30 января '12

Дело «Евросети» зарыто


Эдуард Бабанов

Коллегия адвокатов г. Москвы, адвокат

Чичваркин требует компенсации

      19 января стало известно, что Следственный комитет РФ прекратил уголовное дело о беспрецедентной контрабанде мобильных телефонов. Одним из его фигурантов являлся известный бизнесмен Евгений Чичваркин, ныне проживающий в Лондоне. Расследование прекращено в связи декриминализацией товарной контрабанды. Напомним, что 07.12.2011 г. Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым, статья 188 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание за перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, утратила силу.
Еще в декабре 2011 года адвокаты обвиняемых подали ходатайство о прекращении дела (в связи с вступившими в силу поправками в Уголовный кодекс РФ). Однако в Следственном управлении, в котором находилось уголовное дело, быстро принимать решение по громкому делу не стали. В частности, в управлении ссылались на то, что следователь, который занимается расследованием, находится в отпуске. После новогодних праздников адвокаты обвиняемых написали жалобу руководству Следственного управления, а 17 января постановление о прекращении дела было подписано.
      Интересно, что прекращение уголовного дела по времени совпало с начавшейся в Княжестве Монако процедурой экстрадиции в Россию одной из ключевых фигур этого дела – руководителя компании ООО «ВАТ-ТСВ» Якова Ардашникова. По запросу России Яков Ардашаников был арестован в Монако еще в 2010 г., однако его адвокаты все это время обжаловали вынесенное решение так, что процесс экстрадиции затянулся почти на два года. Оказалось, что Ардашаников не зря тянул время, - теперь он может оставаться в Монако.

 


Дело о контрабанде прекращено, его фигурантам, в том числе Евгению Чичваркину, уголовная ответственность не грозит


     По версии следователей, Я.Ардашников являлся связующим звеном между сотрудниками Шереметьевской таможней и реальными получателями груза, а ими являлись крупнейшие компании по продаже сотовых телефонов. В Следственном комитете считали, что после экстрадиции Я.Ардашникова в Россию «неустановленные» лица, получили конкретные имена. Так, например, благодаря показаниям Я.Ардашникова, планировалось возбудить уголовное дело по контрабанде в отношении бывшего совладельца «Евросети» Евгения Чичваркина. Однако мечтам следователей не суждено было сбыться.
Уголовное дело о контрабанде мобильных телефонов было возбуждено в 2005 году. Тогда правоохранительным органам удалось доказать, что значительная часть импортируемых в Россию мобильных телефонов завозятся по незаконной схеме.
     Суть схемы сводилось к следующему. Мобильные телефоны закупались в Финляндии и Германии, и ввозились на территорию страны через грузовой терминал аэропорта «Шереметьево». В таможенных декларациях занижалось количество ввозимых мобильных телефонов, а вместо дорогих марок указывались дешевые. Получателями товара в России являлись фирмы «однодневки», регистрируемые на лиц, потерявших паспорта, и бомжей. После этого, от фирм «однодневок» телефоны поступали крупным оптовым сетям («Илед-М», «Евросеть-Опт» и т.д.), а продавалась продукция в розничных сетях, в том числе в «Евросети» и «Бета Линке».

 


Евгений Чичваркин не вправе рассчитывать на получение компенсации со стороны правоохранительных органов, а перспектива судебных исков является сомнительной


     В 2005 году в грузовом терминале Шереметьево были арестованы и изъяты мобильные телефоны и аксессуары к ним на общую сумму около $100 млн. Правоохранительные органы около года выясняли, кто стоит за организацией крупного контрабандного канала. В результате расследования следователи пришли к выводу, что его организаторами являются руководители ООО «ВАТ-ТСВ». Следователям удалось установить, что именно сотрудники ООО «ВАТ-ТСВ» получали партии телефонов в терминале аэропорта «Шереметьево», а при обыске в офисе компании были найдены многочисленные печати фиктивных фирм, участвовавших в контрабандной схеме. Помимо ООО «ВАТ-ТСВ» среди непосредственных участников контрабандных сделок фигурировала и «Евросеть-опт».
      В процессе расследования выяснилось, что глава ООО «ВАТ-ТСВ» Я. Ардашников еще в 2003 году познакомился с заместителем начальника Шереметьевской таможни Валерием Кузьминым. Как следует из материалов уголовного дела, Валерий Кузьмин, используя должностное положение, способствовал скорейшему оформлению грузов и таможенных деклараций без предъявления необходимых документов и без досмотра грузов. Помимо этого, В.Кузьмин организовал транспортный канал, позволяющий беспрепятственно вывозить контрабандный товар с территории аэропорта Шереметьево. Как стало известно правоохранительным органам, предприимчивый таможенник получал от Я.Ардашникова по $0,2 (Двадцать центов) с каждого килограмма незаконно ввезенного груза. Всего с конца мая по августа 2005 года в Россию было ввезено контрабандных мобильных телефонов на сумму около 780 млн. рублей, а сумма неуплаченным пошлин составила более 300 млн. рублей.
     В 2006 году началось предъявление обвинений и аресты фигурантов уголовного дела. Исполнительному директору ООО «Евросеть-опт» Алексею Широкову были предъявлены обвинения по таким составам как контрабанда (статья 188 УК РФ) и организация преступного сообщества (статья 210 УК РФ). Заместитель генерального директора ООО «ВАТ-ТСВ» Валерий Красовский, Валерий Кузьмин и ряд его подчиненных были арестованы и им были предъявлены обвинения по пособничеству в контрабанде. В 2009 году Головинский районный суд г. Москвы приговорил Валерия Кузьмина к девяти годам лишению свободы и крупному штрафу.
     Интересно, что годом позже Головинский районный суд г. Москвы приговорил к одному году и трем месяцам колонии-поселения бывшего следователя по особо важным делам Московской транспортной прокуратуры Д.Латыша. Последний вынес постановление об уничтожении 50 тыс. телефонов Motorola стоимостью около $1,5 млн., изъятых у ООО «Евросеть опт», однако, через короткий промежуток времени около 2 тыс. якобы уничтоженных телефонов оказались на прилавках магазинов бытовой техники. Сам Евгений Чичваркин по делу о контрабанде проходил свидетелем, однако следователи надеялись, что скоро он поменяет своей процессуальный статус на обвиняемого.
Теперь, когда дело о контрабанде прекращено, его фигурантам, в том числе и Евгению Чичваркину, уголовная ответственность не грозит.
      Однако Е. Чичваркин не собирается останавливаться на достигнутых успехах. Теперь он намерен требовать от правоохранительных органов вернуть изъятую партию мобильных телефонов, предназначавшихся для «Евросети», либо выплаты компенсации в размере $35 млн. Вполне вероятно, что на такие требования Е. Чичваркина вдохновила знаменитая история с конфискацией сотовых телефонов, произошедшая в марте 2006 г. Тогда, сотрудники МВД и ФСБ изъяли у «Евросети» около 167 тыс. телефонов Motorola, посчитав, что они были ввезены с нарушениями таможенного законодательства. Однако уже в августе того же года это дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления. «Евросети» вернули 117,5 тыс. мобильных устройств, а остальные были признаны вредными для здоровья и уничтожены, но позже выяснилось, что более половины из них похищено и перепродано. Впоследствии Конституционный суд РФ признал противоречащей Конституции практику изъятия крупных партий товаров с их последующей продажей. Конституционный суд указал, что «взаимосвязанные положения подпункта «в» п.1 ч.2 и 4 ст. 82 УПК РФ, предусматривающие, что вещественные доказательства в виде предметов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения, соизмеримые с их стоимостью, передаются для реализации на основании постановления дознавателя, следователя или судьи» противоречат Конституции РФ, поскольку эти законоположения позволяют лишать собственника или законного владельца его имущества, признанного вещественным доказательством, без вступившего в законную силу приговора, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве.
     Пока непонятно, действительно ли Евгений Чичваркин намеревается обратиться в суд с соответствующими требованиями, в случае, если правоохранительные органы откажутся вернуть конфискованный товар.
    По нашему мнению, в случае, если Евгений Чичваркин все-таки решится обратиться в суд с подобными требованиями, вероятность положительного результата является незначительной.
      Во-первых, мобильные телефоны, которые были изъяты в 2005 году, физически не сохранились. Следовательно, речь может идти только о взыскании убытков. Но возможно, что Е. Чичваркину они и не нужны, ведь за семь лет рынок аппаратов сотовой связи пережил несколько технологических революций, - самая продвинутая модель того времени не может конкурировать с современными мобильными телефонами. Да и стоимость конфискованных мобильных устройств, по сравнению с 2005 г., упала в несколько раз.
      Во-вторых, большой вопрос может ли Е. Чичиваркин вообще претендовать на получение хоть какой-то компенсации за конфискацию товара. Действительно, согласно положениям действующего уголовно-процессуального законодательства в случае прекращения уголовного дела, вещественные доказательства подлежат возвращению их законному владельцу. Однако, как было указано выше, участниками схемы по ввозу мобильных телефонов на территорию России являлись несколько десятков юридических лиц. Какая часть изъятых мобильных телефонов являлась собственностью «Евросети» установить практически невозможно.
      Кроме того, на изъятые мобильные телефоны, либо компенсацию за них вправе рассчитывать их собственник, а таковыми являлись сами юридические лица, а не их учредители. Следовательно, если «Евросети» удастся доказать, что именно она являлась собственником изъятых устройств (их части), именно она, а не Евгений Чичваркин вправе рассчитывать на компенсацию. Следует напомнить, что Евгений Чичваркин и его компаньон Тимур Артемьев в конце 2008 года продали «Евросеть» компании ANN, принадлежащей Александру Мамуту. А поскольку Е. Чичваркин больше не является учредителем «Евросети» он даже косвенно (то есть через «Евросеть») не вправе рассчитывать на получение компенсации за изъятые мобильные телефоны.
     Вышеизложенное однозначно свидетельствует, что Евгений Чичваркин не вправе рассчитывать на получение компенсации со стороны правоохранительных органов, а перспектива судебных исков является сомнительной.

 






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов