27 марта '12

За частотными деревьями можно не заметить леса


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Планы «Ростелекома» на группу «Антарес» 

Сегодня телекоммуникационный мир не только в России, но и во многих других странах в очередной раз находится на таком витке диалектической спирали, когда каждый оператор связи видит для себя возможность снова испытать судьбу и попытаться занять давно желанное место в первых строчках рейтинга. По некоторым причинам многим кажется, что стоит объявить о том, что компания предоставляет услуги связи нового поколения или собирается строить сеть LTE, как медовые реки инвестиций сами повернутся в сторону счастливчика, а абоненты спешно начнут подключаться к новой сети, еще больше повышая доходы компании.
 
Заглянем в историю
 
Пока «Ростелеком» обдумывает варианты структурирования сделки и просчитывает риски предполагаемой операции по покупке частот, стремление быть первыми на рынке LTE. по всей видимости, будет играть на руку пониманию необходимости и своевременности такого решения. За этой завесой из лозунгов и призывов в светлое будущее сотовой связи важно не позабыть о том, что мало «купить частоты», для успешного бизнеса в подвижной связи нужно еще кое-что. Причем, что представляет из себя это самое «кое-что», науке известно не очень.

 


Вне зависимости от алгоритма будущего взаимодействия двух компаний - «Антареса» и «Ростелекома», обсуждаемая сделка может быть определена, как «покупка возможности получить частотные назначения», а вовсе не как покупка готовой сети с реальными абонентами, которые готовы оплатить услуги LTE   

 
Если перелистать недавнюю историю сделок с продажей-покупкой частот в России, то успешных проектов практически не найти. С чем это связано – не очень понятно, однако за последние годы мы наблюдали несколько подобных переходов частот из одних рук в другие. Взять, например, компанию «Тривон», которая несколько лет назад закрыла аналогичную сделку по покупке частот для беспроводного доступа. Там тоже инвесторам обещаны были молочные реки с кисельными берегами и золотыми дождями над ними. Однако ничего подобного пока не произошло, и вряд ли уже произойдет. Ошиблись ли маркетологи, не просчитавшие скорое появление LTEи «закат звезды» фиксированного беспроводного доступа? Или эта неудача – результат нерасторопности команды в дальнейшем оформлении частотных назначений? А быть может, напутали зарубежные консультанты, не знакомые с реалиями российского бизнеса, и раздающие свои ценные рекомендации из тепличных условий заокеанских кабинетов? Этого нам уже не узнать. Однако факт – налицо. Компания сумела получить дефицитный ресурс, а бизнес-успеха за этим не последовало.
Можно назвать и других покупателей частот, но имена не так важны. Важен принцип. Приобретая частоты, любая компания – маленькая или большая должна не только слушать рассказы о том, как хорошо сеть работает в Китае или Вьетнаме, но еще и представлять, что и как сам оператор будет делать, получив в свое распоряжение, например, контрольный пакет группы «Антарес».

Что на продажу?
 
Полоса частот 1900-1920 МГц изначально была предусмотрена для создания сегмента TDD в сетях подвижной связи третьего поколения (UMTS), однако широкого применения связь в этом участке спектра не нашла. Вплоть до прошлого года практически ни в одной стране Европы и Америки операторы не начали строительство сетей 3G этого диапазона.

 


По данным международного союза электросвязи в развитых странах на сегодняшний день не хватает 2 млн инженеров в области радиосвязи, эектросвязи и информационных технологий

 
Cпецификации3GPPдляLTE предполагают использование этой полосы частот или ее отдельных участков в нескольких конфигурациях с временным дуплексом
·                     Полоса № 33 1900 МГц–1920 МГц
·                     Полоса № 35 1850 МГц –1910 МГц
·                     Полоса № 37 1910 МГц –1930 МГц
·                     Полоса № 39 1880 МГц –1920 МГц
Кроме того Европейский институт стандартизации в области электросвязи (ETSI) предлагает в своем стандарте ETSI TS 102 735 использовать эту полосы для создания сетей LTE в Районе 1 МСЭ (Европа, Средняя Азия и Африка), как полосу
·                    15        1900 - 1920 МГц / 2600 2620 МГц (в конфигурации с частотным дуплексом FDD),
Однако этот вариант не стандартизован 3GPP, так как такое деление спектра противоречит стандартизованному распределению диапазона 2500-2700 МГц, согласно которому участок 2600-2620 МГц предполагается использовать для строительства селей LTE с временным разделением каналов (TDD).
На протяжении последних двух лет перед Всемирной конференцией радиосвязи 2012 года многие телекоммуникационные организации в Европе пытались подыскать полосе частот 1900 - 1920 МГц достойную парную полосу для организации частотного дуплекса. Однако до сих пор большого успеха эти исследования не имели.
В результате 12 мая 2011 года Еврокомиссия приняла решение о возможном использовании этой полосы для LTEв режиме «downlinkonly». То есть, по мнению Комиссии, отдельные блоки этой полосы могут быть «пристегнуты» к любой другой LTEполосе FDD в целях увеличения пропускной способности на линии вниз (от базовой станции к абоненту) для поддержания ассиметричного трафика передачи данных, Другой возможный вариант состоит в том, чтобы использовать этот спектр как «отдельный» ресурс для создания самостоятельной сети.
На сегодня международная ситуация с дальнейшим использованием полосы 1900 - 1920 МГц до конца еще не прояснена. Возможно, что-то станет более понятным ближе к 2015 году – дате проведения следующей Всемирной конференции радиосвязи. По всей видимости, к этому сроку более-менее гармонизируются полосы частот для LTE , по крайней мере, такую цель поставили перед собой соответствующие Исследовательские комиссии. Проблема состоит в том, что сегодня распределения частот для LTE различны в разных Районах МСЭ (Европа, Америка и Япония в данный момент имеют различные распределения частот для систем связи последующих поколений). Здесь стоит вспомнить, что именно «не европейское» распределение частот в диапазоне 815-865 МГц не позволило ГКРЧ выделить 8 сентября 2011 года для развития LTE именно эти участки спектра, где по прогнозам специалистов создание сетей могло бы идти намного более быстрыми темпами в силу специфики загрузки этой полосы частот.
 
Оправданность ожиданий
 
Вопрос «чего хочет «Ростелеком?» имеет совершенно определенный ответ. Сегодня каждый крупный оператор стремится как можно быстрее занять свой сегмент на рынке новейших услуг связи. К сожалению, других возможностей решить эту задачу в разумные сроки у оператора пока нет. Судите сами. Выигранные «Ростелекомом» на конкурсе 2010 года частоты 2300-2400 МГц, которые были бы вполне пригодны для создания таких сетей, оператором до сих пор не освоены в силу неожиданного противодействия со стороны военных. Непонятность этой ситуации осложняется еще и тем, что непосредственно перед проведением конкурса военные официально на заседании ГКРЧ подтвердили доступность выигранных впоследствии «Ростелекомом» полос частот. Перспективы же проведения в скором времени конкурса на частоты «цифрового дивиденда», который по решению ГКРЧ должен был состояться до 1 февраля 2012 года, все еще остаются весьма туманными.
Вместе с тем, покупка частот «pret-a-porter» представляется оператору реальным выходом из сложившейся ситуации и хорошей возможностью завоевать рынок услуг LTEраньше «большой тройки». Вопрос лишь в том, так ли готовы к использованию выставленные на продажу частоты? На мой взгляд, вне зависимости от алгоритма будущего взаимодействия двух компаний – «Антареса» и «Ростелекома», обсуждаемая сделка может быть определена, как «покупка возможности получить частотные назначения», а вовсе не как покупка готовой сети с реальными абонентами, которые готовы оплачивать услуги LTE.
 
Зона рискованного частотовладения
 
Невероятная перегруженность спектра в настоящее время превращает бизнес по оказанию услуг радиосвязи в чрезвычайно рискованный. Причем риски эти подстерегают оператора на каждом шагу – от выделения частот до запуска сети в эксплуатацию, а также и в любой момент после того, как такой запуск состоится. Какие возможные препятствия может встретить покупатель, решивший приобрести частоты 1900-1920 МГц?
На международном уровне – ВКР-2015 может принять иное решение относительно будущей судьбы диапазона, так как пока он еще официально не внесен в Регламент радиосвязи, и результат продолжающихся исследований предсказать непросто.
На уровне ГКРЧ – есть вероятность отмены решений ГКРЧ, как принятых без проведения необходимых конкурсов, а также отмены решений из-за несоответствия диапазона требованиям постановления правительства России № 413 от 26 мая 2000 года, требующего выделять частоты на территории России только для европейских технологий радиосвязи.
На уровне экспертизы электромагнитной совместимости – существуют риски получения отрицательного заключения относительно возможности совместной работы с гражданскими Радиоэлектронными средствами, Кроме того, нельзя исключать и возможности того, что однажды появится «Основа-Телеком-2», которая внезапно получит назначения в этой полосе по всей стране, что заблокирует возможность получения положительного заключения от Министерства обороны.
И, кроме того, в опубликованных документах ничего не сказано о наличии у «Антареса» лицензий на LTE. Нет таких сведений и на официальном сайте Роскомнадзора. В таком случае не совсем ясно, какие конкретно базовые станции ставит оператор «на офисном здании возле метро «Полянка», и какие услуги собирается с их помощью предоставлять.
 
Планам «Ростелекома» суждено сбыться, если
 
Для того, чтобы покупка частот не превратилась в еще одну неоправданную сделку, покупателю потребуется внимательнейшим образом проверить все документы, подтверждающие возможность дальнейшего использования ресурса и предоставления услуг на его основе.
При этом важно помнить, что разрешение на одну-две базовых станции в отдельно взятом городе – не есть право использования этих частот по всему городу. И для дальнейшего развития сети необходимо будет еще получать массу разрешений и согласований, которые влекут за собой, как временные, так и финансовые затраты.
Далее потребуется поиск и согласование площадок для размещения базовых станций. Площадок таких потребуется много, примерно втрое-четверо больше, чем для сетей GSM, так как диапазон частот 1900-1920 МГц не позволяет создавать больших зон обслуживания базовых станций. Потребуется отдельно решать проблемы с обслуживанием абонентов, находящихся внутри зданий, так как в отличие от 900 МГц, на которых работают сети GSM, радиоволны рассматриваемого диапазона испытывают сильное затухание про прохождении сквозь стены и межэтажные перекрытия.
Но это, пожалуй, самая простая часть проблемы. Гораздо сложнее создать сеть центров обслуживания, обучить персонал, сформировать подразделения, которые рассчитывали бы частотно-территориальные планы, обеспечивали бы более-менее приемлемые по времени сроки рассмотрения самых разных разрешительных документов. Причем делать все это придется в условиях крайнего дефицита квалифицированных специалистов. По этому поводу МСЭ уже высказывал свое беспокойство. По данным международного союза электросвязи в развитых странах на сегодняшний день не хватает 2 млн инженеров в области радиосвязи, электросвязи и информационных технологий.
Поэтому, занимаясь строительством сетей и получением новых частот, очень важно помнить о том, что ни одна – даже самая хорошая сеть – не работает сама по себе, ее кто-то должен обслуживать.
Есть также еще один момент, о котором в погоне за стандартами часто забывают – для того, чтобы сеть приносила доходы, у нее должны быть абоненты. Следовательно, самым главным вопросом любой сделки, направленной на создание новых сетей связи должен быть вопрос абонентов, а вовсе не частот или лицензий.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов