31 января '12

Операторы «большой тройки» договорились о новой модели сотрудничества

МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» подписали «Соглашение о развитии мобильной коммерции в России», которое предполагает объединение платежей, а именно открытие каждым оператором своей базы поставщиков услуг и товаров для оплаты со стороны абонентов партнеров по «большой тройке». Объединение усилий ключевых игроков рынка позволит стандартизировать технические требования к поставщикам товаров и услуг, упростит обслуживание абонентов, что в свою очередь отразится на качестве платежных сервисов мобильной коммерции и сделает их более доступными для абонентов. В свою очередь поставщики товаров и услуг на базе мобильных платежей при заключении договора с любым из операторов «большой тройки» получат возможность доступа к многочисленной аудитории потенциальных клиентов в России.
Развитие направления мобильной коммерции приобрело для операторов «большой тройки» стратегический характер. На текущий момент перед компаниями стоит общая цель – популяризация услуг мобильной коммерции для широкой российской аудитории, а также расширения спектра услуг и товаров, которые абонент сможет приобрести с помощью мобильного телефона. На текущий момент посредствам платежных сервисов мобильной коммерции («Мобильные платежи» у «Мегафона», «Легкий платеж» у МТС, «Мобильный платеж» и платежная система RURU у «Билайна») можно оплачивать услуги мобильной и фиксированной связи, доступ в Интернет, кабельное ТВ, услуги ЖКЖ, счета за электроэнергию, покупать авиа- и ж/д билеты, совершать покупки в интернет-магазинах, осуществлять денежные переводы «здесь и сейчас».
Отраслевые эксперты считают, что соглашение, подписанное операторами «большой тройки» является важным моментом для рынка мобильной коммерции. Сотрудничество операторов «большой тройки» является стратегическим и может, по мнению аналитиков, благоприятно отразится на качестве и удобстве получения услуг и приобретения товаров конечным пользователем, а также будет способствовать росту спроса на мобильные платежи. Конкуренция же меду операторами сместится в область неценовой борьбы.
Эксперты отмечают большой потенциал роста для сектора мобильных платежей. Согласно прогнозам, в перспективе 5-7 лет можно ожидать двузначного роста сектора в денежном выражении. Аналитики выделяют несколько направлений развития российского рынка мобильных платежей: расширение спектра товаров и услуг, которые можно приобрести, используя свой мобильный счет, а также расширение возможностей SIM-карт. Профессионалы обращают внимание на то, что открытым остается вопрос, как система мобильной коммерции будет работать при вступлении в силу Закона о национальной платежной системе и принятых на его основе подзаконных актов.
 


Эксклюзивные комментарии:

Мария Борзова, юрист Коммерческой группы
юридическая фирма «Вегас-Лекс»

«С коммерческой точки зрения подписанное сотовыми операторами соглашение может стать существенным шагом вперед для развития мобильной коммерции и расширению возможностей пользователей по покупке различных товаров и оплате услуг. Однако при реализации поставленных целей главным фактором, на который необходимо обратить внимание сотовым оператором, является недопустимость навязывания мобильных сервисов конечным пользователям, а также недопустимость создания ограничений или дискриминации для задействованных в системе участников рынка. Также пока остается открытым вопрос, каким образом предложенная сотовыми операторами система мобильной коммерции будет работать в условиях полного вступления в силу Закона о национальной платежной системе и принятых на его основе подзаконных актов».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«В настоящее время развитие телекоммуникационного бизнеса идет нога в ногу с новыми технологиями связи, и представить себе успешную компанию в отрыве от современных услуг невозможно. Также и в этом случае: крупнейшие российские операторы заключают друг с другом соглашение о разрешении совместного доступа абонентов друг друга к системе «удобных услуг». Казалось бы, это противоречит здравой логике, поскольку немного не вписывается в классические рамки термина «рыночная конкуренция», однако, здесь имеет место стратегическое партнерство, которое пойдет на пользу всем без исключения (и компаниям, и потребителям), и результат от этого партнерства будет выше, чем в конкурентных условиях. Очевидно, что в рамках данного соглашения конкуренция сместится в область неценовой борьбы, и те операторы, которые оказывают более широкий спектр услуг, которые более дружелюбны по отношению к своим клиентам, выиграют в большей степени. Сами пользователи услуг связи получат возможность рассчитывать на рост качества услуг при относительно демократичных ценах. Я не думаю, что подписанное соглашение может быть кому бы то ни было невыгодным. Очевидно, что операторы связи идут на определенный компромисс сейчас, зато в скором будущем они приобретут гораздо больше: они смогут рассчитывать на доступ к абонентской базе своих конкурентов, а это дорогого стоит. Логично, что низкая степень проникновения мобильной коммерции в нашей стране сейчас не оставляет иного сценария, кроме как довольно динамичное развитие. О его темпах и пределах можно спорить, но, думаю, что большинство экспертов согласится с тем, что на протяжении последующих 5-7 лет можно ожидать двузначного роста сектора в денежном выражении».

 



Максим Ковалев, аналитик
J'son & Partners

«Можно констатировать, что ситуация в сфере мобильной коммерции в России развивается по достаточно логичному сценарию. Напрашивается аналогия с рынком моментальных платежей, на котором некоторые игроки уже достаточно давно реализуют аналогичную стратегию. Например, «Евросеть» и «Связной» ряд платежей проводят с использованием процессинга таких компаний, как «Рапида», «ОСМП» и «Киберплат». От этого выигрывают все. Клиенты - получают доступ к широкому кругу поставщиков. Агрегаторы - оборот платежей через партнерские сети. Поставщики - доступ к огромному количеству потенциальных плательщиков с минимальными затратами. В конечном итоге, все будет зависеть от того, насколько скоординированными будут действия всех трех операторов. Основная опасность - неуправляемая борьба среди операторов за поставщиков. Допустим, вы поставщик услуги с серьезным оборотом. Идете в «Билайн» (прошу прощения, в «Ru-Ru»). Договаривайтесь. Потом - в «Мегафон». Договаривайтесь на лучшие условия. Потом - в «МТС». Условия - еще лучше. И так далее по кругу. Пока не достигнете «дна» по условиям. Безусловно, от такой войны будут выигрывать и поставщики и клиенты. Но платежной системе придется туго. Более того, есть вероятность, что все закончится, не начавшись. История знает печальный пример – проект SimPay. Конcорциум крупнейших европейских операторов (T-Mobile, Orange, Telefónica Móviles and Vodafone), образованный с целью развития мобильных микроплатежей в июне 2003 года, просуществовал всего пару лет. И о нем сейчас мало кто помнит. Подписанное соглашение может быть не выгодно банкам. Цели операторов предельно прозрачны. Абонентский счет превратить в банковский. Самим - превратиться в полноценный платежный канал. Есть все предпосылки для роста этого рынка. Будет ли он умеренным, быстрым или взрывным - зависит как от самих операторов, так и от государства. И, безусловно, важно, насколько активно банковское лобби будет противодействовать развитию этого рынка».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов