29 февраля '12

ОТВ в России


Алла Панина

J'son & Partners, консультант в области платного телевидения

 Перспективы практической реализации концепции общественного телевидения

Предпосылкой к развитию идеи общественного телевидения (далее по тексту ОТВ) послужили результаты опроса, проводимого ВЦИОМ, которые показали, что 77,6% россиян заинтересованы в создании общественного телевидения, т.е. такого телевидения, которое не зависело бы от политикиего владельцев.
ОТВ не подразумевает под собой бесплатное телевидение. По решению властей ОТВ может предоставляться для населения бесплатно, так и за определенную абонентскую плату.
Под ОТВ понимается телевидение, ориентированное на широкую аудиторию и направленное на формирование  гражданского общества, в том числе на:
  • выявление, публичное представление и защиту значимых общественных интересов;
  • развитие самосознания индивида, социальных сообществ, групп и системы в целом;
  • инициирование разнообразных способов самоорганизации, вовлечение граждан в позитивную социальную практику;
  • обеспечение активного участия граждан в проектировании индивидуального и общественного будущего.
Предложенная Президентом РФ в декабре 2011 года концепция о создании ОТВ, которую поддержали многие телевещатели, тем не менее вызывает много споров, касающихся ее практической реализации. Представителей телеиндустрии прежде всего волнуют вопросы: как будет осуществляться правовое регулирование ОТВ  в России? На базе какой платформы будет работать ОТВ? Из каких источников будет осуществляться финансирование? Какой будет программная сетка?
Согласно предлагаемой концепции ОТВ  предполагается, что Высшим органом управления вещанием является попечительский совет (в него будут входить 12 членов), назначаемый президентом  по предложению консультационного совета.

 


Наиболее вероятным созданием ОТВ считается преобразование одного из федеральных каналов - ВГТРК, «Первого канала» или ТВЦ

 
Наиболее вероятным вариантом создания ОТВ считается преобразование одного из федеральных каналов – ВГТРК, «Первого канала» или ТВЦ.
Для контроля за финансированием ОТВ предлагается создать некоммерческую организацию — Национальный фонд поддержки развития общественного вещания. В него должны поступать средства из федерального бюджета по целевой статье, обязательные отчисления вещателей телеканалов (3 до 5% доходов от рекламы в зависимости от объема прямого бюджетного финансирования) и благотворительные пожертвования граждан и организаций. Размер благотворительных пожертвований в проекте начинается от 1000 руб. и ограничен 100 млн руб.
Предполагается, что в программную сетку ОТВ будут входить публицистические и информационные передачи — развивающие и образовательные программы, игровые и документальные фильмы, мультфильмы и оригинальное ночное вещание. При этом программная сетка телевидения должна быть независима от политической и коммерческой цензуры.

 


В мировой практике модель ОТВ успешно реализована другими странами, существуют различные способы финансирования ОТВ, но в целом, предложенная российскими разработчиками программы стратегия организации не противоречит принятой в общемировой практике форме организации ОТВ

 
В мировой практике модель ОТВ успешно реализована другими странами, существуют различные способы финансирования ОТВ, но в целом предложенная российскими разработчиками программы стратегия организации не противоречит принятой в общемировой практике форме организации ОТВ.

Международная практика общественного телевидения
 
ОТВ существует очень давно. Самой старейшей организацией является британская ВВС (BritishBroadcastingCorporation, далее по тексту ВВС), образованная в 1922 году. При этом в разных странах существуют различия в моделях организации общественного телевидения. Характерным отличием европейской модели от американской является абонентская плата, взимаемая с телезрителей канала, за исключением Франции, где финансирование преимущественно государственное (см. Рис. 1), также как и в США.
 
 

Рис. 1. Структура доходов европейских общественных телекомпаний в 2010 году, млн. евро.
 

 

 

 

Источник: данные финансовой отчетности компаний
Рассмотрим более детально принципы организации и регулирования общественного телевидения в разрезе рынков отдельных стран.

ОТВ США
 
Общественное телевидение в США представлено общественной вещательной системой PBS (Public Broadcasting System), которая была сформирована из некоммерческих образовательных телестанций в 1969 году как альтернатива американскому коммерческому телевидению, особое внимание уделявшему высокорейтинговым развлекательным программам.
В настоящий момент количество телестанций в составе PBS достигает 360. Ежемесячная аудитория PBS составляет 117 млн телезрителей  и 20 млн онлайн-телезрителей.
Основным источником денежных средств для общественных теле- и радиовещателей США является государственное финансирование (осуществляемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства компаний и частных граждан.
Конгрессом США в 1967 году был создан государственный орган, СРВ (Corporation for Public Broadcasting), через который осуществляется финансирование общественного телевидения и радио. Размер финансирования, предоставленный PBS от СРВ в 2010 году составил $25,2 млн (6% от общего бюджета СРВ).
Основная проблема, с которой столкнулось США заключается в том, что программы общественного телевидения не смогли добиться большой популярности у массовой аудитории (так как они предназначены для небольших групп потребителей, имеющих схожие культурные, профессиональные, образовательные и прочие интересы), осуществляется постоянное сокращение государственного финансирования общественных вещательных компаний США, что приводит к сокращению их бюджетов и не позволяет им улучшить качество информационной продукции и повысить рейтинг программ.

ОТВ Великобритании
 
В Великобритании общественное телевидение представлено телевизионной корпорацией ВВС (British BroadcastingCorporation). ВВС является самой старейшей общественной телекомпанией, была образована в 1922 году.
Деятельность ВВС осуществляется согласно Королевской Хартии, которая вступила в силу в 2007 году, а завершится ее действие в конце 2016 года. Документ признает полную редакционную независимость ВВС и определяет общественные цели корпорации.
На территории Соединенного Королевства ВВС предоставляет своей аудитории возможность принимать 8 интерактивных телевизионных каналов, 10 радиосетей, более 50 местных теле- и радиостанций, пользоваться интернет-сайтом ВВС, услугами телевидения и радио «по требованию», а также программой BBC iPlayer.
Основным источником доходов ВВС является абонентская плата зрителей, доля абонентской платы составляет 72% от общих доходов корпорации (см. Рис 1.). Размер абонентской платы устанавливает британское правительство,  в 2010 году он составлял 146 фунта стерлингов (122 евро) в год (см. Рис. 4). Эта сумма не зависит от количества проживающих в доме или квартире людей или устройств, способных принимать телевизионный сигнал.
Органы, контролирующие деятельность ВВС и других вещательных организаций: Министерство культуры, СМИ и спорта, а также Независимая организация, контролирующая эту сферу в Великобритании - Ofcom (Office of Communications).
Основные принципы деятельности ВВС: непосредственное участие зрителей в финансировании общественной корпорации, отстранение общественного телевизионного вещания от коммерческих и политических интересов, забота о сохранении национальной идентичности и чувства общности, удовлетворение всех интересов и вкусов (в том числе и информационных запросов меньшинства зрителей), конкуренция за качество программ, универсальный географический охват населения страны и прочее.

ОТВ Германии
 
Общественное телевещание в Германии обеспечивается публично-правовым телевидением. Характерной чертой немецкого общественного телевидения является наличие государственного правового надзора за деятельностью публично-правовых аудиовизуальных СМИ.
Правительство осуществляет контроль в целях защиты плюрализма в СМИ, контролирует программную политику публично-правового телевидения и общество, действующее посредством общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности (причем наблюдательные советы также оказывают влияние и на деятельность коммерческих телевещателей). Таким образом, функционирование общественного телевещания в Германии осуществляется при активном участии представителей государственных институтов и общественных организаций на паритетных демократических началах.
Контроль за деятельностью общественного телевещания осуществляет специальный орган, Телевизионный совет, состоящий из 77 представителей различных общественных групп. Телевизионный совет выбирает Генерального Директора – Интенданта, который осуществялет контроль за текущей деятельностью земельных вещателей (ARD, ZDF).
В Германии работают два общественно-правовых телеканала.
ARD(Arbeitsgemeinschaftder öffentlich-rechtlichenRundfunkanstaltenderBundesrepublikDeutschland) – «Всеобщее телевидение Германии», более известное как DasErtste, «Первый», существует с 1950 года, штаб квратира находится в г. Мюнхен.
Вещание ARD осуществляется через 9 земельных общественно-правовых вещательных станций (Bayerischer Rundfunk, Hessischer Rundfunk, Mitteldeutscher Rundfunk, Norddeutscher Rundfunk, Radio Bremen, Rundfunk Berlin-Brandenburg, Saarländischer Rundfunk, Südwestrundfunk, Westdeutscher Rundfunk).
ZDF(Zweites Deutsches Fernsehen) – «Второе немецкое телевидение», основано в 1963 году, штаб-квартира в г.Майнц. Компания имеет офисы во всех столицах федеральных земель.
Общественное вещание в Германии, в значительной степени финансируется за счет абонентской платы, уплачиваемой домохозяйствами за теле- и радио услуги.
Размер абонентской платы определяет специальная комиссия - Комиссия для определения финансовых потребностей вещателей (KEF). Комиссия состоит из 16 независимых экспертов от каждой Земли, которые являются специалистами из различных областей, назначаемых премьер-министром сроком на пять лет.
Сбор абонентской платы осуществляет агентство GEZ («Центр взимания оплаты общественного вещания»), специальный орган созданный вещателями для целей сбора абонентской платы. Все собранные GEZ поступления распределяются между ZDFи региональными вещательными станциями ARD. По итогам 2010 года в GEZнасчитывалось 41,9 млн зарегистрированных счетов плательщиков.
Отчисления, перечисляемые в последствии ZDFсоставляют 26%, большая часть приходится на ARD.
Абонентская плата в свою очередь состоит из двух частей: базовая часть (€5.76 в мес.) и плата за ТВ вещание (€12.22 в месяц). Таким образом, домохозяйства пользующиеся услугой ТВ должны платить €17.98 в месяц (или €215.76 в год).
Система финансирования публично-правовых телеканалов (ARD и ZDF) предусматривает получение доходов  и из других источников. Помимо абонентской платы (составляющей более 80 % доходов ARD и ZDF), телеканалы получают доходы от распространения рекламы (до 7% для ZDF) и от прочей деятельности (к примеру, от совместного производства, финансирования и эксплуатации программ), см. Рис.1.
 
 ОТВ Франции

 

Общественным вещанием во Франции занимается созданная в 1989 году корпорация «France Television». В группу входят 5 телевизионных каналов: France 2, France 3, France 4, France 5, France Ô (спутниковый телеканал), les 9 Outre-mer 1 (сеть теле- и радио станций за пределами Франции).
Охват аудитории France Television составил в 2010 году 31,6%. Изних 16,1% - доляаудитории France 2, 10,7% - France 3 , 1,6% - France 4, 3,2% - France 5.
Общественное телевидение Франции (социальная роль которого очень значительна) особое внимание уделяет выполняемой им задаче по защите национальной культуры.
За каждым из каналов, входящих в группу France Télévisions закреплены свои общественные обязанности. Каналы France 2 и France 3, например, должны предоставлять бесплатное эфирное время политическим партиям, представленным в Парламенте, а также профсоюзам и профессиональным ассоциациям, которые считаются представительными на общенациональном уровне, в соответствии с правилами, установленными главным органом, регулирующим телерадиовещание в стране, – Высшим аудиовизуальным советом (CSA). Канал France 2 должен передавать все религиозные программы, и все три общественных телеканала должны регулярно передавать программы о науке и технике. Хотя многие программы такого рода выходят в эфир в позднее время суток, разработка более детальных общественных обязанностей помогла France Télévisions найти свое лицо и выделиться среди других французских вещателей.
Высший аудиовизуальный совет (CSA). Совет состоит из девяти членов. Три члена CSA назначаются Президентом республики, три члена — Председателем Национального Собрания, три члена — Председателем Сената.
Основными источниками финансирования France Television являются: государственные субсидии (около 80 % доходов), доходы от рекламы и прочие поступления.

Рис. 2 Размер абонентской платы в странах Европы за общественное телевидение, евро в год

 


Источник: IDATE / industrydata / Ofcom
Вследствие различия в структуре основных источников доходов общественное телевещание США и стран Западной Европы (в частности, Великобритании, Франции, Германии) имеет различные возможности по распространению качественной информационной продукции. Так, общественные телевещатели в США (существующие в- основном за счет постепенно уменьшающегося государственного финансирования и спонсорских средств) испытывают значительно больше трудностей с финансированием своей деятельности, чем общественные телевещатели в Великобритании и Германии (в число основных финансовых источников которых входит абонентская плата слушателей и зрителей). Недостаток финансовых средств у общественных вещателей в США проявляется на качестве их информационной продукции и является причиной того, что информационная продукция общественных телестанций США пользуется меньшей популярностью у населения по сравнению с популярностью программ общественного вещания в Великобритании, Франции, Германии, а сами вещатели занимают меньшую долю рынка (по сравнению с долями западноевропейских общественных вещателей на их национальных рынках).

Перспективы развития общественного телевидения в России
 
Опираясь на зарубежный опыт реализации общественного телевещания, участникам реализации концепции необходимо уделить, прежде всего, особое внимание разработке модели финансирования. 
Предложенная разработчиками концепции модель финансирования за счет государственного субсидирования, доходов от рекламы и спонсорства имеет место в мировой практике (модель FranceTelevision, PBS), а также уже успешно практикуется большинством российских телеканалов. По данным АКАР объем рынка телерекламы на сентябрь 2011 года составил 90 млрд руб, при этом телевидение является основным источником распространения рекламы, темп роста составил 25% по отношению к началу года, что позволяет говорить о том, что финансирование в виде отчисления вещателей от рекламных доходов в среднесрочной перспективе будут носить устойчивый характер. Но тем не менее, как показывает зарубежный опыт, большая часть расходов на финансирование ОТВ ляжет на плечи государства. В связи с ростом конкуренции со стороны коммерческих телеканалов, государственного финансирования может быть недостаточно для поддержания рейтинга наряду с коммерческими телеканалами, что будет приводить в конечном итоге к сокращению государственного финансирования (модель США).
В качестве альтернативного источника финансирования может выступать модель сбора абонентской платы с телезрителей ОТВ (модель ВВС, ARD, ZDF). В настоящий момент рассматривается возможность установления абонентской платы на уровне 46 руб./мес., что существенно меньше, чем в Европе (см. Рис. 2). Такая модель является наиболее высокодоходной. Но в этом случае, особенно в условиях российского рынка, необходимо продумать механизм сбора абонентской платы, ее размер и оценить готовность населения платить за ОТВ.  Некоторые зарубежные провайдеры включают абонентскую плату за ОТВ в коммунальные счета. Возможно рассмотреть вариант по согласованию с провайдерами ПТВ включения абонентской платы за ОТВ в стоимость базового пакета каналов. Поскольку в качестве платформы предлагаются федеральные каналы ВГТРК, ОРТ, ТВЦ, которые являются эфирными и входят в состав базовых пакетов, то практическая реализация не должна вызвать сложностей.
В настоящий момент в связи с растущей конкуренцией коммерческого ТВ, на европейском рынке наблюдается тенденция спада аудитории общественного ТВ (см. Рис. 3). Удерживать свои позиции, несмотря на широкий охват аудитории, общественным каналам становится все сложнее. Поэтому стоит уделить особе внимание программному содержанию канала, чтобы телевидение удовлетворяло интересам широкого круга телезрителей.
 
Рисунок 3. Динамика аудитории free-to-airTV в Европе (в т.ч. каналы общественного ТВ), %
 

 
 

 


Источник: e-Media Institute, Barb (UK), Mediametrie (FR), Kantar Media (ESP), Auditel (IT)
Что касается сроков реализации программы ОТВ, вероятней всего эти сроки совпадут с реализацией программы цифровизации эфирного телевидения, что будет способствовать росту аудитории ОТВ.
 

 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов