13 марта '12

Сибирский деловой союз намерен изменить баланс сил в российском радиовещении


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Особенности и тенденции рынка 

«Могущество России будет прирастать Сибирью».Именно это высказывание великого Михайло Ломоносова первым приходит в голову, когда читаешь последние сводки о куплях-продажах крупнейших радиовещательных активов. Поистине пророческими кажутся сегодня эти слова, произнесенные еще в 18 веке. И дело здесь не только и не столько в природных или экономических ресурсах региона. Все ресурсы мало что значат, если ими управляют неправильно или неэффективно.
 
И швец, и жнец, и на дуде игрец
 
Название холдинговой компании «Сибирский Деловой Союз» известно в России не первый год. Однако до последнего времени, если широкая общественность и слышала это имя, то чаще всего это происходило в пределах Сибирского федерального округа. Именно здесь сконцентрированы основные активы компании. Перечислить все, чем владеет СДС, сможет разве что штатный юрист Делового Союза, да и то, не без бумажки. В холдинговую компанию, помимо угледобывающих, машиностроительных и транспортных предприятий входят также коммунальные структуры, домостроительные комбинаты, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия.
Сфера деятельности СДС чрезвычайно широка и постоянно расширяется. Холдинговая копания ведет добычу угля (компания «СДС-уголь» входит в список крупнейших угледобывающих компаний) и производит минеральные удобрения, делает железнодорожные вагоны (принадлежащий СДС «Алтайвагон» - второй по величине завод этого профиля в России) и управляет международным аэропортом Кемерово, имеет розничную торговую сеть «СДС-Маркет» и занимается перевозкой грузов, возводит дома и коттеджные поселки, организует отдых и лечение, владеет молокозаводами и варит пиво, а также управляет спортивными комплексами и развлекательными учреждениями.
 
Сибирский деловой союз – активный игрок российского медиарынка

Отдельное направление работы холдинга - печатные СМИ, управление интернет-ресурсами, рекламная деятельность и вещание, как телевизионное, так и звуковое. Медиаактивами холдинга управляет компания «СДС-Медиа». Правда до недавнего времени, медийные интересы СДС были сконцентрированы, главным образом, на информационном и рекламном рынке Кемеровской области. Так, телеканал «Мой город» смотрят жители Кемерово и Новокузнецка, в тех же городах вещают и принадлежащие СДС радиостанции «Русское радио Кемерово», «DFM-Кемерово», «Ретро FM Кемерово», «Хит FM в Кузбассе», «Радио Шансон Новокузнецк» и «Русское радио Новокузнецк». Здесь же выходят и печатные издания холдинга - газеты «Союз» и «МК в Кузбассе». Контент, заполняющий интернет-площадки СДС, также по большей части фокусируется на всем, что происходит на региональном уровне.

 


Европейские медиахолдинги, которые прошли весь путь через «испытание цифрой» от начала и до конца на своей территории, по каким-то причинам не хотят его повторять на земле российской и спешат продать свои радиовещательные активы

 
Вместе с тем, на медиарынке Кемерово компания уверенно держит первое место по количеству собственных рекламных мест и входит в группу лидеров по числу принадлежащих ей крупноформатных рекламных конструкций. Согласно отчетам, передачи принадлежащих «СДС-Медиа» радиостанций ежедневно слушает более 200 тысяч человек, а рейтинговые данные показывают, что в Кемерово их радиопрограммы входят в пятерку лидеров. Добавьте сюда еще и читательскую аудиторию периодических печатных изданий медиахолдинга, а она насчитывает более 50 тысяч человек.
 
Времена меняются, и вместе с ними меняются и планы вещателей
 
Всегда сложно говорить о планах крупных холдингов. Особенно, глядя на ситуацию со стороны, и особенно в том, что касается относительно новых для них сегментов рынка. Новых, возможно, не в плане бизнеса вещательного как такового. Но, тем не менее, резкое увеличение объемов вещания и расширение территории охвата существенно меняет привычную для регионального вещателя структуру предприятия и схему взаимосвязей внутри него. Ситуация, когда промышленный концерн начинает проявлять повышенный интерес к бизнесу в области масс-медиа, повторяется в разное время и в разных странах. Так, например, известный производитель магнитофонов и радиоприемников Sony уже несколько лет развивает собственные вещательные телевизионные и радиоканалы. Каждый же, кто внимательно читает прессу последних месяцев, не мог не обратить внимания на явное оживление рынка покупки-продажи медиаактивов в России. Причем, если три-четыре года назад скупались качественные интернет-ресурсы, то сегодня предметом сделок все больше выступают телевизионные каналы и популярные радиостанции или даже целые радиовещательные сети.

 


В случае радиовещания мы можем отметить явное расхождение с апробированными зарубежными решениями этой же проблемы. Пока Россия только говорит о цифровом радио, продвинутая Европа вещала в цифре уже в конце 2000 г. Программы цифрового радио можно успешно принимать практически по всей Европе

 
На мой взгляд, ситуация это не возникла из ниоткуда. У нее есть вполне осязаемая подоплека, которую чутко уловили видавшие виды западные медиамагнаты. Совсем не зря французская Lagardere продает вполне успешную по бизнес-показателям «Европейскую Медиа Группу» с ее популярными радиовещательными сетями «Ретро FM», «Европа плюс», «Кекс FM» и «Радио 7». Какую же опасность видят на западе? 
 
Сегодняшние тенденции российского радио заложены в 2009-м
 
Вполне возможно, что риски для будущего медиабизнеса нового игрока сконцентрированы в грядущей повсеместной цифровизации радиовещания и телевидения в России. И, хотя все сегодня говорят и пишут только о цифровом телевидении, нельзя не обращать внимания на то, что говорится о будущем радиовещания в ряде пунктов документа под названием «Паспорт федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. № 985. 
В частности, в паспорте ФЦП черным по белому сказано о необходимости перевода на цифровые технологии не только телевизионных сетей вещания, но и радиовещания также, не исключая и УКВ-ЧМ вещания. Далее в Программе есть слова о том, что вещанием в сетях цифрового радио должна заниматься государственная вещательная компания. По мнению авторов ФЦП такое решение позволит обеспечить повсеместную доступность цифрового контента. Для этого, «в целях расширения охвата качественным государственным радиовещанием в УКВ-ЧМ-диапазоне» программа предусматривает, что в крупных городах и промышленно-развитых региональных центрах будут создаваться и расширяться цифровые сети многопрограммного радиовещания, эксплуатировать и наполнять контентом которые должен государственный оператор. На эти цели в ФЦП запланировано финансирование в объеме 310 млн рублей, которые должны быть истрачены на замену вещательного оборудования действующих передатчиков и на строительство новых объектов сети цифрового радиовещания в УКВ-ЧМ диапазоне. Предполагается, что согласно Программе будет закупленное и введено в эксплуатацию 370  двухкиловаттных передатчиков УКВ-ЧМ радиовещания.

Там, за океаном… тоже есть радиовещание
 
В телевидении и радиовещании, как ни в какой другой сфере жизни, эксперты очень любят проводить параллели между тем, как делается радио и ТВ у нас, и как это реализовано «там». При разработке концепций развития и целевых программ также принято ссылаться на зарубежный опыт. Интересно, что именно в случае радиовещания мы можем отметить явное расхождение с апробированными зарубежными решениями этой же проблемы. В частности, в радиовещательной системе США не наблюдается сколько-нибудь сильной единой некоммерческой радиосети общенационального уровня. Эфир заполнен передачами частных коммерческих станций. И, хотя в стране формально существует «NationalPublicRadio», его передачи – хотя и неплохого качества – настолько теряются в перегруженном коммерсантами эфире, что большинство американцев о его существовании даже не подозревает
И, пока Россия только говорит о цифровом радио, продвинутая Европа вещала в цифре уже в конце 2000 г. Успешно реализованная технология T-DAB позволила не только разместить в эфире сотни радиостанций, но и передавать в том же канале дополнительную информацию, как связанную с программой, так и обеспечивающую безопасное и комфортное движение по автострадам. Программы цифрового радио можно успешно принимать практически по всей Европе.
 
Радиовещательная погода на завтра
 
Рассмотрев сложившуюся ситуацию со всех доступных сторон, давайте попробуем расставить по российской радиовещательной карте завтрашнего дня все маркеры, которые мы видим уже сегодня.
Маркер первый. Весь мир переходит на цифровое вещание – и звуковое, и телевизионное, На региональной конференции по радиосвязи 2006 года Россия тоже взяла на себя такое обязательство, подписав соглашение «Женева-06». В этом международном документе определен частотно-территориальный план вещательных сетей и сроки перехода каждой страны на вещание в цифровом формате. Конечно, указанный в Соглашении срок отключения аналоговых передатчиков - 2015 год выглядит довольно сомнительным. Тем не менее, времени для «свободного полета» останется у российских вещателей не очень много. Как только мировые лидеры радиопромышленности прекратят серийный выпуск аналоговых автомобильных радиоприемников, российским вещателям придется смириться с неизбежностью прогресса. Судите сами. В 2011 году на автомобильном рынке России было продано лишь чуть более 10% автомобилей Lada. Остальные продажи пришлись на иномарки. По статистике, треть эфирного времени прослушивается в автомобиле. Кто же согласится потерять 33% аудитории? Да еще и аудитории, сидящей за рулем или в салоне новенькой иномарки, и значит - наиболее обеспеченной.
Маркер второй. Каналы цифровые и каналы аналоговые – это, как говорят в Одессе – две больше разницы. Один канал УКВ-ЧМ занимает полосу 200 кГц, ширина полосы, требуемая для работы одного канала в сетях наземного цифрового звукового вещания составляет 1,5 МГц. Это значит, что купив «частоту вещания» для УКВ-ЧМ радиостанции, новый хозяин не сможет ее сохранить за собой при переходе на цифру. Ему придется от нее отказаться. На неизвестных пока условиях.
Маркер третий.Европейские медиахолдинги, которые прошли весь путь через «испытание цифрой» от начала и до конца на своей территории, по каким-то причинам не хотят его повторять на земле российской и спешат продать свои радиовещательные активы.
Маркер четвертый. ФЦП явно ставит задачу создания единого государственного оператора цифрового радиовещания – аналогично тому, как это сделано для цифрового телевидения, где частотным ресурсом всех мультиплексов на сегодняшний день владеет РТРС.
Описанные маркеры довольно прозрачно очерчивают возможные пути дальнейшего движения сегодняшних участников радиовещательного рынка. Можно ли скорректировать ситуацию. Вероятно, да. Ведь нельзя считать игру проигранной, пока она не сыграна до конца. Важно играть на понятном поле и по известным правилам.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов