3 февраля '12

«Почта России» встала на верный путь развития

Почтовая служба России наряду с почтовыми службами Турции (PTT) и Бразилии (Correios Brazil) возглавляет список развивающихся странах, в которых развитие почтовых услуг демонстрирует показатели эффективности. О том, что почтовые услуги развивающихся рынков достигают западных стандартов, говорится в первом международном исследовании работы провайдеров универсальных почтовых услуг, проведенном британской консультационной компанией по вопросам управления Oxford Strategic Consulting (OSC), итоги которого были опубликованы в январе 2012 года. Авторы доклада прогнозируют дальнейший рост развития почтовых услуг в развивающихся странах. Отмечается, что уже сегодня бразильские и российские почтовые операторы обогнали по показателям некоторые европейские службы.
К падению спроса на традиционные почтовые услуги в западных странах, по мнению OSC, привело сокращение бюджетных расходов на эту сферу, в то время как быстрорастущие развивающиеся рынки инвестировали в почтовые услуги в соответствии с представлениями об их значимости для развития их экономики. Так, например, показатели «Почты России» выросли с 2007 года быстрее, чем у всех остальных операторов развивающихся стран, также обогнав итальянскую Poste Italiane в общем списке. Темпы роста «Почты России» оказались самыми быстрыми среди стран БРИК. В рейтинге, подготовленном OSC под названием «Доставка будущего: как почтовые службы стран Большой 20-ки реагируют на проблемы 21 века» «Почта России» заняла 10-е место, итальянская служба Poste Italiane - 11-е место, пережив значительный спад в пропускной способности и доставке писем в 2007-2010 гг., Correios Brazil - 9-е. Лидерами по основным критериям производительности стали Japan Post и французская La Poste, лучшие результаты показала турецкая РТТ.
Отраслевые эксперты дают позитивные оценки результатам работы российского почтового оператора за последние несколько лет. Профессионалы, считают, что результаты, показанные «Почтой России», в частности быстрые темпы роста, являются следствием правильно выбранной стратегии развития компании, проводимой ее руководством с 2007 года, сосредоточенной на процессах модернизации и повышению маржинальности бизнеса. Среди наиболее эффективных решений менеджмента аналитики выделяют меры по улучшению логистики и ускорению доставки посылок, развитию спектра и качества финансовых услуг за счет использования разветвленной филиальной сети предприятия. Важным моментом считается сохранение нерентабельных отделений в отдаленных уголках страны, выполняющих социальную функцию. При этом отмечается, что социальная нагрузка на почтовый бизнес является сдерживающим фактором.
Эксперты прогнозируют укрепление позиций ФГУПа как благодаря широкой сети филиалов, так и политике менеджмента компании по развитию направлений деятельности структуры и повышению ее эффективности. Ожидается сохранение и закрепление положительных тенденций развития предприятия и в среднесрочной перспективе. При этом среди ключевых направлений, оказывающих мощное влияние на показатели прибыльности, выделяется экспресс-доставка (EMS). Эксперты считают, что финансовые показатели компании будут напрямую зависеть от продолжения развития выбранного вектора, предполагающего акцент на высокорентабельных направлениях, оптимизацию бизнес-процессов, инвестиции в инфраструктуру и автоматизацию. Для рынка в целом прогнозируется развитие дистанционной торговли и как следствие рост внимания к сегменту B2C. Профессионалы прогнозируют сокращение доходов от традиционных услуг при росте выручки от новых видов деятельности. Эксперты подчеркивают, что выход на качественно новый уровень потребует от руководства ФГУПа серьезных усилий и ресурсов, проведению работы по оптимизации расходов, увеличения штата почтальонов-сортировщиков и т.д. Ожидать заметного эффекта, а также укрепления позиций компании на российском и международном рынках, по мнении аналитиков, следует в перспективе 10-15 лет.
 


Эксклюзивные комментарии:

Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO

«Судя по результатам проведенного исследования, почта для жителей многих стран остается самым демократичным и доступным способом коммуникаций и доставки почтовых отправлений. К основным тенденциям российского рынка доставки можно отнести общее падение почтовой корреспонденции от частных лиц; стабильное состояние рынка почтовых отправлений организаций (включая госорганизации) и их рост, как в сегменте почтовых отправлений, так и в сегменте курьерской доставки корреспонденции; рост рынка посылок как внутри РФ, так и зарубежных отправлений, приходящих в РФ, что во многом обусловлено ростом дистанционной торговли; рост рынка рекламных почтовых рассылок. Наиболее эффективными решениями менеджерской команды ФГУП, на наш взгляд, являются меры по улучшению логистики и ускорению доставки посылок, сохранение на прежнем уровне широкой филиальной сети компании, несмотря на убыточность отдельных отделений связи. Рыночные позиции «Почты России» будут укрепляться за счет значительных конкурентных преимуществ компании (например, широкой филиальной сети) и мер предпринимаемых руководством по развитию направлений деятельности компаний и повышению эффективности».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«В России тенденции в отрасли отчасти те же, что и за рубежом: в связи с появлением и быстрым развитием современных каналов коммуникаций интерес пользователей к услугам традиционной почты падает, падают и операционные, и финансовые показатели традиционных почтовых операторов. В этих условиях, пожалуй, единственным выходом игроков рынка становится диверсификация деятельности, направленная в сторону развития новых видов высокомаржинальных услуг. Очевидно, что без участия менеджеров в процессе работы «Почты России» нельзя было бы говорить ни о каких успехах. На мой взгляд, наиболее логичным решением менеджмента «Почты России» является попытка развивать финансовые услуги за счет использования разветвленной филиальной сети предприятия. В среднесрочной перспективе изменить работу «Почты России» кардинальным образом будет весьма непросто. Однако в перспективе 10-15 лет можно достичь весьма серьезных перемен к лучшему. Что касается финансовых показателей, то, по всей видимости, доходы от традиционных услуг будут сокращаться, тогда как выручка от новых видов деятельности будет расти двузначными темпами».



Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Описанные в исследовании Oxford Strategic Consulting успехи «Почты России», в первую очередь, являются следствием эффекта низкой базы, ведь приравниваются показатели к уровням 2007 г. С тех пор, несомненно, менеджмент «Почты России» добился ряда существенных успехов в вопросах модернизации бизнеса и повышения его маржинальности. В частности мы выделим работу по продвижению услуг экспресс-доставки. В то же время, приведенные данные наглядно демонстрируют, насколько существенную работу по повышению эффективности ФГУП предстоит провести уже в ближайшем будущем».



Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«Как представляется, основной причиной внезапного роста эффективности предоставления почтовых услуг развивающихся стран, стало проникновение в эту сферу компьютерных технологий и отход от устаревших способов приемки и обработки корреспонденции. В отношении российского почтового рынка нельзя не отметить те положительные изменения, которые последнее время производились руководством «Почты России». Вместе с тем, полагаю, что достаточно большую долю в росте прибыли отечественного монополиста составили не совсем почтовые услуги. Так, помимо своей основной деятельности, «Почта России» производит продажу мобильных телефонов, осуществляет денежные переводы, оказывает иные услуги, которые не относятся ни к почтовым, ни к сопутствующим. Сдерживающим фактором российского рынка, на мой взгляд, является традиционное отнесение государством почтовых услуг к социальной сфере, не позволяющее предоставлять их на действительно рыночных условиях, излишнее административное регулирование, наличие значительных малозаселенных территорий, а также монополизация».



Маргарита Зобнина, доцент
НИУ-ВШЭ

«Руководство «Почты России» за последнее время предприняло ряд мер, которые, несомненно, имеют свой результат с точки зрения улучшения финансовых показателей, в частности проведена оптимизация структуры сотрудников, значительно расширен спектр предоставляемых услуг. ФГУП фактически стало ритейловой сетью в отдаленных населенных пунктах. Политика компании, в частности активное развитие непрофильного бизнеса, оправдана, в случае, если рассматривать ее как краткосрочную меру, преследующую цель повышения финансовых показателей. При этом важно остаться в своем секторе и сосредоточится на классических видах услуг, особенно, учитывая тенденцию к ужесточению конкуренции на альтернативных рынках и неоднозначности перспектив развития на них. На данном этапе одной из ключевых задач должно стать развитие и повышение качества традиционных для почты услуг, которые в основном и формируют доверие у клиентов компании. Кроме этого огромные возможности для «Почты России» открываются в связи с развитием Интернета и интернет-торговли, в первую очередь, имеется в виду возможность обслуживания рынка международных посылок. При грамотной политике менеджмента компании, подразумевающей оптимизацию расходов, увеличения штата почтальонов-сортировщиков и т.д., компания способна укрепить свои позиций как на российском, так и на международном рынках».



Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»

«Ключевым итогом исследования, касающимся России, указывается самые быстрые темпы роста показателей «Почты России». Факт отрадный и отражает верность начинаний менеджмента ФГУП. Еще бы сравняться или хотя бы подтянуться к развитым странам по показателям экономической эффективности деятельности «Почты России». Но для этого необходимо длительное последовательное развитие, требующее немалых финансовых, интеллектуальных и иных инвестиций. Тенденции российского рынка доставки сильно не отличаются от тенденций в других странах. Тем более на примерах развитых стран можно увидеть, какая ситуация может ожидать Россию в случае успешного развития как всей российской экономики в целом, так и почтовых услуг в частности».

 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов