13 декабря '11

Расклад сил на московском мобильном рынке:планы и возможности основных игроков


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

 Итоги 2011 год и прогноз на 2012 год

Рынок Москвы и Московской области всегда являлся лакомым куском для операторов мобильной связи. Данный регион является самым густонаселенным, на него приходится более 45 млн абонентов (20% от общего числа), при этом доходы населения значительно превышают доходы в среднем по России и спрос на услуги связи продолжает активно расти. На долю Москвы и Подмосковья приходиться порядка 30% выручки в структуре мобильной связи лидеров рынка МТС и «Вымпелком». Сюда стремится попасть Tele2, планирует развернуться «Ростелеком», продолжают битвы за абонентов операторы «большой тройки». Лидирующие позиции на московском рынке определяют лидирующее место в целом по стране.
 
Текущее состояние рынка Москвы и Московской области
 
Почему Москва? 
  • В столице сконцентрировано огромное количество населения на небольшой площади, официально проживает порядка 11,6 млн человек.
  • Регион лидирует по уровню жизни: заработная плата в столице более чем в 2 раза выше средней по стране – и составляет 42,5 тысяч рублей в месяц.
  • Сконцентрирован сегмент корпоративных абонентов. 
Рынок Подмосковья, также выглядит довольно привлекательно. По состоянию на конец 2010 год средняя заработная плата в регионе была на 18% выше средней по России – 22,2 тыс рублей в месяц (по данным Госкомстата). Также Московская область является вторым регионом в России по численности населения (около 6,8 млн по официальным данным и порядка 10 с учетом приезжих) и один из ведущих – по темпам экономического развития.
Общее число абонентов Москвы и Московской области в настоящий момент составляет порядка 44 млн абонентов (35,5 млн из которых приходится на Москву), что составляет порядка 20% всех абонентов по стране.
Проникновение мобильной связи в конце 2011 года перешагнуло отметку 200%. В настоящий момент в Москве проникновение достигло уровня в 209% (Октябрь 2011).
Темпы роста абонентов в регионе не отстают от страны в целом. Москва демонстрирует большой процент миграции абонентской базы. Также высока доля корпоративных клиентов, которым также свойственно менять операторов для оптимизации затрат на связь.
 
Рост проникновения мобильной связи
 

Источник: AC&M consulting
 
Расклад сил на московском и подмосковном мобильных рынках
 
В настоящий момент на Московском рынке присутствуют четыре оператора. Лидирующие позиции занимают МТС и «Вымпелком» с долей рынка 37% и 36% соответственно (по состоянию на октябрь 2011 года), затем следует «Мегафон» с долей в 25%. «Скай Линк» (подконтрольный «Ростелекому», оказывающий в столице преимущественно услуги мобильного доступа в Интернет в стандарте CDMA) обслуживает порядка 2% московских абонентов.
МТС исторически занимал первое место по Москве, как в разрезе физических клиентов, так и юридических лиц. В 2005 году на долю оператора приходилось более 45% абонентов в Москве. Однако рост проникновения связи и конкурентная среда, привели к тому, что постепенно, остальные операторы отъедали долю у лидера. Если раньше это происходило за счет новых абонентов, то последний год – это скорее миграция уже существующих клиентов. МТС сменил политику активного подключения клиентов и сосредоточился на текущих абонентах. С начала 2009 года компания снизила долю на Московском рынке с 41% до 37% к октябрю 2011.
 
Текущий расклад сил на московском рынке (Октябрь, 2011)

Источник: AC&M consulting
 
Текущие тенденции (предварительные итоги 2011 года)
 
Передел рынка
 
В 2010 году, в период роста рынка, после кризиса, «Мегафон» воспользовавшись ситуацией, начал активную программу наращивания абонентов, в то время как «Вымпелком» ослабил свою активность на рынке, сосредоточившись на зарубежной экспансии. В результате в 2010 году «Мегафону» удалось обогнать «Вымпелком» и компания заняла 2 место на рынке абонентов в целом по России. В Москве доля оператора также выросла, но он остался третьим (С начала 2009 года доля «Мегафона» выросла с 20% до 25%). Компания МТС также подхватила гонку. Позднее «Вымпелком» также был вынужден начать борьбу за абонентов, так как это оказывало негативный эффект на финансах компании (давление на выручку). Это привело к тому, что по результатам 2010 года компании мобильной связи существенно снизили свою рентабельность в сегменте мобильной связи. Если раньше она была на уровне 50%, то сейчас опустилась ближе к 45%. Более серьезно рентабельность просела у «Мегафона», это была плата за активное наращивание доли в выручке.

 


Рынок Москвы и Московской области остается высоко конкурентным, с появлением связи 4-го поколения конкуренция должна еще сильнее обостриться, поэтому наращивать долю на рынке имеет смысл уже сейчас 

 
Данная тенденция оказала давление на текущие тарифы, за два года средняя стоимость минуты (APPM) снизалась в среднем на 5-10%, также отмечалась тенденция миграции абонентов, коэффициент оттока (churn rate) вырос до 10-12% за квартал с ранее 5-6%, особенно ярка эта тенденция была замечена в Москве.
Поведение операторов было обоснованно – высокая абонентская база может быть монизированна в скором будущем, особенно на фоне роста услуг мобильного ШПД, развертывания сетей третьего поколения.
Уже в 2011 году компания «Мегафон» обогнала «Вымпелком» по выручке от мобильной связи в России.
В 2011 году МТС решает снизить свою активность в привлечение новых абонентов в пользу повышения рентабельности бизнеса. В результате компания снизила свою долю в России с 33% в начале года до 31% по данным за октябрь 2011 года. «Вымпелком» и «Мегафон» продолжают активно наращивать свою долю. В Москве компания снизила общее количество абонентов за 10 месяцев на на 0,1 млн абонентов (-0,7%) до 13,1млн, в то время как «Вымелком» прибавил 0,6 млн абонентов (+5% к базе ) до 12,7 млн, а «Мегафон» увеличил на 0,84 млн до 9 млн (+10% к базе).

 


Значительных изменений на российском рынке мобильной связи к концу года не произошло, и тенденции такие же как и в последние шесть месяцев. «Мегафон» и Vimpelcom продолжают бороться за абонентов, тогда как МТС улучшают свою абонентскую базу, сосредоточившись на рентабельности 

 
Данная тенденция вызвана тем, что «Вымпелком» стремиться вернуть свою долю рынка, а «Мегафон» закрепиться на втором месте и сократить разрыв с МТС.
Сейчас основной регион, где компания отстает – Москва и Московская область.
 
Изменение доли операторов на московском рынке
 

Источник: AC&M consulting
 
Предварительные итоги года для игроков московского и подмосковного рынков
 
Рынок продолжает расширяться и наращивать количество абонентов, хотя темп роста снизился. В Москве по количеству новых абонентов в 2011 году лидировал «Мегафон», компания прибавила порядка, против у «Вымпелкома».
 
«Мегафон»
В результате в 2011 году «Мегафон» закрепил свою позицию второго оператора по количеству абонентов в России и значительно улучшить свое положение в Москве. В 3-ем квартале 2011 года оператор существенно лидировал по количеству новых абонентов в Москве. Так в октябре по данным AC&M Consulting «Мегафон» взял 69% всех подключений в Москве, в сентябре – 4%, а августе – более 70%. К концу 2011 года компания сможет приблизиться к отметке 26% рынка.
 
МТС
Компания отдала предпочтение рентабельности и по результатам года покажет отток абонентов, как в целом по России, так и в Москве.
 
«Вымпелком»
Оператору так и не удастся вернуть второе место по России, но в настоящий момент компания старается укрепить свои позиции.
 
Тенденции московского и подмосковного рынков
 
Значительных изменений на российском рынке мобильной связи к концу года  не произошло, и тенденции такие же, как и в последние шесть месяцев: «Мегафон» и VimpelCom продолжают бороться за абонентов, тогда как МТС улучшают свою абонентскую базу, сосредоточившись на рентабельности.
С другой стороны, снижение абонентской базы не повредило результатам МТС: динамика выручки российского подразделения МТС в третьем квартале 2011 г. соответствовала темпам роста этого показателя у «Мегафона» и «Вымпелком».
Также тенденцией является рост популярности мобильного Интернета, высокий рост трафика.
 
Риски московского и подмосковного рынков
  • Дефицит частот, что приводит к загруженности текущих сетей GSM.
  • Сильный рост трафика рынка 3G.
  • Высокий уровень средств для расчистки частот под LTE в столице.
  • Высокая концентрация корпоративных клиентов, что увеличивает риски снижения рынка в условиях кризиса.
  • Появление новых операторов на рынке («Ростелеком» и т.д.) в случае получения частот связи четвертого поколения.
Прогноз для рынков Москвы и Подмосковья на 2012 год
 
Мы ожидаем, что в следующем году борьба за новых абонентов продолжится, особенно в корпоративном сегменте.
Ждем конкурса по распределению лицензии LTE, что особенно важно, так как может открыть двери новым операторам на московском рынке («Ростелеком»). Ожидаем, что в 2012 году могут быть уже запущены первые сети LTE, что может стать отправной точной для нового распределения рынка.
По данным СМИ «Ростелеком» планирует запустить в коммерческую эксплуатацию сети мобильного беспроводного доступа в стандарте LTE в 2012 году.
 
Оценка планов «Мегафона» по завоеванию Москвы и Подмосковья
 
«Мегафон» включил в свою стратегию развития – увеличение присутствия на рынке Москвы и Московской области. В настоящий момент компания занимает порядка 25% данного рынка, третье место среди операторов «большой тройки», тогда как в целом по России второе.
Планы по увеличению присутствия в Москве вполне закономерны. Именно низкая доля в столице является причиной того, что компания занимает второе место по выручке.
В настоящий момент конкуренция среди операторов базируется на следующих факторах:
  • цены на локальные тарифы,
  • проникновением сети и качества связи,
  • сервис, который компания гарантируют,
  • роуминг и международные тарифы.
Конкурентные преимущества «Мегафона», которые позволят компании закрепиться на втором месте и завоевать новые вершины в грядущем году:
  • У «Мегафона» достаточное количество денежных средств (компания обладает порядка $2,5 млрд по состоянию на 3кв11 года), и имеет отрицательный чистый долг. Компания лидирует в объеме инвестиций, по состоянию на 9 месяцев 2011 года, компания потратила в России порядка 45млрд руб, против 39млрд руб потраченных МТС и 34 млрд руб – «Вымпелкомом». Сейчас уровень чистого долга к OIBDA МТС близок к 1.1, тогда как у «Вымплекома» этот показатель зашел за 2, что ограничивает потенциальные инвестиции в быстрое развитие сетей связи в стране.
  • Также «Мегафон» обладает хорошей инфраструктурой – лидирует по количеству базовых станций обслуживающих сети третьего поколения.
  • Лидирует в сегменте мобильного интернета, сейчас компании принадлежит порядка 37% рынка беспроводной передачи данных.
  • Компания обладает гибкими тарифами.
  • Компания полностью концентрируется на России (в отличие от «Вымпелкома») и она не публичная, то есть снижение рентабельности не так страшно (нет давления со стороны инвесторов). Есть все шансы.
Возможная реакция конкурентов
 
На Москву претендует не только «Мегафон», также планы завоевания столицы анонсировал и «Ростелеком» (стратегия развития, май 2011). Оператор планирует к 2015 году к 2015 г. обслуживать в сетях 3G 1,95 млн абонентов голосовой связи и 920 тыс. абонентов беспроводного ШПД, что выведет компанию на уровень в большой тройкой.
Tele2 неоднократно пыталась получить доступ но Московский рынок. Пока без успешно.
Думаю, ответную реакцию можно будет увидеть со стороны МТС, компания слишком активно отключала абонентов в Москве в 2011 году.
Рынок Москвы и Московской области остается высоко конкурентным, с появлением связи 4-го поколения конкуренция должна еще сильнее обостриться, поэтому наращивать долю на рынке имеет смысл уже сейчас. У «Мегафона» есть все шансы отъесть часть абонентской базы конкурентов в Москве.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов