14 февраля '12

ФАС проверяет тарифы МТС и «Вымпелкома» на международный роуминг

Антимонопольный регулятор начал расследование вокруг роуминговой политики МТС и «Вымпелкома» после обращения Конфедерации обществ потребителей («Конфоп»), которая заявила, что тарифы этих операторов на роуминг в Европе якобы необоснованно завышены - цены на входящие и исходящие звонки у этих операторов в 11,5-13 раз выше, чем у «Мегафона». Со ссылкой на «Мегафон», который в декабре 2011 г. снизил тарифы на входящие и исходящие звонки для всех абонентов в 42 странах Западной и Восточной Европы и СНГ, а также в Турции — в 9 и 5 раз соответственно, «Конфоп» считает, что снижение роуминговых тарифов вполне возможно.
МТС в декабре 2011 года также снизила тарифы на международный роуминг, сделав это не за счет изменения базового тарифа по примеру «Мегафона», а введя дополнительную тарифную опцию - за 19 руб. в день абонент получил возможность при каждом входящем вызове бесплатно говорить первые 10 минут. В декабре 2011 г. — январе 2012 г. опцией МТС воспользовалось на 20% больше абонентов по сравнению с прошлогодним периодом, а роуминговый голосовой трафик увеличился на 40-50%. Такой вариант снижения тарифов на международный роуминг предпочел и «Вымпелком» - при подключении специальной опции тарифы были снижены в 17,5-33 раза. «Мегафон» же со ссылкой на данные GfK акцентирует внимание на том, что осведомленность абонентов об опциях составляет лишь 2-15%. В МТС в свою очередь настаивают, что базовые тарифы следует рассматривать с учетом тарифных опций, нивелирующих цену в международном роуминге.
Эксперты рынка отмечают, что для «МТС» и «Вымпелкома» снижение роуминговых тарифов с финансовой точки зрения более ощутимо, нежели чем для «Мегафона» - в то время как у МТС и «Вымпелкома» зарубежный роуминг формирует 3-4% российской выручки, у «Мегафона» - порядка 1%. Отмечается, что «Мегафон» в данном случае следует долгосрочной стратегии развития, стремясь привлечь высокодоходных клиентов. По состоянию на сегодняшний день оператор несет убытки: снижение доходов от роуминговых услуг не компенсируется ростом трафика. Такая политика, по мнению отраслевых аналитиков, предпочтительна для достижения долгосрочных целей.
Претензии «Конфопа» профессионалы считают обоснованными, однако отмечают, что сравнение роуминговых цен справедливо осуществлять не по одному из многочисленных направлений. Не исключается, что отраслевые регуляторы могут применить по итогам расследования определенные санкции, обязав операторов их ориентироваться на участников рынка, предлагающих наиболее низкие ценовые условия. Аналитики напоминают об ориентированности государства на сокращение «роуминговой нагрузки» на абонентов, рассчитывая среди прочего на минимизацию риска социальной напряженности. Есть мнение, что ФАС вряд ли удастся добиться существенного изменения ситуации. И даже в случае, если операторам не удастся обосновать высокие цены на зарубежный роуминг, символичность штрафных санкций не приведет к изменению политики в области ценообразования. Эксперты прогнозируют в ближайшие годы рост конкуренции на рынке сотовой связи и снижение роуминговых тарифов.
 


Эксклюзивные комментарии:

Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Для пользователя по большому счету особой разницы нет – получает он скидку на роуминг по умолчанию, либо же подключив дополнительную услугу. Основная масса активных пользователей роуминга в любом случае будет осведомлена о возможностях экономии. Так что едва ли ФАС в данном вопросе сумеет добиться существенной коррекции системы тарифообразования ведущих сотовых операторов. Благо длинная цепь посредников упрощает для них задачу доказательства экономической обоснованности существующих тарифов».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«В принципе, претензии потребителей к сотовым операторам относительно дороговизны услуг связи в зоне роуминга не новы. Но если ранее в качестве примера «демократичных» цен в пример обычно ставились европейские операторы связи, то теперь, по всей видимости, их место занял «Мегафон», который снизил цены роуминговых услуг в декабре прошлого года в 3-9 раз. Позиция «Вымпелкома», собственно говоря, как и позиция МТС такова, что если абонент хочет экономить на общении, то ему целесообразно подключать различные опции. Справедливости ради, отметим, что экономить действительно можно, только вот подключение всяких опций не является бесплатным. Другими словами, сотовые компании все равно зарабатывают больше, чем это было бы в условиях полностью конкурентного рынка. На мой взгляд, наиболее результативны, конечно, методы прямого воздействия на цены, нежели попытки их регулирования путем введения всевозможных опций. Причина этого в том, что зачастую даже весьма продвинутые пользователи не в состоянии уследить за всем тем многообразием тарифных планов, опций, услуг и проч., которые предлагаются различными российскими операторами. В этой ситуации потребители будут больше ценить прозрачность и понятность правил игры. Насколько мне известно, пока что «Мегафон» несет убытки от своей инициативы: снижение доходов от роуминговых услуг вследствие падения их стоимости пока не компенсировалось ростом трафика. Однако в долгосрочной перспективе эта стратегия, на мой взгляд, все равно предпочтительнее. И здесь я согласен с представителями компании, которые заявляют, что предварительные итоги можно будет подвести только после завершения летнего сезона. Какой бы ни была реакция ФАС на обращение заявителей, итог, как мне представляется, будет без изменений: даже если операторы и будут признаны виновными в установлении монопольно высоких цен (хотя, наверняка, они смогут обосновать высокие цены отсутствием прямых соглашений с бизнес-партнерами за рубежом), штрафы для них будут весьма символическими, что вряд ли заставит их пересмотреть свою политику в области ценообразования. Понятно, что в среднесрочной перспективе цены на роуминговые услуги будут снижаться, а вот на более коротком временном отрезке возможны различные варианты. Как мне представляется, некоторые операторы будут пытаться вводить новые опции, услуги и надстройки, новые тарифные планы, ориентированные на дальнее и ближнее зарубежье, и прочее».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов