3 мая '12

Восток – дело тонкое


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 «Вымпелком» уходит из Вьетнама и, возможно, из Камбоджи

Если взглянуть на карту мобильной связи современного мира, то на ней очень непросто найти страны, помимо России и, возможно, бывших союзных республик, в которых российские операторы сотовой связи добились бы заметного успеха. Удивительно ли это? Этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Нужен ли миру российский бизнес?
 
Весной этого года судьба занесла меня в небольшую европейскую страну. Страну, обделенную природными ресурсами, не имеющую сколько-нибудь заметного промышленного производства. Ее сельское хозяйство с трудом выдерживает гнет квот Евросоюза. Единственное, что еще держит это государство на плаву – довольно активный иностранный туризм. Но вспомнила я об этом визите вовсе не из-за сложного финансового положения этого райского уголка южной Европы. Потрясли меня циничные слова одного из местных бизнесменов, смысл которых сводился примерно к следующему: «Пусть сюда приходят иностранные инвесторы, пусть вкладывают свои деньги в нашу экономику, но потом пусть убираются к себе домой. Нам нужны их деньги, но мы не собираемся разрешать им здесь на нас зарабатывать». К слову сказать, он просто пересказывал официальное мнение властей.
Этот полузабытый уже разговор вдруг вспомнился мне именно в тот момент, когда стало известно об уходе «Вымпелкома» с Вьетнамского рынка. Очень похоже, что в этом случае как раз и была реализована та самая южно-европейская мечта. Как известно, выход на Вьетнамский рынок обошелся «Вымпелкому» примерно в полмиллиарда долларов. Сделка же по продажесотового бизнесаво Вьетнаме принесла оператору менее 10 процентов от сумм в этот бизнес инвестированных. Было ли это задумано в Юго-Восточной Азии изначально, или так получилось в результате маркетинговых просчетов, сегодня уже вряд ли можно узнать доподлинно.

 


Таких мест на Земле, где сотовая связь еще способна приносить доходы, сравнимые с прибылями 90-х годов в России, практически не осталось. Помимо всего прочего, многие страны, считающиеся новыми рынками для крупных сотовых операторов, преподносят свои сюрпризы, обусловленные спецификой тамошней культуры потребления связи

 
Вместе с тем, проанализировав различные истории зарубежных инвестиций российских компаний, все чаще можно наблюдать ситуации, чем-то неуловимо напоминающиеодна другую;. Крупные бизнесмены покупают обширны участки земли на зарубежных морских побережьях, намереваясь выстроить на них пятизвездочные гостиничные комплексы с бассейнами, спа-курортами и полями для гольфа, но почти сразу же после того, как сделка оформлена, оказывается, что именно на этих площадях ничего строить категорически нельзя, ибо они являются национальными природными парками. Примерно то же происходит с телекоммуникационными проектами. Очень редки случаи, когда на зарубежных рынках удается реализовать ту коммерческую привлекательность, на которую была сделана ставка во время разработки инвестиционного проекта.

Как не сбываются прогнозы
 
Заглянув на сайт vimpelcom – точка – com, можно узнать, что, помимо бывших советских республик, компания сегодня предоставляет услуги подвижной связив 10 различных странах мира. Это - Камбоджа, Лаос,Алжир, Бангладеш, Пакистан, Бурунди, Зимбабве, Центрально-Африканская Республика, Италия и Канада. Нетрудно заметить, что подавляющее большинство стран присутствия компании не являются промышленно развитыми. Основным посылом выхода на эти рынки был тот факт, что на момент принятия решения о развитии здесь бизнеса,уровень проникновения сотовой связи в этих странахбыл незначительным, в прогнозируемая скорость роста спроса – наоборот – очень высокой. Эти цифры подогревали ожидания инвесторов. И, действительно, по всем рыночным законам в странах с такими показателями следовало ждать бурного роста числа абонентов, и, следовательно, выручки. Однако, этим совершенно оправданным прогнозам сбыться пока не удалось. И тому был ряд причин, как объективных, так и искусственно созданных.

 


Регуляторных и даже вполне «законообразных» методов затруднять развитие в определенной стране телекоммуникационного бизнеса иностранных компаний известно довольно много. Ими пользуются практически все администрации связи и регуляторные агентства

 

Кто, как и зачем мешает операторам?
 
Регуляторных и даже вполне «законообразных» методов затруднять развитие в определенной стране телекоммуникационного бизнеса иностранных компаний известно довольно много. Ими пользуются практически все администрации связи и регуляторные агентства. Самыми безобидными и относительно прозрачными являются законы об ограничении иностранных инвестиций. Но встречаются и более экзотические способы. Наиболее широко распространены неоправданно длительные сроки рассмотрения заявлений на лицензии и частотные назначения от иностранных компаний, или компаний с иностранным капиталом. При этом решения по аналогичным документам для локальных операторов принимаются быстро и без лишних бюрократических проволочек.
Ситуации, когда местный рынок, формально открытый для всех, де-факто оказывается закрытым для российского бизнеса, наблюдаются не только в странах Юго-Восточной Азии. В Канаде, например, бизнес «Вымпелкома» также сталкивается с активным противодействием со стороны регулятора. Так, чуть больше года назад широко обсуждалось принятие Федеральным судом Канады решения, которое отменилоразрешение, выданное канадским правительством двумя годами ранее, которое дало возможность оператору сотовой связи «Wind Mobile» (Globalive Wireless Management (GWMC)) начать предоставление услуг на территории страны. Как раз в это время «Вымпелком» объединялся с «Wind Mobile», и все эти регуляторные сложности черпал, что называется, полной ложкой.

Планы и свершения

На сотовые рынки Юго-Восточной Азии «Вымпелком» обратил свой взор в конце 2007 года, договоренностей о создании совместного предприятия достиг в 2008-м, а в 2009-м уже запустил в эксплуатацию сотовую сеть. Если вспомнить о планах, которые оператор от журналистов не скрывал, «Вымпелком» рассчитывал за пять лет собрать вокруг себя абонентскую базу объемом до 20 миллионов. Но главным препятствием стала ситуация, когда «в товарищах согласья нет». По вьетнамским законам, иностранный оператор сам услуг предоставлять права не имеет, однако может создать совместное предприятие, с участием не более 49%. Как и следовало ожидать, разногласия возникли по причине отсутствия договоренностей по объемам инвестиций.
Итогом этих размолвок стала остановка развития сетей, а значит, и замедление прироста числа абонентов. Сегодня уже трудно сказать, были ли это обычные деловые разногласия или «деловая игра» вьетнамского регулятора. На такие размышления наводит ведомственная принадлежностьвторого совладельца вьетнамского оператора GTEL Mobile. Как известно партнером «Вымпелкома» в этой стране структура GTEL Transmit and Infrastructure Service One Member Company Ltd, аффилированная с Министерством обороны Вьетнама. Эта схема тоже уже давно и успешно отработана. Пока иностранный инвестор разбирается со своим местным партнером, конкурент семимильными шагами наращивает абонентскую базу и расширяет область обслуживания своих сетей. К тому времени, когда отношения, наконец, урегулируются, как правило, на рынке ловить уже нечего. Отставание оказывается настолько большим, а неразрешенных проблем выявляется так много, что иностранному партнеру не остается ничего другого, как зафиксировать убыток, продать бизнес и покинуть страну, декларируя стремление найти более активно развивающиеся рынки.
Вот только таких мест на Земле, где сотовая связь еще способна приносить доходы, сравнимые с прибылями 90-х годов в России, практически не осталось. Помимо всего прочего, многие страны, считающиеся новыми рынками для крупных сотовых операторов, преподносят свои сюрпризы, обусловленные спецификой тамошней культуры потребления услуг связи. В частности, во многих таких местах местные жители попросту выбрасывают сим-карты своих аппаратов после того, как на ней заканчиваются средства. И это обстоятельство вносит сумбур в понимание долей рынка, занимаемых той или иной компании, путает отчетность и требует внесения соответствующих корректировок в прогнозы и перспективные планы операторов. Возможно, что и эта модель поведения потребителей не сразу стала понятной менеджерам «Вымпелкома» и слишком долго цифры в отчетах не соответствовали реальному положению вещей.
 
На горизонте - Камбоджа
 
В Камбоджу «Вымпелком» пришел в 2008 году, запустив свою первую сеть в коммерческую эксплуатацию. По планам инвесторов, вложенные в камбоджийское предприятие порядка 200 млн. долларов США, должны были к текущему году позволить компании занять 20% местного сотового рынка. Кроме того, еще в том же 2008-м году «Вымпелком» анонсировал свои планы по строительству в этой стране сетей связи, использующих технологию Long Term Evolution (LTE). Возможно, такое заявление было чересчур смелым и для 2008 года и для такой страны, какой в тот год была Камбоджа и по уровню проникновения сотовой связи, и по востребованности новейших телекоммуникационных услуг ее населением. Через год после выхода на рынок Камбоджи, «Вымпелком» рассказывал о размерах торговой сети, о числе собственных офисов продаж и торговых точек распространения SIM-карт и карточек мгновенной оплаты. Но ни слова не говорила о числе абонентов, обходя этот вопрос незамысловатым сообщением о том, что зона обслуживания «Вымпелкома» в Камбодже «охватывает 18 провинций, в которых проживает более 70% населения страны». Читая эти строки три года назад, я вспоминала как во временна соцреализматогдашнее телевизионное ведомство Союза также жонглировало цифрами. Так, при написании здравиц к очередным съездам правящей партии говорилось, что телевидением охвачено 98% населения страны, и это было правдой. В то же время, когда требовалось попросить дополнительного финансирования те же чиновники сообщали, что телевидением охвачено всего 75% населения Союза, и это тоже было правдой.
 
Пути развития
 
Возможно, эта неудача в Юго-Восточной Азии станет той отправной точкой, начиная с которой операторы попытаются найти иные пути для дальнейшего развития бизнеса. Что влечет сотовиков в развивающиеся страны? Ответ прост. Как известно, о чем бы не шла речь, она всегда идет о деньгах. На этих малопродвинутых рынках сотовые компании искали повторения золотых дождей, которые обширными ливням прошли над ними в России на первых этапах становления бизнеса. В 2008-м, отчаявшись найти новые услуги, способные заставить российских абонентов платить чаще и больше, операторы решились завоевать развивающийся мир. Однако, надеждам этим оправдаться пока не удалось. Возможно, вложив те же деньги в развитие своих российских сетей, компании добились бы большего. Хотя и российский телекоммуникационный бизнес с каждым днем все больше превращается в территорию «рискованного земледелия».






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов