не приносят им тех доходов, как раньше. В результате их стимулы продавать как можно больше новых сим-карт заметно сократились, и продажи упали. Если прежде существенная часть вновь приобретенных сим-карт попросту выбрасывалась пользователями после обнуления баланса по ним, то теперь качество продаж выросло: все чаще карты приобретаются лишь по необходимости, без давления извне со стороны дилеров.
С одной стороны, сокращение количества абонентов – довольно неприятный факт, ведь абонент является структурной единицей, генерирующей выручку операторов. Также абонентов можно рассматривать как фактор лояльности: та компания, у которой больше абонентов, является заведомо более привлекательной с обывательской точки зрения (именно поэтому компании время от времени запускают различные программы лояльности). С другой стороны, сама по себе абонентская база еще ничего не значит. Операторы неизменно рассматривают ее в привязке к другим показателям, таким как средняя выручка с одного абонента, которая, к слову, может быть разложена на более мелкие компоненты.
Если же рассуждать о действиях сотовых операторов более глобально, с точки зрения их экономической целесообразности, то, возможно, они и правы: действительно, зачем уплачивать дилерам довольно высокие комиссионные за тех абонентов, которые не генерируют стабильных доходов для компании, а являются лишь «временными попутчиками». С этой точки зрения снижение абонентской базы не представляется критичным – произошло лишь ее очищение от неактивных абонентов, которые все равно не способствовали росту выручки (здесь невольно всплывает аналогия с реальным и номинальным ВВП, причем теоретически обоснованный качественный анализ предполагает превосходство первого показателя).
Освоение новых рынков как вариант экстенсивного развития
Вне зависимости от того, считать снижение численности абонентов плохим сигналом или относиться к этому спокойно, этот показатель является одним из важнейших. Понимая это, сотовые компании стараются не упустить из виду методы экстенсивного наращивания выручки (не за счет повышения средней «стоимости» абонента, а за счет дальнейшего роста самой клиентской базы), изыскивая пути выхода на новые для них рынки. Например, МТС уже много лет ведет бизнес в ряде стран СНГ. Два года назад «Вымпелком» стал по-настоящему международной компанией, которая помимо России ведет бизнес также и в ближнем, и дальнем зарубежье, хотя попытки выйти на зарубежные рынки предпринимались компанией довольно давно, когда она «примеряла на себя» рынки стран Юго-Восточной Азии. В этом отношении несколько в стороне остается «Мегафон», международная активность которого не столь очевидна. Можно, однако, предположить, что стратегическое сотрудничество с «Ростелекомом» (если оно, конечно, состоится) позволит «Мегафону» решить эту проблему хотя бы частично.
Конкуренция меняет вектор
В условиях зрелых рынков компании-конкуренты становятся менее агрессивными и более изощренными в отношении удержания или расширения доли рынка. Мы считаем, что для компаний здесь открывается довольно широкий простор для деятельности, начиная от услуг по предоставлению контента и заканчивая более интеллектуальными услугами связи. Вспомним, например, историю недавнего прошлого, когда эксперты и аналитики обсуждали возможность осуществления звонков с сотовых телефонов с борта самолета. Подобная практика широко распространена в западных странах, но пока что не в России. В качестве другого примера возможного направления для развития мы можем отметить возможность осуществления видео-звонков в более или менее приемлемом качестве.
По большому счету, в секторе телекоммуникаций еще осталось довольно много интересных нерешенных задач. И проблема здесь не в том, что Россия отстает от развитых стран Запада в плане современных технологий и не в том, что сотовые компании экономят средства, не осуществляя достаточных инвестиций (и то, и другое является неверным), а в том, что законодательная база, регулирующая отношения между участниками рынка связи, существенно отстает от текущих реалий и насущных потребностей рынка. Довольно сильная забюрократизированность процесса, патернализм по отношению к избранным компаниям существенно замедляют законотворческий процесс: порой на решение, казалось бы, простейшего вопроса уходят долгие годы (вспомнить хотя бы историю с возможной отменой зоновой связи в России).
Прогноз для сектора голосовой сотовой связи умеренно-консервативный
Все отрасли имеют свой жизненный цикл. Так, 20-30 лет назад обычная проводная связь была роскошью в отдаленных регионах страны, и не в каждом доме был телефонный аппарат. На смену фиксированной телефонии пришла сотовая связь, но фиксированная проводная связь, вопреки ожиданиям многих экспертов, не ушла в прошлое, все так же как и раньше довольно прочно удерживая свою нишу на рынке.
Теперь, по завершению золотой эры сотовой связи ни у кого нет сомнений в том, что мобильная связь не умрет. Да, стагнация неизбежна: уже в краткосрочной перспективе можно ожидать снижение выручки операторов от этого вида услуг (за счет возможного дальнейшего удешевления услуг). В то же время мы понимаем, что на смену сотовой связи придут более современные виды телекоммуникационных услуг, которые уже в скором будущем смогут стать основной движущей силой роста выручки сотовых компаний. Что же касается непосредственно голосовых звонков, то эта услуга, как одна из наиболее популярных среди услуг, доступных пользователем, как занимала довольно обширную нишу на рынке, так и продолжит ее занимать. В любом случае, голосовая связь, будь то посредством стационарного или сотового телефона, относится к числу первоочередных потребностей людей, следовательно, достойное место под солнцем этим услугам ”зарезервировано” на долгие годы вперед.