26 декабря '11
Разговор на частоту
Альтернативные операторы, отстаивая свое право на частоты для LTE, обратились в ФАС
Вне зависимости от текущей политической ситуации связь остается одним из наиболее важных аспектов, характеризующих развитие нашего общества. Прямая корреляция между уровнем внедрения соответствующих технологий, и социальной, экономической, а также политической грамотностью населения, давно стала очевидна. Особенно важен этот процесс для такой страны, как Россия, где территориальные факторы по-прежнему продолжают сказываться на темпах экономического и социального развития. В таких условиях создание единой коммуникационной сети, гарантирующей каждому гражданину доступ к качественным услугам связи, приобретает большую значимость. Естественно, данное явление также открывает и широкие рыночные перспективы.
Пожалуй, в настоящий момент экономическая и социальная сфера России находится в одном из тех редких моментов, когда именно рядовые граждане ожидают, а зачастую и требуют от рынка масштабных инноваций. Это открывает весьма благоприятные возможности для компаний, которые в состоянии распознать данный тренд, и своевременно переориентировать. Пока же необходимо признать, что мы преимущественно отстаем в развитии технологий связи – решения с внешних рынков в области как фундаментальных технологий связи, так и носимой электроники импортируются со значительными задержками. Прошли первые одиннадцать лет двадцать первого века, но Россия пока не вошла в число приоритетных рынков для крупнейших международных компаний телекоммуникационного и смежных рынков.
|
При положительном сценарии мы получим своеобразный рыночный лифт, который позволит молодым компаниям и впредь выходить на федеральный уровень, привнося в него свежее видение, технологии и инновационные подходы к ведению бизнеса |
|
Естественно, такому положению вещей есть объяснение – это закрытость, обманчивая консервативность потребителей РФ, а также прочие страновые особенности. Однако, ситуация может измениться в любой момент, и наша страна по праву займет положение одного из крупнейших рынков связи в мире. Более того, лучше стремиться не просто к положению лидирующего рынка, а стать полноправным трендсеттером.
Есть ли такая возможность сделать этот шаг сейчас, когда культура информационного общества в России делает первые серьезные шаги? И какие шаги для этого необходимо предпринять? Помимо ряда вопросов государственного регулирования общих норм телекоммуникационной отрасли и вопросов конкуренции – важнейшим элементом привлекательного рынка остается наличие качественной инновационной инфраструктуры. При учете актуальных трендов, важным элементом такой системы становятся. LTE-сети.
Что и зачем делим?
Рассматриваемый стандарт создавался для того, чтобы своевременно определять и обеспечивать потребности цифрового общества будущего, и в теории поддерживает объем передачи данных более 300 Мбит/сек. Рабочая динамика несколько скромнее – в диапазоне от 20 до 60 Мбит/сек. Для сравнения можно привести актуальный в настоящее время 3G, где данный показатель составляет примерно 3,6 Мбит/сек. Потребители РФ, и в частности жители Москвы, по-прежнему больше привычны к Edge.
|
Не совсем ясно, как будет регулироваться сам факт совместного владения таким активом, как LTE сеть. Очевидно, что конфликтогенный потенциал такой формы сотрудничества более, чем высок |
|
Очевидно, что такая ситуация обнаруживает весьма благоприятные предпосылки для развития рынка. Следует также учитывать, что в отличие от WiMAX, который является фактической альтернативой нынешней инфраструктуре, и требует развертывания альтернативных сетей, LTE может развиваться на базе уже существующих сетей.
Однако, как и ранее, с особой актуальностью встает вопрос распределения частот между операторами. В этом отношении в Российской Федерации есть ряд существенных сложностей, которые проистекают из особенностей и характера развития рынка. Господствующая на рынке олигополия, разбавленная активным присутствием государственных компаний и при учете относительно низкой гибкости регуляторов, не предполагает каких-либо серьезных возможностей для альтернативных операторов.
Прогнозируемая ситуация: основными претендентами на работу по организации связи в перспективном стандарте являются «Ростелеком» и «большая тройка». Для полной картины не хватает только жалоб в СМИ и соответствующие инстанции со стороны небольших телекоммуникационных компаний, отстраненных от участия в конкурсе, или проигравших его.
Подобные прецеденты возникали не один раз в предшествующие годы. Хорошо это или плохо для рынка? С одной стороны крупные компании предлагают обширную экспертизу в рассматриваемой области. Опыт этих компаний, их обеспеченность ресурсами, а также наличие инфраструктурной базы, гарантирует появление решений на базе профильных технологий. С другой стороны стоят альтернативные операторы – небольшие, зачастую молодые даже по меркам российской экономики региональные компании. Эти предприниматели знают региональную специфику и обладают возможностям лучше реагировать на запросы рынка и обстоятельства конкурентной борьбы.
Именно гармоничное сочетание присутствия на рынке первой и второй группы конкурирующих компаний является преимущественным условием для развития качественной конкуренции. Пока благоприятных примеров такого рода было не много. Сейчас есть основания полагать, что ситуация может измениться в лучшую сторону.
Осенью Госкомиссия по радиочастотам разрешила двум компаниям строить LTE-сети. «Скартелу» (Бренд Yota) достался диапазон 2,5-2,7 ГГц, «Основа Телеком» будет работать на (2,3-2,4 ГГц). В итоге на конкурс отправились четыре комплекта частот в диапазонах 791-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц. Примечательно, что на этот раз прозвучало мнение, в соответствии с которым к участию в конкурсе должны быть допущены консорциумы небольших компаний. Такое мнение прозвучало в компании «Народный мобильный телефон», которая получила лицензицю в 2009 году, и является первым в России виртуальным оператором.
В соответствии с предложением генерального директора НМТ Владимира Шульги победивший консорциум строит сеть самостоятельно, силами всех участников. Непосредственное оказание услуг при этом оказывается в компетенции каждой отдельной компании, формирующей объединение. Они будут конкурировать между собой, работая по привычной схеме MVNO, то есть де факто арендуя инфраструктуру у консорциума. Описание такой инициативы было направлено в ФАС, где уже подтвердили его получение.
Каковы же преимущества и недостатки такой инициативы? К числу позитивных аспектов можно безусловно отнести расширение границ конкуренции и снижение барьеров для выхода на рынок небольших компаний. Сам факт строительства сети консорциумом инфраструктуры говорит о том, что на рынке гарантированно появится 4-6 новых брендов, крайне заинтересованных в том, что скорейшим образом начать оказывать инновационные услуги. Чем заканчивается реальная борьба за реального потребителя всегда известно – это повышение качества оказываемой услуги, причем на уровне формирования определенной планки запросов со стороны клиентского сообщества.
Компании, проинвестировавшие собственные средства в строительство инфраструктуры, заинтересованы в том, чтобы она начала работать как можно скорее, чего не скажешь о предприятиях с государственным участием, а иногда и просто о крупных компаниях, громоздкость которых иногда играет с ними злую шутку. Также, появление на рынке сразу нескольких агрессивно настроенных небольших игроков, гарантированно потянет цены вниз, на более выгодный для массового потребления уровень. Это потребует от операторов вновь работать не только на повышение ARPU, но и просто защищать абонентскую базу. И такая конкуренция рождает действительно интересные продукты и предложения в отличие от скучных решений для повышения дохода с лояльного абонента.
Естественно, присутствует и пространство для обоснованной критики такого подхода. Не совсем ясно, как будет регулироваться сам факт совместного владения таким активом, как LTEсеть. Очевидно, что конфликтогенный потенциал такой формы сотрудничества более чем высок. Актуален и вопрос инвестиций в дальнейшее развитие инфраструктуры, а также ее техническая поддержка. На свободном рынке виртуальные операторы будут конкурировать между собой, а решение обозначенных вопросов зачастую требует оперативных и слаженных решений, к которым коллегиальная структура принятия решений не всегда располагает. Что делать в случае банкротства одного из участников или его поглощения? Не возникнет ли у группы участников внутри консорциума возможностей для сговора и недобросовестной конкуренции с другими «дольщиками»?
Все это актуальные вопросы, которые обязательно найдут ответы. Тем не менее, небольшие компании надо пустить на этот рынок так или иначе. Известна и альтернатива – операторов, победивших на конкурсе, можно обязать сотрудничать с небольшими компаниями, предоставляя им возможность работать по схеме MVNO. Этот вариант может сослужить службу, за неимением лучшего, но всецело отдавать инициативу в руки нынешних лидеров рынка в такой ситуации – явно не лучшая идея. Как известно, зачастую между законодательно оформленной нормой и ее фактическим исполнением существует большая разница. Особенно, когда речь идет о крупных компаниях национального масштаба.
Если небольшие компании получат возможность выступать в составе консорциумов, судьба обозначенных инициатив будет зависеть от их же собственного профессионализма, а именно: от понимания рыночной и политической конъюнктуры, и, что немаловажно, от умения поддерживать партнерские отношения с конкурентами. Последнее, как известно, является настоящим искусством, и даже международные лидеры рынка, сражающиеся за потребителя, но при этом сотрудничающие на разных уровнях производства своих товаров и услуг, редко могут удержаться от конфликтов. Такие споры ведутся с использованием самых различных инструментов – от патентов и законодательства до PR и административного ресурса.
Какова же вероятность того, что такой шанс компаниям все же будет предоставлен? Она есть, и эта борьба станет первым испытанием для предприятий, которые видят себя завтрашними партнерами.
При положительном сценарии мы получим своеобразный рыночный лифт, который позволит молодым компаниям и впредь выходить на федеральный уровень, привнося в него свежее видение, технологии и инновационные подходы к ведению бизнеса. Если рассуждать так, то сама необходимость в отстаивании своей коллективной инициативы является хорошей закалкой. Пройдя это вместе альтернативные операторы отработают навыки кооперации, столь ценные при отстаивании общих деловых интересов в сочетании с необходимостью бороться за конечного потребителя.