27 декабря '11

«Воентелеком» предложил Роскомнадзору нестандартную идею распределения лицензий на LTE

Роскомнадзор собрал предложения операторов относительно организации конкурсов на частоты для сетей LTE, проведение которых запланировано на первый квартал 2012 г. На конкурсе планируется разыграть четыре комплекта частот 791-862 МГц для федеральных сетей мобильной связи в стандарте LTE.
Подконтрольный Минобороны «Воентелеком» предложил Роскомнадзору свой вариант распределения лицензий на LTE. В частности идея оператора заключается в том, чтобы победитель конкурса, получивший лицензию, не имел права на обслуживание абонентов, а мог лишь продавать трафик оптом другим операторам на равных условиях. Функции же компании-обладательницы лицензии будут заключаться в балансировании нагрузки на сеть и установлении тарифов. Также оператор предлагает разыгрывать частоты по 8-10 группам регионов. Примерная сумма инвестиций для одной компании в таком случае может составить 15 млрд руб. Согласно инициативе «Воентелекома» предусматривается также введение штрафных баллов за наличие у конкурсанта частот, потенциально пригодных для строительства LTE-сетей. По мнению компании, эта мера должна сделать конкурс более справедливым и позволит участвовать в нем более широкому кругу претендентов. На сегодняшний день больше всего таких частот у «Скартела». Также полосы в этом диапазоне есть у МТС и «Мегафона» (в Москве). «Ростелеком» имеет полосы в диапазоне также пригодном для LTE (2,3-2,4 ГГц) в 38 регионах страны.
На рынке предложение «Воентелекома» восприняли критически, отмечая, что фактически предлагается распределить частоты между «бумажными компаниями, которые станут обслуживать чужих абонентов с помощью чужой инфраструктуры».
В экспертной среде идеи «Воентелекома» поддержки не нашли. При этом отмечается, что если посмотреть на зарубежный опыт, сами предложения не новы, однако российская законодательная база не позволяет реализовать их (в частности идею, так называемых «инфраструктурных» операторов). Аналитики отмечают, что предложения оператора идут в разрез с общерыночными тенденциями. Речь в данном случае идет о стремление компании минимизировать конкуренцию на рынке. Есть мнение, что за инициативами «Воентелекома» стоит чей-то интерес, явно противоречащий интересам рынка. Заинтересованными, по мнению экспертов, могут быть лишь непредставленные на рынке операторы. Относительно введения штрафных санкций за наличие частот, потенциально пригодных для создания сетей LTE, аналитики подчеркивают отсутствие аналогичного опыта в зарубежной практике.
Что касается игроков рынка, то их реакция на предложения «Воентелекома», по мнению отраслевых экспертов, будет негативной, так как их представления о распределении лицензий на LTE кардинально противоположные. В случае, если все же идеи «Воентелекома» будут одобрены, профессионалы прогнозируют торможение процесса внедрения связи 4G в России. При этом следует отметить, что эксперты не исключают вариант того, что отраслевые регуляторы поддержат инициативу «Воентелекома», хотя и считают такой сценарий маловероятным.
 


Эксклюзивные комментарии:

Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«На мой взгляд, условия, предложенные «Воентелекомом» весьма странные. Очевидно, что они выгодны только самому «Воентелекому», и кто-то из крупных операторов связи вряд ли их поддержит. Складывается впечатление, что условия «Воентелекома» вообще противоречат здравому смыслу, поскольку если исходить из этих условий, то преимущество должно отдаваться тем компаниям, которые менее всего готовы к оказанию реальных услуг конечным пользователям. Помимо этого, инициатива «Воентелекома» подразумевает создание промежуточного звена, что неизбежно приведет к росту транзакционных издержек. Напомним, что последние годы в секторе характеризуются тем, что в отрасли идет мощная консолидация. Таким образом, идея «Воентелекома» идет еще и вразрез с общерыночными тенденциями. Складывается такое впечатление, что «Воентелеком» пытается уравнять слабых и сильных игроков, то есть ликвидировать конкуренцию, что само по себе является «нездоровым сигналом». С другой стороны, это приведет к тому, что компании, которые будут выигрывать частоты, должны будут нести более значительные издержки по сравнению с теми, у которых уже есть какая-то база. Как правило, база есть у крупных игроков и отсутствует у более мелких. Таким образом, на мелкие компании ляжет непосильная ноша, и в итоге ни они, ни крупные игроки так и не получат частот. Мне думается, что за всеми этими «опасными идеям» «Воентелекома» стоят чьи-то узко направленные интересы, которые идут не бок о бок, а вразрез с интересами рынка. Если инициативы «Воентелекома» получат поддержку, то полноценное внедрение связи 4G в стране будет отсрочено. Пока что полноценной реакции основных игроков рынка на инициативы «Воентелекома» не последовало, но если она и будет, то будет, скорее всего, негативной, по крайней мере, это было бы вполне логично. Операторы связи изначально предлагали другие условия распределения частот, которые в корне отличаются от тех, которые рекомендовал «Воентелеком». Как ни странно, я не исключаю того, что Роскомнадзор и Минкомсвязи поддержат инициативу «Воентелекома» по той простой причине, что за «Воентелекомом» стоит государство. Хотя, с другой стороны, решение может быть и противоположным, с учетом того, что 2012 г. - год очередных президентских выборов, и принятие непопулярных решений власти стараются по возможности избегать».



Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»

«Идеи «Воентелекома» далеко не новы. Предложения о создании так называемых «инфраструктурных» операторов муссируются в англоязычной отраслевой прессе довольно давно. Однако, если бы наши специалисты последовательно читали все материалы на «заданную тему», а не выхватывали бы отдельные статьи с новостных сайтов, то узнали бы несколько любопытных вещей. Например, что российская законодательная база сегодня никаким образом не позволяет такое решение применить. А если начать менять полтора десятка законов и около сотни подзаконных актов, то закончим как раз к тому моменту, когда про LTE в мире успешно забудут. Кроме того, еще никто не может поведать миру «success story» о реализации подобного решения «разделения трафика». Причина проста. Все сегодняшние действующие операторы замечательно и сами умеют продавать свои услуги, у них нет «непроданных оптовых минут» трафика, и они не испытывают ни малейшей потребности иметь между собой и абонентом «виртуального оператора». То есть, никто из тех, кто на этом рынке работает давно и успешно, в «инфраструктурный» бизнес не стремится. Кто же может быть заинтересован в том, чтобы стать «инфраструктурным» оператором? Только тот, кто на рынке еще пока не представлен, собственной абонентской базы не имеет, и услуг продавать не обучен. Что касается штрафных санкций за наличие частот, потенциально пригодных для создания сетей LTE – тут решение за регулятором. Однако, ни в одной стране мира при проведении конкурсов на лицензии LTE, таких санкций не вводили. И даже наоборот, весь мир считает, что наличие опыта выполнения определенной работы является положительным фактором, подтверждающим способность конкурсанта успешно справиться с предложенным заданием».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов