24 января '12

«Большая тройка» выступила с инициативой подключить к Интернету поезда дальнего следования

МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» предложили Федеральной пассажирской компании (ФПК является «дочкой» РЖД), осуществляющей пассажирские перевозки на маршрутах дальнего следования, телефонизировать и подключить к Интернету поезда дальнего следования. Реализация проекта запланирована на конец 2012 года, и начнется с оснащения поездов дальнего следования системами, связывающими репитеры мобильной связи 2G, 3G и точки доступа WiFi со спутниками. Спутниковая связь будет использоваться в тех случаях, когда будет отсутствовать сигнал сотовых базовых станций. Не исключено, что операторы возьмут на себя расходы по инсталляции систем связи. Вопрос тарификации услуг связи в поездах пока остается открытым.
Предполагается, что в первую очередь связью будут оснащены фирменные поезда, которых у ФПК насчитывается 89. Стоимость оснащения каждого состава сотово-спутниковой системой составляет порядка 5-7 млн руб. Конкурсы на установку этих систем ориентировочно запланированы на март 2012 г., на данном этапе определяются претенденты на участие в них. Новая услуга уже протестирована на четырех составах. В ноябре-декабре 2011 года спутниковый доступ работал на поездах, курсировавших по маршрутам между Москвой и Мурманском, Екатеринбургом, Адлером и Климовом. Участие в тестировании принимали МТС, оператор спутниковой связи «Стэк.ком», а также «Мегафон».
Известно и о других проектах телефонизации поездов и оснащения их доступом к Интернету. Так, например, «Мегафон» работает над размещением сотовых репитеров и точек WiFi-доступа в высокоскоростных поездах «Аллегро» и «Сапсан». Оператор планирует установить на пути следования «Аллегро» и «Сапсанов» 123 новые базовые станции. Стоимость проекта оценивается в 1,1 млрд руб., около 100 млн этой суммы предусмотрено на оснащение «Сапсанов» соответствующим оборудованием. Также услуга интернет-доступа предоставляется в вагонах бизнес-класса в «Аэроэкспрессах», связывающих Москву с аэропортами. Здесь внешний доступ в Интернет обеспечивается WiMax-сетью Yota, а беспроводная «разводка» в вагоны происходит с помощью WiFi.
В целом идею оснастить поезда связью и в частности доступом в Интернет в экспертном сообществе, учитывая современные тенденции рынка, восприняли позитивно. Аналитики говорят о том, что работа в поездах предоставит операторам возможность расширить свою клиентскую аудиторию и создаст конкурентное преимущество для операторов «большой тройки» перед региональными игроками. По мнению профессионалов реализация проекта потребует относительно небольших вложений от операторов, особенно в случае минимизации издержек за счет разделения затрат. Однако эксперты отмечают, что операторы в данном случае в первую очередь нацелены на повышение лояльности своих абонентов, нежели на получение экономической прибыли.
Есть мнение, что реализация проекта способна оказать лишь незначительное влияние на имидж его участников, а также на их позиции на рынке, так как услуга вряд ли будет востребованной, что во многом обусловлено относительно небольшим количеством постоянных пользователей Интернета в поездах. Основным условием для быстрой окупаемости проекта, по мнению экспертов, является включение стоимости интернет-услуг в тариф РЖД, что обеспечит стабильность доходов сотовым операторам при незначительном повышении цен на билеты. Успех проекта будет зависеть от качества оказываемых услуг и ценовой политики. В числе рисков отмечается конкуренция по тарифам между операторами, а также традиционные бюрократические риски.
 


Эксклюзивные комментарии:

Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»

«Думаю, данная инициатива связана скорее с деятельностью по повышению лояльности абонентов, повышению качества обслуживания, чем с экономической выгодой для оператора. Услуга доступа к мобильной связи в поезде может выгодно отличать операторов «большой тройки» от местных, региональных операторов. Если операторы будут заниматься совместным оснащением поездов (будут использовать единую инфраструктуру), то им удастся сократить издержки. Думаю, что с ростом спроса на мобильный Интернет и возможных снижений издержек за счет разделения затрат, проект может не потребовать существенных инвестиций, хотя на быструю окупаемость проекта рассчитывать не стоит. Среднегодовой объем перевозки пассажиров между городами составляет порядка 130 млн человек в год, данная база вполне может принести дополнительную выручку оператору (по грубой прикидке до 3-4 млрд рублей). Рисков явных не вижу, единственный – долгая окупаемость, конкуренция по тарифам между операторами, бюрократические риски».



Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Проект дорогой и трудозатратный. Подобная инициатива слабо отразится на позициях сотовых операторах и имиджевой составляющей: постоянных пользователей Интернета в поездах в сравнении с общероссийской клиентской базой немного. Да и реализовываться проект будет, по всей видимости, совместно операторами «большой тройки». Единственно возможным сценарием окупаемости проекта видится интеграция стоимости интернет-услуг в тариф РЖД, что позволит обеспечить нормированный и стабильный доход сотовому оператору при небольшом в относительном выражении увеличении цен на билеты».



Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«Оснащение составов качественным доступом к мобильному Интернету - хорошая идея, появление которой вполне закономерно. Стоимость проекта можно рассчитывать исходя из примерных затрат на оснащение одного состава, которые могут варьироваться в диапазоне от 5 до 10 млн руб. Это относительно небольшие инвестиции, но даже при них однозначно заявлять о том, что услуга будет востребованной пока не следует. Итоговая судьба проекта зависит от двух составляющих - качества оказываемых услуг и ценовой политики. Нужен ли среднестатистическому пассажиру российского поезда дальнего следования Интернет? Определенный уровень востребованности гарантирован уже в нынешних условиях. Однако высокорентабельной услуга в одначасье услуга не станет, а лишь после установления оптимального баланса между ценой и качеством. К слову, операторам следует подумать не только о связи непосредственно, но и об обеспечении составов электрическими розетками, что весьма положительно скажется на времени работы мобильных устройств пассажиров, а значит и на объеме выручки».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов