8 февраля '12

«Почта России»: сторонний взгляд на перспективы


Василий Копосов

ИК «Энергокапитал», аналитик департамента инвестиционного моделирования

                  BCG разработала для ФГУПа стратегию развития до 2020 г.

     Менеджмент «Почты России» не оставляет попыток кардинальным образом трансформировать бизнес-модель ФГУПа. Разговоры о необходимости модернизации деятельности федерального почтового оператора активизировались во второй половине нулевых. «Почта России» вывела на рынок несколько современных услуг, обеспечив их недешевыми рекламными и пиар-компаниями. Менеджмент компании, тем временем, описывал радужные перспективы вплоть до акционирования и создания на базе почтового оператора банка.


   Однозначной оценки модернизационных мероприятий ФГУПа, наверное, не существует. Приведенная диаграмма наглядно демонстрирует ежегодные темпы прироста финпоказателей. Доходы действительно растут, опережая инфляцию. Причем опережающие темпы прироста в 2011 г. демонстрируют наиболее приоритетные направления, к примеру, выручка от предоставления услуг экспресс-доставки EMS. При этом чистая рентабельность по-прежнему изменяется вблизи нулевых значений, и даже прогнозируемый солидный прирост чистой прибыли объясняется отражением в бухгалтерской отчетности компенсации из федерального бюджета за недополученный тариф на социально ориентированные услуги. Однако если еще несколько лет назад предприятие было убыточно, то, начиная с 2009 г., «Почта России» стабильно фиксирует в бухгалтерской отчетности прибыль.
   Чтобы было проще оценить успешность итогов работы ФГУПа, стратегией «Почты России» занялась зарубежная консалтинговая компания The Boston Consulting Group. Квалификация выбранного консультанта едва ли могла вызвать у кого-либо сомнения. BCG – компания с почти 50-летней историей, имеет офисы в 42 странах мира, в том числе и в Москве. В компании работает порядка 4,8 тыс. консультантов, а годовая выручка превышает $3 млрд.
надлежит ряд телекоммуникационных активов, в числе которых - корпорация Effortel Russia.

 


Итогом программы BCG станет увеличение стоимости бизнеса  «Почты России» с 35 млрд руб. (текущая оценка BCG) до 365 млрд руб. к 2020 г. То есть годовой темп прироста стоимости бизнеса «Почты России» составит более 34%. Для сравнения, среднегодовой темп прироста индекса ММВБ за последние 8 лет не дотягивает  до 14%. Подобные темпы роста  стоимости актива, несомненно делают  «Почту России» невероятно привлекательной инвестицией. Стоимость бизнеса ФГУПа будет близка, к примеру, для понимания объемов, к текущей капитализации металлургического гиганта «Северстали» 

 
     BCG вполне обоснованно констатирует нарастание угроз для бизнеса «Почты России» в его нынешнем виде. Рентабельность классических услуг ФГУПа в ближайшей перспективе будет поддерживаться лишь государственными дотациями. При этом объемы предоставления услуг будут падать: проникновение мобильной связи и Интернета в отдаленные уголки России – дело времени, а вместе с тем, из года в год будет оставаться все меньше населенных пунктов, для которых традиционная почта – единственный источник связи с внешним миром. Снижаться будут и объемы предоставления традиционных финансовых услуг. Уже сегодня все меньше людей получают пенсии из рук почтальона, и все больше средств перечисляется на банковские карты или сберегательные книжки. В итоге, по оценкам BCG, данное направление бизнеса «Почты России» уже к 2015 г. может потерять до половины доходов.
    В высокомаржинальном сегменте «Почта России» будет вынуждена столкнутся с растущей конкуренцией со стороны частных игроков рынка. Сохранять аудиторию ФГУП при нынешнем положении вещей может лишь демпингуя, снижая тем самым собственную маржу. Что уже само собой не вяжется с понятием «высокомаржинальный сегмент». При этом, очереди в почтовых отделениях и невысокая в сравнении с частными курьерскими службами скорость и надежность доставки негативно сказываются как на имидже бренда, так и на числе клиентов.

 


Привлечь инвесторов под программу с подобными перспективами, если инвесторы в них поверят, конечно, удастся. Однако маловероятно, что государство пойдет на продажу доли более чем в 25% в стратегически важном предприятии, коим является   «Почта России»


     Кроме того, из 40 тыс. почтовых отделений рентабельны лишь около 20%, находящиеся в крупных городах. В остальном, почтовые отделения работают себе в убыток, выполняя социальную функцию.
     Таким образом, если в бизнесе «Почты России» ничего не изменится, по оценкам BCG уже вскоре можно будет забыть о росте доходов. А к 2020 г. выручка снизится до 95 млрд руб., убыток составит до 7-8% выручки при условии сохранения государственных дотаций. В противном случае убытки могут достичь 15%.
     Boston Consulting Group предлагает комплекс мер, способных, по мнению специалистов агентства, мало того, что модернизировать деятельность ФГУПа, еще и окупиться до 2020 г.
     Объем необходимых инвестиций оценивается в 220 млрд руб. Из них 25-40 млрд руб. внести должно государство, либо же средства могут быть получены от продажи доли в почтовом операторе после акционирования. Остальную сумму предполагается профинансировать за счет собственных средств ФГУПа и привлечения заемного капитала.
Итогом программы BCG станет увеличение стоимости бизнеса «Почты России» с 35 млрд руб. (текущая оценка BCG) до 365 млрд руб. к 2020 г. То есть годовой темп прироста стоимости бизнеса «Почты России» составит более 34%. Для сравнения, среднегодовой темп прироста индекса ММВБ за последние 8 лет не дотягивает до 14%.
Подобные темпы роста стоимости актива, несомненно, делают «Почту России» невероятно привлекательной инвестицией. Стоимость бизнеса ФГУПа будет близка, к примеру, для понимания объемов, к текущей капитализации металлургического гиганта «Северстали».
Boston Consulting Group пересмотреть принципы работы «Почты России» в сегменте Business-To-Consumer. Так, по оценкам агентства, в России на одно домохозяйство приходится порядка 11 отправлений в год. Показатели в западной Европе и США превышают российские в 20-30 и 60 раз соответственно. Развивать сегмент BCG предлагает путем предложения дополнительных услуг, например директ-мейл.
      Развивать финансовые услуги предполагается посредством Почтового банка. Но это в будущем. Пока же специалисты BCG предлагают привести к конкурентоспособным уровням цены на внутренние денежные переводы, расширить область охвата услуги «Форсаж» на всю территорию СНГ, улучшить IT-обеспечение платежей, установить в почтовых отделениях 18 тыс. электронных терминалов, разгрузив тем самым сеть и уменьшив очереди.
    Ключевую роль в своем исследовании специалисты BCG уделяют необходимости оптимизации и повышения эффективности сети почтовых отделений. По оценкам консалтинговой компании, до 85% доходов будет приходиться на городские отделения, где необходимо ускорить скорость и качество обслуживания, автоматизировав часть процессов. Предполагается также замещать существующие форматы почтовых отделений принципиально новыми для «Почты России», к примеру «магазин в магазине»: в розничной точке открывается управляемое сотрудниками «Почты России» отделение ФГУПа. Тем самым, удается открыть точку в зоне высокой проходимости при сравнительно низких арендных ставках. Кроме того, непосредственно в розничных точках предполагается осуществлять продажу почтовой продукции, например, конвертов с марками. Что же касается малоэффективных сельских отделений, среди возможных вариантов повышения их эффективности рассматривается перевод на неполный рабочий день или выведение отделений на аутсорсинг.
      В качестве примера для подражания BCG предлагают итальянского почтового оператора Gruppo Poste Italiane, с которым, между тем, у «Почты России» уже есть ряд совместных проектов. Российского и итальянского почтовых операторов объединяют наличие широкой сети почтовых отделений. По опыту итальянских коллег «Почте России» предлагается заняться повышением уровня доходов на отделение за счет почтовых и финансовых услуг.
     Предложения BCG не всегда учитывают российскую специфику и роль в современном российском обществе «Почты России». Однако, возможно, это даже хорошо: предлагаемая модель предполагает частичный отказ от шаблонов и смену имиджа почтового оператора.
    С финансовой точки зрения стратегия BCG также выглядит разумно. Несомненно, такие меры, как замещение части самостоятельных отделений «Почты России» форматом «магазин в магазине» в рамках, например, крупных гипермаркетов (как уже сделали, например, некоторые энергосбытовые компании) положительно скажутся как на эффективности, так и на доходах. Перспективным так же нам видится увеличение максимально автоматизированного присутствия «Почты России» вблизи крупных деловых центров.
    По-прежнему проблемной видится оптимизация деятельности отдаленных отделений почтовой связи. Ранее предполагавшаяся схема увеличения объема предоставляемых подобными отделениями услуг вплоть до продажи на почтовых площадях продуктов питания, возможно, местными жителями было бы принята лучше, нежели, сокращение рабочего времени отделений до необходимого минимума. Несомненно, с точки зрения экономики предложения BCG весьма рациональны, однако, российские реалии таковы, что сокращение рабочих мест на селе и закрытие отделений едва ли будет одобрено на высшем уровне. Да и в целом, необходимо помнить о том, что уровень зарплат сотрудников «Почты России» значительно уступает среднему по регионам, а добиться высокого качества и скорости обслуживания клиентов без улучшения материального положения сотрудников выглядит задачей трудновыполнимой. При этом, вряд ли получится компенсировать повышение зарплат сокращениями сотрудников – очереди в отделениях зачастую связаны как раз с нехваткой рабочей силы.
     Однако все это тонкости в сравнении с главными возникающими вопросами: на чем основана текущая оценка, и как добиться столь впечатляющего прироста стоимости бизнеса? Куда пойдут, и как отследить целевое использование колоссальных инвестиций? Ведь опыт подсказывает, что в подобных проектах фактический объем капвложений может вырасти к первоначальному раза в три, особенно с учетом того, что первоначальный рассчитывался не привыкшими к российской специфике зарубежными специалистами. И третий, возможно главный вопрос: как профинансировать инвестпрограмму?
     Стоимость чистых активов «Почты России» по данным на III кв. 2011 г. составляет менее 12 млрд. руб., что почти втрое ниже оценки BCG. Коэффициент P/E при оценке стоимости бизнеса в 35 млрд. руб. невысок и составляет 6,1 на конец 2011 г. В такую цифру можно было бы поверить, если бы не одно но: прибыль включает в себя единоразовый доход в виде бюджетной компенсации. Без него оценка бы сильно пострадала. Так что прогнозы BCG выглядят излишне оптимистичными уже на уровне текущей оценки стоимости. При этом, для удобоваримых значений финансовых коэффициентов, хотя бы не отличающихся от сегодняшних, выручка в 2020 г. при стоимости бизнеса в 365 млрд руб. должна достичь 1,2 трлн руб., а чистая прибыль – 59 млрд. руб. – фантастические показатели.  
    Далее, вопрос привлечения финансирования. Данный вопрос, несомненно, стоит в одном ряду с проблемой повышения стоимости бизнеса. Мы не будем касаться того, насколько правильно финансировать «Почту России» за счет госсредств, то есть средств налогоплательщиков. Нас больше интересует объем привлечения. Привлечь инвесторов под программу с подобными перспективами, если инвесторы в них поверят, конечно, удастся. Однако маловероятно, что государство пойдет на продажу доли более чем в 25% в стратегически важном предприятии, коим является «Почта России». А 8,75 млрд руб., которые по оценке BCG может стоить сегодня блокпакет – капля в сравнении с необходимым объемом привлечения. Для того, чтобы профинансировать инвестпрограмму «Почте России» необходимо поддерживать уровень рентабельности по EBITDA на уровне не ниже 10%, в противном случае с привлечением заемного капитала возникнут сложности.
    Ну и, конечно же, не стоит забывать, что прогнозы по отношению роста стоимости российских стратегических бизнесов сбываются крайне редко. Меняющиеся взгляды властей на подконтрольные и регулируемые отрасли зачастую негативно сказываются на динамике капитализации. За примером ходить далеко не нужно – миноритарии, поучаствовавшие в разделе РАО ЕЭС, до сих пор ждут обещанного г-ном Чубайсом роста стоимости их акций. А тем временем, освобожденная было отрасль, вновь постепенно возвращается к регулируемому ценообразованию.
    Таким образом, в ближайшие годы динамика основных финпоказателей «Почты России» вряд ли сильно изменится. Однако, если представить, что стратегия BCG будет принята, и живем мы не в России, я бы, наверное, мечтал о «народном IPO» «Почты России» и рекомендовал своим клиентам в нем поучаствовать.

 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов