16 марта '12
ГКРЧ «выдавливает» с рынка телекоммуникационных услуг неугодных операторов?
ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» надеются на справедливость арбитражного суда
Строительство и запуск в Москве сетей в стандарте LTE (long term evolution, самая современная технология связи четвертого поколения или 4G)вновь оказались под угрозой. Столичные операторы платного телевидения ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 8 сентября 2011 года о выделении радиочастот для развертывания сетей 4G.
В начале сентября 2011 года ГКРЧ решила выставить на конкурс частоты в диапазоне для строительства сетей LTE. Пригодными для построения двухдиапазонных сетей в стандарте LTE признаны частоты в диапазонах 791—862 МГц и 2,5—2,7 ГГц. ГКРЧ планирует, что уже в первом квартале этого года на основании конкурса определятся владельцы четырех комплектов частот в этих полосах. На четыре комплекта частот претендует как минимум шесть компаний – ОАО «Вымпелком», ОАО «МегаФон», ОАО «МТС», «Ростелеком», «ТТК», «Tele2». При этом три однодиапазонные сети в диапазоне 2,5—2,7 ГГц построит «Скартел» (владелец бренда «Yota»), - ему вне конкурса была выделена полоса шириной 30 МГц вместо имеющихся у него сейчас 70 МГц, рассредоточенных по всему диапазону.
В свою очередь ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» также являются владельцами частот в спорных диапазонах. По мнению ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» решение ГКРЧ от 08.09.2011 г. № 11-12-02 является незаконным, поскольку обязывает их не создавать помех для сетей стандарта LTE, т.е. формально частоты у ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» отобраны не были, но использовать их они фактически не могут. Напомним, что ранее свое недовольство решением ГКРЧ выражало антимонопольное ведомство, усмотревшее в нем признаки недобросовестной конкуренции, поскольку в ходе распределения часто не были учтены позиции региональных операторов, однако каких-либо активных действий ФАС России так и не предприняло.
|
Трудно делать однозначный вывод, какое решение по существу спора примет арбитражный суд. Кроме того, нельзя исключать возможное давление на судью, как со стороны самих заявителей, других заинтересованных лиц, так и со стороны Министерства связи и массовых коммуникаций РФ |
|
Первоначально в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения ГКРЧ от 08.09.2011 г. № 11-12-02 незаконным обратилось ЗАО «Космос-ТВ». Документы поступили в канцелярию арбитражного суда еще 7 декабря 2011 г. (дело № А40-3457/12-21-31). Одновременно с подачей заявления о признании незаконным этого решения, «Космос-ТВ» просило арбитражный суд принять обеспечительные меры в виде приостановления его действия.
Однако арбитражный суд отказал в принятии обеспечительных мер, указав следующее: ЗАО »Космос-ТВ» документально не подтвердил, что непринятие заявленных им мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по делу, а также причинить значительный ущерб заявителю. Доводы же заявителя в части того, что непринятие данных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, основываются, по мнению суда, на домыслах. Кроме того, арбитражный суд подчеркнул, существуют основания полагать, что приостановление действия решения ГКРЧ от 08.09.2011 г. № 11-12-02 может нарушить баланс интересов заявителя, интересов третьих лиц и публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения, в случае принятия решения об отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Через неделю после обращения ЗАО «Космос-ТВ», в арбитражный суд поступило аналогичное заявление от ЗАО «Каскад-ТВ» (дело № А40-6432/12-139-60). На судебном заседании, состоявшемся 1 марта, представителем ЗАО «Каскад-ТВ» заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Скартел», ОАО «Мегафон» и ОАО «МТС». Ходатайство судом удовлетворено. Учитывая, что требования ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» связаны общим основанием и доказательствами, судья, рассматривающий дело ЗАО »Каскад-ТВ», объединил арбитражные дела ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» в одно производство и передал их на рассмотрение судье, рассматривающей заявление ЗАО «Космос-ТВ». Судебное заседание по рассмотрению объединенных заявлений ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» назначено на 12 апреля.
|
Поощрение действий ГКРЧ со стороны российских судов будет означать легализацию незаконных действий Комиссии по «выдавливанию» с рынка телекоммуникационных услуг неугодных операторов, что приведет к еще большей монополизации рынка со стороны «большой четверки» и снижению инвестиционной привлекательности этого сегмента российской экономики в целом |
|
Без исследования конкретных обстоятельств и имеющихся в распоряжении суда материалов о фактически состоявшемся порядке и условиях выделении радиочастот ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ», трудно делать однозначный вывод, какое решение по существу спора примет арбитражный суд. Кроме того, нельзя исключать возможное давление на судью, как со стороны самих заявителей, других заинтересованных лиц, так и со стороны Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Исходя из имеющейся информации, можно лишь дать предварительную правовую оценку сложившейся ситуации. Для определения правомерности действий ГКРЧ о выделении радиочастот необходимо ответить на следующие вопросы: что представляет собой решении о выделении полосы радиочастот? Входит ли в полномочия Комиссии принятие решений о прекращении действия ранее выданных решений о выделении полос радиочастот? В каких случаях, и в каком порядке указанное полномочие может быть реализовано?
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона «О связи» право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Право на использование радиочастот принимается для обеспечения надлежащего функционирования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, принадлежащих пользователям радиочастотного спектра, на основании положительного заключения экспертизы о возможности их использования, что вызвано объективными причинами и имеет целью обеспечение их электромагнитной совместимости и недопущение столкновения интересов пользователей сетей связи.
Под выделением полосы радиочастот понимается выдача разрешения в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала – это также разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования.
Таким образом, ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» является обладателем исключительного права на использование полосы радиочастот в спорных диапазонах.
Перейдем к рассмотрению правого статуса ГКРЧ. Федеральный закон «О связи» закрепляет статус Государственной комиссии по радиочастотам как коллегиального органа при федеральном органе исполнительной власти в области связи. Положение о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2004 года № 336, определяет ее как межведомственный координационный орган, действующий при Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации и осуществляющий на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации. Важно заметить, что Комиссия не является федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом, что делает невозможным обжалования ее решений без привлечения в качестве ответчика Министерства информационных технологий и связи. Впрочем, как и положено, при обжаловании решения ГКРЧ ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» привлекли в качестве второго ответчика Министерство.
Комиссия наделена широкими полномочиями, в которые входят право на принятие решений о выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (п.п. «в» п. 5 Положения о ГКРЧ), а также право на принятие решений о прекращении действия ранее выданных решений (п.п. «п» п. 5 Положения о ГКРЧ). Однако реализовать право о прекращении действия ранее выданного решения Комиссия может только в конкретных случаях, исчерпывающий перечень которых содержится в Законе «О связи».
Закон предусматривает два способа прекращения действия разрешения: судебный и внесудебный. Очевидно, что в судебном порядке ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» никто разрешения на использование выделенных частот не лишал. Во внесудебном порядке разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается по следующим основаниям (п. 11 ст. 24 Закона «О связи»):
- обращение пользователя радиочастотным спектром с соответствующим заявлением;
- аннулирование лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, если такая деятельность связана с использованием радиочастотного спектра;
- истечение срока, указанного при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, если этот срок не был продлен в установленном порядке или если заблаговременно, не менее чем за тридцать дней, не была подана заявка на его продление;
- использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств в противоправных целях, наносящих вред интересам личности, общества и государства;
- невыполнение пользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;
- невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа;
- ликвидация юридического лица, которому было выдано разрешение на использование радиочастотного спектра;
- неустранение нарушения, послужившего основанием для приостановления разрешения на использование радиочастотного спектра.
Из указанного перечня видно, что ситуация с ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» не подпадает ни под один из случаев. При этом, по нашему мнению, тот факт, что формально ЗАО «Космос-ТВ» и ЗАО «Каскад-ТВ» сохранили за собой право на использование радиочастот в спорном спектре, но не имеют реальной возможности их использования (если данное обстоятельство будет доказано), свидетельствует о нарушении их прав. Указанный вывод вытекает из принципов Закона «О связи», по смыслу которых, обладатель разрешения на использование радиочастот приобретает исключительное право на их использование, т.е. единоличную возможность фактического самостоятельное использование радиочастотного спектра.
С точки зрения действующего российского законодательства сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как лишение собственности (в широком смысле слова) без решения суда, что недопустимо как в силу Конституции РФ, так и фундаментальных международных конвенций, ратифицированных Россией. Поощрение подобных действий ГКРЧ со стороны российских судов будет означать легализацию незаконных действий Комиссии по «выдавливанию» с рынка телекоммуникационных услуг неугодных операторов, что приведет к еще большей монополизации рынка со стороны «большой четверки» и снижению инвестиционной привлекательности этого сегмента российской экономики в целом.