20 февраля '12

Игры по правилам


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Правительство утвердило новую таблицу распределения частот

Знаете ли Вы, что до 1996 года в России открытой «Таблицы распределения полос частот» не было. Да-да именно так, полосы были распределены, частоты использовались, но в открытом доступе официального документа на этот счет не существовало. Так что Таблица, утвержденная 21 декабря прошлого года, – это всего лишь третий в истории нашей страны общедоступный документ, регламентирующий правила использования спектра.
Очень хотелось бы сказать, что мы сегодня шагнули далеко вперед по сравнению с первой открытой таблицей образца 1996 года, но пока это вряд ли возможно. Кардинальных изменений телекоммуникационное сообщество России не видит. Равно как и заметных сдвигов от традиционной для нашей страны «милитаризованности» спектра. Точно также, как и 16 лет назад, мы видим в таблице 3 категории полос частот:
ПР – преимущественного использования радиосредствами оборонных ведомств,
ГР - преимущественного использования гражданскими пользователями
и СИ – совместного использования.
 
Стоит заметить, что даже если в таблице и есть участки, для которых категория изменена с ПР на СИ, жизнь операторов связи эта перемена никак не упрощает. Все согласования с силовиками остаются в полном объеме. Так что вовсе не для красного словца при оценке процента спектра, доступного для гражданских пользователей, руководители отраслевого министерства, полосы СИ всегда плюсуют к полосам ПР, а не наоборот. Интересно, что до сих пор нет никаких критериев, по которым можно было бы определить, к какой именно категории следует относить ту или иную полосу частот.

 


Администрации многих стран, понимая, что сегодня новые стандарты и технологии связи появляются гораздо быстрее, чем регулятор успевает придумать условия и правила их применения, отказываясь от четкого регламентирования каждого шага операторов. В результате, некоторые полосы частот выделяются на основании технологической нейтральности

 
В 2007 году в списке госзаказов на конверсионные работы числилась работа «Критерий», целью которой и была разработка четких критериев для определения категории той или иной полосы частот. Однако результаты этих исследований нигде не опубликованы, и, насколько мне известно, официально не утверждены и не применяются. И то, каким образом принимается сегодня решение об отнесении полосы частот к той или иной категории, остается тайной за семью печатями. Ведь, в отличие от международного Реламента радиосвязи, в разработке которого участвуют администрации связи всех государств, а также и другие члены Международного союза электросвязи, включая операторские компании, производителей оборудования и научные организации, российская «Таблица» разрабатывается без привлечения пользователей спектра.
 
Окно в Европу?

Каждый новый вариант таблицы на несколько шагов приближает наше распределение частот к международному, которое затверждено Регламентом радиосвязи. Регламент, кстати, в очередной раз был изменен совсем недавно. Всемирная конференция радиосвязи завершила в Женеве свою работу три дня назад - 17-го февраля. Совершенно ясно, что действующая отныне российская Таблица, в лучшем случае, учитывает изменения, внесенные в Регламент пять лет назад, - на ВКР 2007 года. Следующая ВКР намечена на 2015 год, а значит именно тогда в международное распределение частот будут внесены очередные изменения. В России же, согласно Закону «О связи» Таблица должна обновляться раз в четыре года. Следовательно, следующих изменений нам стоит ждать не ранее 2016 года. 

 


Если конкурс на LTE лицензии опять будет отложен по той или иной веской причине, у нас остается надежда, что через два года тем из нас, кто попадет в Сочи, все же удастся испробовать все достоинства нового стандарта связи

 
Радует тот факт, что в новой таблице появилось распределение частот подвижным службам радиосвязи в полосах 791–862 МГц, и это наконец-то позволит Рокомнадзору объявить конкурс на лицензии LTE, которого ждут операторы связи, Тот факт, что категория этих полос частот не изменилась, на самом деле операторов не очень страшит. У них уже есть многолетний опыт работы в полосах ПР. К этой категории принадлежит и часть диапазона, выделенного для GSM, и участок 2400-2483,5 МГц, где работает технология Wi-fi, и пресловутый диапазон 2500-2700 МГц, вокруг которого в последние месяцы сломано несметное количество копий, и участки спектра 5150-5650 МГц, используемые для сетей широкополосного доступа. И это – далеко не полный список.
Огорчает другое. В новой таблице нет ни слова о диапазоне частот 720-791 МГц, который ВКР-2012 также определила возможным для внедрения LTE на территории 1 Района МСЭ (в него входят Европа, страны бывшего СССР и Африка). Поэтому существует вероятность того, что, несмотря на решение ГКРЧ от 8 сентября 2011 года, где эта полоса частот признана «перспективной» для внедрения LTE и даже предварительно поделена на 4 лота, которые должны быть выделены победителям «основного» конкурса, диапазон 720-791 МГц останется «нетронутым» гражданскими пользователями до 2016 года или еще дольше – пока не будет утверждена новая Таблица распределения частот,
 
Готовы ли к конкурсам?
 
Главная причина сложностей с принятием решений о выделении спектра операторам для создания новых сетей – чрезмерно интенсивное использование частот в ряде регионов России. Вместе с тем, как показала практика проведения конкурсов на частоты 2300-2400 МГц, предварительный длительный «аудит» спектра с привлечением военных и с точным определением для каждого региона свободных участков и выставлением в качестве лота отдельных участков спектра в отдельных субъектах федерации положительных результатов не дает. Мало того, повторение ошибок года 2010, скорее всего, приведет к тому, что многие такие «дробленые» регионы вообще останутся без связи новых поколений.
Тем не менее, в современной ситуации совершено нецелесообразно и отказываться от проведения конкурса. Такое положение дел вернет к жизни неэффективную с государственной точки зрения схему «кулуарного» распределения частот, росту числа «бумажных» сетей и спекулятивных сделок с частотами. Кроме того, дав оператору право работать на всей территории страны, регулятор не только окажется в русле глобальных тенденций – нигде в мире спектр для LTE не выделяется для отдельных штатов, провинций или земель, - но и  получит возможность требовать обязательного обслуживания «недообслуживаемых» областей.
 
Что делать, если частот нет?
 
Общеизвестно, на тех территориях, где для создания полномасштабной сети объем свободного спектра недостаточен, почти всегда остается возможность построить сеть связи, если выполняются условия обеспечения беспомеховой работы. К таким условиям могут относиться, в частности, снижение мощности излучения, смена поляризации сигнала, запрет передач в определенных направлениях, ограничения высоты антенны, применение специально разработанных частотно-территориальных планов, и т.п.
В таких условиях победитель конкурса помимо лицензии и права на использование спектра должен получить «обременение», гарантирующее, что им будут проведены мероприятия по высвобождению ресурса. Причем мероприятия эти могут быть разными для разных регионов страны. Причем, среди этих действий нет ничего такого, чего операторы не выполняли бы уже на протяжении последних десятилетий. С перечеть таких мер, например, могут войти:
1.                  Замена морально устаревшего оборудования действующих систем связи на оборудование, которое использует спектр более эффективно.
2.                  Переведение действующих сетей в другие диапазоны частот без изменения их функциональности.
3.                  Оптимизация территориальных планов с таким выбором мест установки передающего оборудования действующих сетей, при котором достигалось бы максимальное высвобождение требуемого спектра в тех районах, где потребность в новых услугах высока и их коммерческая привлекательность явно просматривается.
4.                  Приобретение компаний, уже имеющих необходимый частотный ресурс, но не использующих его или использующих малоэффективно.
5.                  Проведение необходимых конверсионных мероприятий. Здесь имеется ввиду, что заинтересованный оператор выполняет финансирование и организацию работ, направленных на сокращение объемов частотного ресурса, используемого радиосредствами силовых министерств и ведомств.
6.                  Своевременное аннулирование регулятором  разрешений на использование частот, выданных компаниям, которые не выполнили установленных а разрешениях условий, и передача освобожденных таким образом частот оператору, который выиграл на данной территории частотный конкурс
Таким образом, совершенно очевидно, что у операторов и у регулятора есть достаточно возможностей для того, чтобы сети LTE были построены в самое ближайшее время. Тем более, что формальных препятствий объявлению конкурса более не существует. Частоты распределены для LTE совершенно законно и абсолютно официально.
 
Ждать ли технологической нейтральности?
 
Общемировая тенденция сегодня – уход от используемого ранее технологического распределения спектра. Этот подход был оправдан в эру аналоговой связи, однако сегодня, когда весь мир становится цифровым, такое деление частот скорее тормозит прогресс, чем способствует движению вперед. Уже лет десять назад, ведущие эксперты МСЭ заговорили о конвергенции технологий. Как только в одном цифровом потоке стало можно передать и речь, и данные, и видеосигнал, и данные позиционирования, и сигналы еще десятка-другого различных систем, международное сообщество задумалось об изменении правил делении спектра.
Администрации многих стран, понимая, что сегодня новые стандарты и технологии связи появляются гораздо быстрее, чем регулятор успевает придумать условия и правила их применения, отказываясь от четкого регламентирования каждого шага операторов. В результате, некоторые полосы частот выделяются на основании технологической нейтральности, то есть без четкого указания стандарта или технологии. Это дает оператору возможность применять оборудование новых стандартов без продолжительных и, зачастую, бессмысленных, процедур согласования и принятия решений о допуске на рынок нового стандарта. Единственное условие – не создавать помех соседям – по территории и по частоте.

Надежда на Олимпиаду 2014
 
В новой российской таблице также есть примечание, которое гласит, что официальные телекоммуникационные партнеры Олимпиады-2014 имеют право приоритетного получения частот для обслуживания олимпийских объектов. Недавно в прессе была информация о том, что «Мегафон» и «Ростелеком» провели успешные испытания системы связи стандарта LTE, построенной в зоне олимпийских объектов. Таким образом, даже если конкурс на LTE лицензии опять будет отложен по той или иной веской причине, у нас остается надежда, что через два года тем из нас, кто попадет в Сочи, все же удастся испробовать все достоинства нового стандарта связи!

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов