5 марта '12

Борьба АФК «Система» за индийский рынок


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 Риски и прогнозы

Несмотря на то, что АФК «Система» по своему собственному определению является диверсифицированной корпорацией, инвестирующей и являющейся мажоритарным акционером ряда компаний в таких отраслях, как телекоммуникации, высокие технологии, масс-медиа, ТЭК, нефтехимия, радио- и космические технологии, банковский бизнес, торговля, туризм и медицинские услуги, значительная доля инвестиций «Системы» приходится на телекоммуникационный сектор. Основными активами холдинга в этой сфере являются российский лидер сотовой связи, компания «МТС», и индийский развивающийся актив, Sistema Shyam TeleServices (Шиям). Шиям является оператором мобильной связи в стандартах GSM и CDMA, покрывает все 22 лицензионных округа (более 200 городов) на территории Индии и обслуживает более 14 млн клиентов. Контрольный пакет Шияма с 2007 г. принадлежит АФК «Система», около 17% акций оператора принадлежит Росимуществу.
Не вдаваясь в излишние детали, напомним вкратце, что свою деятельность в Индии «Система» начала в 2007 г., купив изначально 10% акций Шияма, и контроль над этим активом достался «Системе» не без усилий. В развитие актива в общей сложности было инвестировано свыше $2,5 млрд, и теперь, казалось бы, безоблачное будущее компании оказывается не столь уж безоблачным и не столь уж очевидным. Начнем, однако, с перспектив…
 
Эксперты индийского рынка пророчат ему экспоненциальный рост
 
В настоящее время рынок сотовой связи Индии можно охарактеризовать как олигополию в чистом виде. На рынке доминируют пять операторов связи, чья доля рынка по количеству абонентов превышает 10%. Еще четыре оператора имеют долю приблизительно в 2% или выше. Среди них и Шиям с долей рынка в 1,7%.

 


Остается загадкой то, почему еще один крупный акционер Шияма, Росимущество, выдерживает паузу и отказывается комментировать сложившуюся ситуацию, ведь разгоревшийся между АФК  «Система» и Индией конфликт затрагивает непосредственно и интересы Российской Федерации в лице Росимущества

 
Если провести беглый анализ динамики количества пользователей услуг сотовой вязи в стране, то на начало 2010 г. здесь насчитывалось всего около 4 млн. абонентов. К концу 2011 г. эта цифра вплотную приблизилась к 15 млн. чел., что фактически предполагает средний темп роста за год в 94%. Однако и эта цифра является далеко не пределом. С учетом того, что в стране проживает свыше 1,2 млрд. чел., и, как показывает опыт развитых и ряда развивающихся стран, уровень проникновения может порой достигать 200% и даже выше. Таким образом, вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе количество активированных сим-карт в Индии может достичь 2,5 млрд штук. Конечно, произойдет это не за одно десятилетие, однако, границы этого ожидаемого роста все равно представляются колоссальными.
Те компании, которые окажутся в центре этого роста, смогут получить колоссальный экономический эффект. Таким образом, перед Шиямом открываются реальные перспективы роста выручки, даже несмотря на то, что среди конкурентов компания занимает далеко не первое место. С учетом этого обстоятельства и вспоминая недавнее прошлое российского телекоммуникационного рынка, однако, невольно возникает мысль о том, сможет ли Шиям сохранить свою независимость, или же компании предстоит пройти через поглощение более крупным игроком. В данном контексте, все же, это вопрос вторичный, и к теме настоящей статьи он не имеет, по большому счету, никакого отношения.
 
Потенциальная доходность сопряжена с высокими рисками
 
Как правило, высокая потенциальная доходность сочетается с высоким уровнем рисков. На наш взгляд, не является исключением и ситуация с Шиямом в Индии, речь о которой пойдет дальше. Забегая вперед, можно отметить, что основная категория рисков, которая очень часто беспокоит глобальных инвесторов, - это политически риски, связанные с вероятностью непредсказуемого поведения местных властей. Даже несмотря на зачастую довольно развитую законодательную базу, могут возникать проблемы с надлежащим исполнением этих законов, что, в конечном счете, грозит инвесторам не только неполучением ожидаемой доходности на свои инвестиции, но и частичной или даже полной потерей своих первоначальных капиталовложений.

 


Обычно подобные споры решаются миром. В пользу этого говорит также и то, что в числе ущемленных в правах компаний оказались и западные операторы связи, поэтому отсутствие мирового соглашения между сторонами будет рассматриваться странами Запада как неприкрытый вызов им

 
О роли лицензий в телекоммуникационном бизнесе
 
На днях стало известно о том, что индийские власти аннулировали 122 лицензии на оказание услуг GSM и CDMA связи, которые были выданы восьми операторам связи (в числе которых значится и Шиям) в 2008 г. Формальным основанием для подобного решения стали доводы о том, что частоты выдавались, якобы, по заниженным ценам, вследствие чего бюджет Индии недополучил $34 млрд.
Что касается судьбы этих частот, то до 2 июня текущего года они останутся в распоряжении нынешних держателей, после чего могут быть выставлены на аукцион. Насколько мы понимаем ситуацию из сообщений в СМИ, компании, которые будут лишены этих частот, смогут вновь на них претендовать, однако, в этот раз им придется заплатить уже значительно большую сумму.
Понятно, что законным образом оказывать услуги связи без наличия соответствующих лицензий компании не могут, поэтому выхода у пострадавших будет всего два: либо уйти с рынка, либо вновь оплатить стоимость лицензий. Полная стоимость лицензий известна лишь весьма узкому кругу посвященных лиц, однако о порядке цифр можно судить хотя бы по тому, что «ущерб», принесенный государству посредством недоплаты за 122 лицензии составляет 34 млрд. долл., или около 280 млн. долл. в расчете на одну лицензию.
Сейчас у Шияма 22 лицензии, 21 из которых попадают в «черный список». Логично, что имея в наличии всего одну лицензию, компания не сможет продолжить свою деятельность в нормальном режиме. Цена же альтернативного варианта решения проблемы составляет более 5,8 млрд. долл. (если исходить из того, что компания будет вынуждена компенсировать государству понесенные убытки), что представляется весьма непосильной задачей для компании, особенно с учетом того, что по результатам 2010 г. был зафиксирован чистый убыток в размере 329 млн. долл. (цифры за 2011 г. пока еще не раскрывались). В подобном случае финансовая нагрузка с самой компании может быть частично переложена на другие компании, входящие в холдинг АФК «Система», или же на него самого.
 
Конфликт может выйти на межгосударственный уровень
 
Вполне логичной реакцией АФК «Система» на недавние события в Индии, которые непосредственно затрагивают интересы российской стороны, явилось непонимание мотивации иностранных властей, поскольку «Система» считает свои действия по приобретению лицензий абсолютно законными. В этой связи «Система» предложила индийским властям решить конфликт мирным путем, отведя для этого срок до 28 августа этого года. В случае же отказа или несоблюдения сроков,  «Система»готова подать иск в международный арбитражный суд. Одновременно с этим «Система» не исключает и такого варианта развития событий, при котором индийские власти, отстаивая свои собственные интересы, откажутся идти на мировую. В таком случае «Система» фактически смирится с положением дел и будет вновь участвовать в аукционах на получение лицензий, по факту признав экспроприацию Что касается компенсации, то, по логике вещей, она должна быть, однако, ни ее размер, ни порядок получения нам не ясны.
На наш взгляд, интересно будет отметить, что среди компаний, пострадавших от действий индийских властей, есть крупные транснациональные компании, для которых действия индийской стороны также являются неприемлемыми. Мы предполагаем, что для решения конфликта в свою пользу эти компании будут стараться привлекать не только свои собственные ресурсы, но и, возможно, прибегнуть к помощи национальных правительств.
Возвращаясь непосредственно к проблемам «Системы», отметим, что российская дипломатическая миссия в Индии оказывает ей моральную поддержку и уже заявила о готовности содействовать в решении хозяйственного спора, благо все основания для этого имеются. В качестве нормативно-правового документа, на который ссылается российская сторона, может быть использовано российско-индийское соглашение о защите капиталовложений.
Для нас, однако, до сих пор остается загадкой то, почему еще один крупный акционер Шияма, Росимущество, выдерживает паузу и отказывается комментировать сложившуюся ситуацию, ведь разгоревшийся между АФК «Система» и Индией конфликт затрагивает непосредственно и интересы Российской Федерации в лице Росимущества.
Формально решение об отзыве лицензий было принято верховным судом Индии по инициативе местного регулятора сотового рынка, и для отмены этого решения может потребоваться вмешательство первых лиц государств, затронутых конфликтом. Не будем же забегать вперед, отметив лишь, что молчание официальной российской стороны вовсе не является признаком ее безразличия к происходящему. Напомним, что на 29 марта в самках саммита БРИКС запланирована двусторонняя встреча Президента РФ с индийским премьер-министром. Возможно, если до того времени ситуация не прояснится, конфликт будет внесен в повестку дня этой встречи.
Глобализация – явление многогранное, и наряду со всеми теми преимуществами, о которых обычно принято говорить, глобализация также предполагает и множество всевозможных негативных моментов. Российская Федерация и российские компании, являясь довольно активно вовлеченными в международные экономические отношения, часто встречаются с проблемой несоблюдения или нарушения своих экономических интересов.
Готового рецепта решения проблем Шияма не существует, равно как и других конфликтных ситуаций. В каждом конкретном случае решение вырабатывается индивидуально, с учетом готовности противоположной стороны идти на компромисс. Поэтому заранее предугадать то, как будут развиваться события вокруг Шияма, сейчас невозможно. Можно лишь описать ряд наиболее вероятных сценариев.
Как один вариант мы видим решение конфликта мирным путем, без вовлечения в игру высших политических сил. На наш взгляд, этот сценарий был бы оптимальным для «Системы», поскольку позволит ей сэкономить значительную денежную сумму. В качестве другого варианта положительного разрешения хозяйственного спора мы видим достижение двусторонних договоренностей по вопросу при непосредственном вовлечении в процесс руководства двух стран.
Мы также не исключаем и вероятность негативных сценариев. Один из них – отказ индийских властей идти на компромисс в отсутствие политической составляющей на переговорах, а другой – тот же самый отказ, только при этом уже при непосредственном участии политических лидеров России и Индии.
Несмотря на то, что все из озвученных сценариев относительно вероятны, практика показывает, что обычно подобные споры решаются миром. В пользу этого говорит также и то, что в числе ущемленных в правах компаний оказались и западные операторы связи, поэтому отсутствие мирового соглашения между сторонами будет рассматриваться странами Запада как неприкрытый вызов им. И индийское руководство не может этого не понимать, поэтому, по всей видимости, всячески постарается этого избежать. А делать исключения из игры (то есть договориться с западными компаниями, не договорившись с Системой) Индия вряд ли будет. В связи с изложенным, мы считаем, что у российской компании есть довольно неплохие шансы на разрешение конфликта в позитивном для нее ключе.
 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов