20 марта '12

Итоги 2011 года для МТС и планы на будущее


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

 Позиции оператора на рынке сотовой связи России

2011 год стал заметным годом для компании. У руля лидера рынка встал новый генеральный директор – Дубовсков Андрей, который заменил Михаила Шамолина в марте прошлого года. Новый генеральный директор выбрал новый ориентир для компании – восстановление прибыльности бизнеса, что успешно было продемонстрировано во второй половине года.
В результате за 2011 год компания смогла увеличить чистую прибыль по отношению к 2010 года на 4,6% до $1,44 млрд, выручка выросла на 9,1% и достигла до $12,3 млрд, показатель по OIBDA прибавил 5,6% до $5,14 млрд,  рентабельность по OIBDA снизилась до 41,8% с 43,1% годом ранее.
Результаты компании соответствовали ожиданиям менеджмента и превзошли ожидания аналитиков, что было позитивно воспринято рынком, многие инвест дома пересмотрери свои прогнозы по компании в сторону повышения.

 


Грядут перестановки и в «Мегафоне», Сергей Солдатенков текущий генеральный директор компании намерен покинуть свой пост в середине 2012 года. На его смену придет Иван Таврин.  Антон Кудряшов и Иван Таврин - выходцы из медийного рынка, в связи с чем рынок ожидает перемен в отрасли

 
В результате МТС удалось обогнать по капитализации «Вымпелком» достигнув в пятницу отметки в $19,5 млрд, что на $1,5 млрд больше, чем у «Вымпелкома», хотя МТС почти в 2 раза меньше и по выручке и по количеству абонентов.
 
Сильные моменты 2011 года:
 
Сильная монобрендования сеть. В 2011 году компания активно занималась развитием собственной розницы. По данным компании в 4 кв 2011 года порядка 46,3% контрактов продавались через собственную розничную сеть, которая за год выросла до 4 147 собственных салонов, что почти в два раза больше, чем год назад. Продажи через собственную сеть позволяют компании значительно экономить на дилерской комиссии, что позитивно сказывается на рентабельности компании
Абонент привлеченный через монобрендовую сеть в среднем тратить больше и остается лоялен по отношению к оператору, поэтому отстройка собственной сети стала так важна для операторов.

 


По результатам 2011 года лидером по количеству капзатрат в России стал «Мегафон». Компания активно инвестирует средства в развитие сети, что сказалось на росте доходов от передачи данных, «Мегафон» является лидером в этой отрасли

 
Сейчас и «Мегафон» и «Вымпелком» активно занимаются развитием собственной монобрендовой сети. Для статистики, на долю продаж Евросети (крупнейший акционер которой «Вымпелком») приходится 18% продаж, на долю монобрендовой сети «Мегафона» – 20% от общих продаж симок оператора.
Рост доходов от передачи данных. Также компания продемонстрировала сильные позиции на рынке передаче данных в России, заняв второе место после «Мегафона». Выручка от услуг по передачи данных выросла до 24 млрд руб (+49% за год). «Мегафон» показал рост на 50% до 30 млрд руб. Также МТС продемонстрировали серьезный рост и в других странах в Украине рост данного показателя за год составил 60%; в Узбекистане рост выручки от услуг передачи данных за аналогичный период составил 122% за год.
Финансовая дисциплина. МТС в отличие от конкурентов показали хорошие релутаты по сокращению расходов, что помогло добиться более высоких результатов в 2011 г.: МТС показали прост свободных денежных потоков, которые снижались на протяжении двух лет подряд. Также в 4 квартале оператор продемонстрировал самую высокую рентабельность по сравнению с конкурентами. Рентабельность составила 42,8%, что удалось достигнуть за счет оптимизации персонала, оптимизации дилерских комиссий,  также положительно повлияло увеличения доли внутрисетевых звонков. 
 
МТС и конкуренты на Российском рынке
 
МТС продолжают лидировать на российском рынке мобильной связи. Как в численном выражении – занимает набольшую долю по абонентам по итогам года. Как и в денежном выражении, компания занимает первое место по выручке среди «Мегафона» и «Вымпелкома».
 
 

Основные риски для оператора в краткосрочной перспективе:
  • Компания продолжает снижение абонентов – риск снижения темпов роста выручи:  за 2011 год компания показала отток абонентской базы на 1,4 млн абонентов, до 70 млн, в то время как основные конкуренты нарастили базу в среднем на 5 млн. Это уже сказало на более медленном росте по сравнению с конкурентами в 4 кв 2011 года. За 4 кв выручка МТС выросла на 3% год к году, в то время как «Мегафон» увеличил ее на 9,1% год к году, в «Вымпелком» на 9,8% год к году.
  • Усиление конкуренции с приходом на рынок новых операторов. В частности это связано с внедрением нового стандарта LTE. Рынок ожидает выхода на этот рынок «Ростелекома», также лицензии получит «Скартел», и о намерении строить свою сеть заявила компания «Антареса», которая в 2008 году получили частоты 1900-1920 МГц, компания обещает запустить сеть в коммерческую эксплуатацию в конце 2012 года.

            Основные направления развития, задачи и планы оператора на российском и зарубежных рынках

Менеджмент компании дал довольно позитивный прогноз на 2012 год.
Менеджмент ожидает, что выручка в местных валютах вырастет в 2012 г. на 5-7%, а рентабельность OIBDA составит в текущем году 40-42%. Менеджмент прогнозирует, что в долгосрочной перспективе рентабельность OIBDA будет выше 40% - точно так же «Мегафон» планирует добиться рентабельности OIBDA выше 40% в течение 2012 г. «Вымпелком» видит среднегодовой рост выручки на уровне 4-6%.
Основные направления:
1) В 2012 году МТС продолжат уделять огромное вниманию сокращению расходов и восстановлению рентабельности.
2) Также тема развития/ запуска LTE станет наиболее яркой в 2012 году. МТС первыми среди сотовых операторов в России получат лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи LTE в диапазоне 2595–2620 Мгц на территории Москвы и Московской области.
3) Компания продолжит активно развивать свою монобрендовую сеть, укреплять лояльность текущих абонентов.
 
Капзатраты МТС, «Вымпелком» и «Мегафон»
 
Довольно яркой темой стало стремление компаний снизить свои капитальные затраты.
Высокий уровень капзатрат всегда оставался одним из основных рисков для мобильных операторов в глазах  инвесторов, так что данная тема очень важна для рынка.
МТС и другие операторы намерены постепенно снижать уровень капитальных затрат в 2012 и последующих годах. Что должно позитивно отразиться на отношении рынка к данному сектору.  
 
МТС ожидают, что соотношение капиталовложений и выручки в 2012 г. останется на уровне 20-21%, но с 2013 г. будет снижение до 15-18%. 
«Вымпелком» ждет, что отношение капиталовложений к выручке (без учета лицензий) останется ниже 15% к концу 2014 г.
Совет директоров «Мегафон» уже ободрил снижение капитальных затрат в 2012 году до 64 млрд руб, что ниже уровня 73млрд руб (28,5% по отношению к выручке за 2011 год).
 
Динамика уровня капзатрат МТС
 
МТС уже в 2011 году начали частично уменьшать количество капитальных затрат.
Основные средства расходуются в России, где компания активно возводить сеть третьего поколения.
 
Капитальные затраты МТС (млн долл)
 
2008
2009
2010
2011
Россия
1,785
1,390
2,260
2,246
Украина
596
377
155
148
Узбекистан
140
460
158
146
Туркменистан
58
52
44
0
Армения
35
49
30
45
Группа МТС
2,613
2,328
2,647
2,585
% к выручке
22%
23.70%
23.40%
21%
источник: данные компании
 
Основная часть капзатрат пришлась на 3G и модернизацию фиксированных сетей широкополосного доступа в регионах. В 2011 году компания ускорила темп строительства новых базовых станций. По данным компании за 9 месяцев 2011 года объявила об установке почти 17 тысяч новых базовых станций по всей России в течение 2011 года. Общее покрытие сетей 2G и 3G МТС увеличилось до 97% населенной территории России
В настоящее время сеть третьего поколения МТС состоит из более, чем 23 тысяч базовых станций.

По результатам 2011 года лидером по количеству капзатрат в России стал «Мегафон». Компания активно инвестирует средства в развитие сети, что сказалось на росте доходов от передачи данных, «Мегафон» является лидером в этой области. Отношение уровня капзатрат к выручке в 2011 году составил 28,5%, в то время как у МТС – 21%. «Вымпелком» активно наращивает уровень капзатрат, чтобы догнать основных конкурентов.
 
Уровень капзатрат в России (млн руб)
 
2010
2011
год к году
МТС
69,278
66,869
-3%
«Вымпелком»
47,565
59,690
25%
«Мегафо»
65,400
68,701
5%
источник: данные компании
 
В 2012 году по данным компании МТС, планируется завершения строительство 3G-сетей, поэтому в 2012 году в России капзатраты будут на уровне 20-22% от выручки, частично средства будут расходоваться на развитие и модернизацию сетей фиксированной связи.
Основные капзатраты в будущем будут направлены на инвестиции в LTE:
Строительство сети с учетом расходов на конверсию частот может обойтись порядка 85,7 млрд руб (согласно расчетам союза LTE), но так как уже есть сети GSMи затраты будут более низкими. Операторы готовы к совместному использованию сети, к сотрудничеству в области сокращения затрат на внедрение нового стандарта связи
По данным агентства Informa Telecoms & Media к 2016 году абонентов LTE в России может вырасти до 10 млн, так что это довольно лакомый кусок для мобильных операторов «большой тройки».
 
Прогноз основных тенденций для российского рынка мобильной связи
 
Говоря о секторе в целом, напомним, что в последние два года «Мегафон» очень агрессивно занимался расширением базы клиентов и развертыванием 3G сетей – это отрицательно сказалось на финансовой дисциплине отечественных компаний мобильной связи. Появились определенные признаки (включая сокращение плана капиталовложений на 2012 г.) того, что «Мегафон» сделал выбор в пользу политики сохранения денежного потока. По нашему мнению, такое возвращение к нормальному положению вещей будет иметь более сильный положительный эффект для МТС, чем для VimpelCom. Усилия МТС по сокращению расходов (в том числе комиссионных платежей дилерам), по нашему мнению, могут приятно удивить в 2012 г.
Также тенденция смены менеджмента прокатилась по компаниям «большой тройки». МТС возглавил Андрей Дубовсков. Российское подразделение «Вымпелком» возглавил Антон Кудряшов, заменив Елену Шматову на этом посту. Также грядут перестановки и в «Мегафоне», Сергей Солдатенков текущий генеральный директор компании намерен покинуть свой пост в середине 2012 года. На его смену придет Иван Таврин. Антон Кудряшов и Иван Таврин – выходцы из медийного рынка, в связи с чем рынок ожидает перемен в отрасли.
 





Что входит в канцелярские товары что входит. . Детальное описание Масляная живопись у нас на сайте.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов