9 апреля '12

«Связьинвесту» дали год


Никита Беллер

, независимый инвестаналитик

 Реорганизация и ее последствия

Долго ли, коротко ли - слияние «Связьинвеста» с «Ростелекомом» вышло на финишную прямую. Согласно президентскому указу №340 от 24 марта, на реорганизацию этих телеком-активов у правительства не больше 12 месяцев. Похоже, что год выдастся насыщенный - и вот почему.
Указ предписывает обеспечить в реорганизованном «Ростелекоме» как минимум 50%+1 акцию под государтсвенным контролем. В процентном соотношении это меньше 53,25%, принадлежащих государству в операторе сейчас - но ощутимо больше той доли, на которую могли бы рассчитывать Росимущество и ВЭБ, произойди слияние с пропорциональным размытием акционерских долей прямо сейчас.
Чтобы обеспечить необходимый уровень государственного участия после слияния компаний, «Связьинвесту» предстоит высокими темпами увеличивать капитализацию и долю в «Ростелекоме».
Основную часть задач возьмет на себя допэмиссия: в счет дополнительных акций «Связьинвест» получит от государства 21,8% «Центрального телеграфа», 28,2% «Башинформсвязи», 75% «Чукоткасвязьинформа», 100% «Ингушэлектросвязи» и 38% ММТС N 9 общей стоимостью порядка 5,4 млрд рублей. Не секрет, что распоряжение о передаче этих активов «Связьинвесту» президент подписал еще прошлой осенью - но выполнено оно не было, правительство вернулось к этому вопросу только в начале 2012 года. Проект указа был готов в феврале, сейчас завершается последний этап подготовки - повторная оценка стоимости акций. По предварительной информации, цена практически не отличается от первоначальной.

 


Государственный оператор связи может оказаться наиболее заинтересованной стороной в недавних инициативах по борьбе с  «воздушной» прокладкой оптоволоконных сетей, и, что еще важнее, имеет возможность пролоббировать их дальнейшее развитие. Если это произойдет - последствия для рынка фиксированного ШПД можно представить: затраты и потери на переносе подвесных ВОЛС под землю сделают бизнес заведомо убыточным для множества компаний

 
ОАО «Ростелеком» тоже не останется в стороне. Участие оператора в допэмиссии сейчас оценивается в 1,7 млрд. рублей - на эти деньги госхолдинг намерен выкупить около процента акций  «Ростелекома» у его стопроцентной дочки «Мобител». Еще 1,9% акций «Связьинвест» рассчитывает получить за 50% «Скайлинка»: на сегодняшний день, CDMA-оператор остается единственным активом, который полностью принадлежит холдингу - хотя и находится под управлением «Ростелекома».
В итоге, под государственным контролем окажется почти 60% дореорганизационного «Ростелекома» - 47% через «Связьинвест», 7,43% у «Росимущества», и 2,4% в портфеле ВЭБ. После слияния, это гарантирует государству как минимум 50,1% акций объединенного ОАО «Ростелеком».

 


Наилучшие перспективы в плане роста сейчас демострирует Сибирь, Дальний Восток и Северный Кавказ. Появление конкурента, который не только имеет консолидированые активы в таких регионах, но и обеспечен государственным финансированием - не лучшая ситуация

 
А вот миноритариям реорганизация по президентскому сценарию может повредить. Учитывая запутанные имущественные отношения между «Ростелекомом» и «Связьинвестом», объединение компаний создать предпосылки к сильному размытию их доли - вплоть до 20%. «В этом случае миноритарные акционеры могут выступить против второго этапа реорганизации на собрании акционеров. Этого не произойдет только в одном случае — если при размытии стоимость акций увеличится как минимум на 30%», цитирует РБК daily слова одного из миноритариев. Но шансы на активный протест невелики: в целом, миноритарные акционеры (Сбербанк, ЗАО «Национальный Расчетный Депозитарий», ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания») лояльны к государственному капиталу. Кроме того, чтобы наложить вето на решение о присоединении, требуется 25%+1 голос - обеспечить такое количество можно только при участии как минимум одного из двух крупнейших миноритариев.
 
Миноритарии «Ростелекома»
НКО ЗАО «НРД» (14,31 % обыкновенных акций),
ЗАО «ДКК» (12,52 %),
ЗАО «ИНГ Банк (Евразия)» (4,97 %),
ЗАО «Ю Би Эс Номиниз» (3,61 %),
Сбербанк России (2,41 %),
«Ситибанк» (1,91 %).
 
Вероятность пессимистического сценария пока велика: за полторы недели с момента обнародования президентского указа акции «Ростелекома» сначала поднялись на 1,8% (со 143,8 рубля до 146,4 за единицу), но затем упали до годового минимума - 141,12 за шт. Чтобы обеспечить сколько-нибудь положительный тренд, потребуется не одна хорошая новость.
Еще один сомнительный момент - судьба биржевых планов ОАО «Ростелеком». Первичное размещение на LSE переносилось уже несколько раз, и на сегодняшний день информации о том, успеет ли оператор к последней намеченной дате, как неизвестно и то, осталось ли вообще в силе намерение провести IPO. Слияние со «Связьинвестом» однозначно усложнит процесс выхода, или потребует отложить его на неопределённый срок, но может позволить «Ростелекому» привлечь необходимые дополнительные средства и без первичного размещения.
Тем не менее, вливать «Связьинвест» в «Ростелеком» (или ликвидировать любым другим способом) стоит. Региональные операторы, переходящие под крыло ОАО «Ростелеком» остаются под государственным контролем, но схема управления ими бессмысленно усложняется. Распыляются и другие ресурсы - потенциальный синергетический эффект от взаимодействия между «Центральным Телеграфом», «Скай Линк», «Ростелекомом» и «Гипросвязью» сводится на нет все той же абсолютно нелинейной структурой: чего стоит один тот факт, что «Скай Линк», являясь 100% дочкой «Связьинвеста», находится сейчас под операционным управлением... «Ростелекома».
Дополнительный стимул к реорганизации - чисто финансовый. На сегодняшний день, общая чистая прибыль активов, контрольным пакетом которых располагает «Связьинвест» не превышает пятисот миллионов рублей, - в то же время, для «Ростелекома» в 2010 году это показатель составил 2,7 млрд. По сути, инвестиционная роль «Связьинвеста» совершенно сходит на нет.
Если же запланированное IPO будет решено перенести на пост-реорганизационный период, реализовать его ОАО «Ростелеком» будет намного легче, чем сейчас. Прозрачная структура владения упростит Due Diligence, который неизбежно сопровождает выход на публичные листинги, и позволит предложить ценные бумаги по более высокой цене: более предсказуемые перспективы бизнеса снижают риски для покупателей акций, и эффективно стимулируют спрос.
На сегодня, в равной степени из-за сложной структуры управления  и благодаря авторитету г-ну Провотворова «Ростелеком» сохраняет известную степень автономности.   Оборотная сторона реорганизации - риск этой автономности лишиться: решения, принятие которых раньше было распределено между советами директоров «Связьинвеста» и «Ростелекома», будут приниматься в одной инстанции, и, скорее всего, с большим единодушием среди представителей государственных акционеров.
В любом случае, сейчас для стратегического планирования не время: план на ближайшие пять лет утвержден еще в мае прошлого года. Напомню: к концу 2016 года «Ростелеком» собирается занять половину российского рынка фиксированного ШПД, около четверти рынка беспроводной передачи данных (плюс сотовая связь во всех регионах РФ), а также 30% отечественного платного ТВ. И вот для этого плана слияние со «Связьинвестом» - явное подспорье.
Поглотив «Скай Линк», ОАО «Ростелеком» разом увеличит свою долю на рынке мобильной связи на 10% - а ведь в центральной Росси, Сибири и на Дальнем Востоке у главного государственного телекома есть и другие сети, общая доля которых составляет тоже порядка 10-12%. Вот и получается, что сам факт слияния со «Связьинвестом» принесет ОАО «Ростелеком» галочку напротив одного из пунктов пятилетнего плана. А ведь еще «Скай Линк» приносит «Ростелекому» практически все лицензии, недостающии оператору до полного портфеля - причем в частотах, пригодных как для GSM (1900), так и для неспешно набирающего обороты LTE (2100).
Контрольный пакет ОАО «Гипросвязь» тоже принесет больше пользы «Ростелекому», чем «Связьинвесту». С ним государственный оператор связи не только расширяет возможности в области строительства телекоммуникационных объектов, включая востребованные сейчас ЦОД, но и получает возможность участвовать в проектах конкурентов.
И не стоит забывать, что после слияния со «Связьинвестом» к «Ростелекому» отойдут полученные госхолдингом значимые доли в активах нескольких региональных оператов - в частности, 75% «Чукоткасвязьинформа» и 100% «Ингушэлектросвязи» сохраняющих практически монопольное положение в регионах пристутствия. С ними, ОАО «Ростелеком» охватывает сетями всю территорию РФ, и окончательно закрепляет за собой статус федерального лидера (и почти монополиста) меж- и внутризоновой связи - подвинуть его будет крайне сложно.
Такое положение дел обещает выгоду акционерам ОАО «Ростелеком» в случае, если ничто не воспрепятствует реорганизации. Запас роста рыночной стоимости акций объединенной компании уже сейчас можно оценить в 40-50%. Причём речь не о сезонных всплесках (в июне-июле 2011 года цена акций оператора дважды преодолевала 200-рублевую отметку) - подорожание будет обеспечено ростом капитализации «Ростелекома» и заделом для дальнейшего роста оператора.
Но с точки зрения других участников рынка ситуация патовая. Маржинальность в наиболее населенных и платежеспособных регионах падает, вынуждая операторов активно инвестировать в развитие новых услуг и технологий (LTE, PON, IPTV), и в расширение покрытия. Наилучшие перспективы в плане роста сейчас демонстрируют Сибирь, Дальний Восток и Северный Кавказ -  рынок этих регионов России не страдает от перенасыщения, и не испорчен демпингом 2007-2009 годов. Появление конкурента, который не только имеет консолидированные активы в таких регионах, но и обеспечен государственным финансированием - не лучшая ситуация.
Вторая опасность, которую сулит рынку связи (прежде всего, фиксированного ШПД) слияние «Связьинвеста» и «Ростелекома», обусловлена тем, что государственный оператор связи – владелец/ответственный эксплуататор подземных кабельных коммуникаций практически по всей территории России. Он может оказаться наиболее заинтересованной стороной в недавних инициативах по борьбе с «воздушной» прокладкой оптоволоконных сетей, и, что еще важнее, имеет возможность пролоббировать их дальнейшее развитие. Если это произойдет - последствия для рынка фиксированного ШПД можно представить: затраты и потери на переносе подвесных ВОЛС под землю сделают бизнес заведомо убыточным для множества компаний.
Как бы то ни было, слияние «Связьинвеста» и «Ростелекома» можно назвать каким угодно, но только не внезапным. О возможности такого развития событий было известно еще в 2009, первые шаги предпринимались в 2010, активные действия развернулись в 2011: пошел уже четвертый год подготовки. Это немалый срок для любого рынка, тем более - для такого динамичного, как телекоммуникационный: времени, чтобы подготовиться и разработать ответную стратегию было (да и остается) предостаточно,
А значит, кто не спрятался – «Ростелеком» не виноват.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов