6 декабря '11

Роскомнадзор предлагает убрать необходимость финансирования конверсии из обязательных условий при выдаче лицензий для LTE

Роскомнадзор, являющийся организатором конкурсов на частоты 791-862 МГц (запланированы на начало 2012 года), выступил с инициативой снять обязательное условие проведения конверсии для победителей конкурсов на лицензии для мобильной связи четвертого поколения, а при необходимости – в случае появления каких-либо ограничений со стороны военных или аэропортовых служб - использовать «верхний» диапазон 2,5-2,7 ГГц, который победители конкурсов получают «в нагрузку». Строительство же LTE-сетей победители конкурсов, согласно предложению регулятора, смогут начинать, не дожидаясь проведения конверсии.
Роскомнадзор отмечает сложность прогнозирования реальных инвестиций и сроков высвобождения частот, что может затормозить процесс появления коммерческих сетей LTE в России. По оценке Консорциума LTE на конверсию частот 791-862 МГц необходимо 52 млрд руб. на четверых.
Судьба инициативы Роскомнадзора во многом зависит от реакции ГКРЧ и согласится ли она на то, чтобы изменить свое решение, а также Минобороны. Как известно, согласно решению ГКРЧ проведение конверсии является обязательным условием для победителей конкурсов на частоты 791-862 МГц.
В экспертном сообществе инициативу Роскомнадзора, которая вступает в противоречие с решением ГКРЧ, которое им было согласовано три месяца назад, восприняли без энтузиазма, ставя под сомнение возможность ее реализации. В частности эксперты считают, что если частоты, согласно предложению Роскомнадзора, будут раздаваться нерасчищенными, существует риск, что победители конкурсов окажутся в неравных условиях – кому-то достанется больше свободных полос, кому-то меньше. Кроме этого, еще не ясно, что целесообразнее – профинансировать конверсию или тратиться на сети диапазона 2500 МГц, что подразумевает под собой как минимум закупку оборудования, строительства или аренду площадок под базовые станции и проведение экспертизы электромагнитной совместимости.
Аналитики считают, что даже в случае, если ГКРЧ и Минобороны одобрят инициативу Роскомнадзора, очевидно, что военные будут настаивать на компенсации за возможность совместного пользования частотами частными операторам связи. Эксперты также сомневаются, что ГКРЧ пойдет на изменение своего решения. В любом случае, не следует ожидать быстрого решения вопроса.
 


Эксклюзивные комментарии:

Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»

«Примерно через три недели мы отметим год со дня принятия решения ГКРЧ, положившего официальное начало работам, направленным на внедрение в России сетей LTE. За этот год сделано очень многое. Консорциуму LTE удалось не только изменить отношение рынка к «негосударственной» конверсии спектра, которая до того момента считалась чем-то «вне закона», но и показать, что операторы способны работать сообща, и работать вполне плодотворно. Решение, принятое ГКРЧ 8 сентября, представляет собой довольно тонкий компромисс, учитывающий желания операторов, возможности военных, требования законов и положения международных соглашений. Над ним работали юристы и экономисты, инженеры и менеджеры, чиновники и аналитики. Можно считать, что текст этого решения, как он есть сегодня – определенная квитэссенция видения завтрашнего дня отрасли. Надо отметить, что довольно-таки странно слышать возражения Роскомнадзора по поводу текста решения Государственной комиссии, им же самим всего три месяца назад согласованного. На мой взгляд, вероятность того, что ГКРЧ удовлетворит предложение о пересмотре решения, очень невелика. А что касается того, какие станции использовать для создания сетей – в диапазоне 800 МГц или 2500 МГц – тут, я думаю, операторы вполне в состоянии решить сами, на что выгоднее потратить деньги - на конверсию спектра диапазона 800 МГЦ или же на сети диапазона 2500 МГц – где потребуется закупить в разы большие объемы оборудования, построить или арендовать сотни дополнительных площадок для размещения базовых станций и антенно-фидерных устройств, а также оплатить многократно более высокие счета за экспертизу электромагнитной совместимости».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«С одной стороны, снятие ограничения по необходимости конверсии частот должно стимулировать интерес частных операторов связи к получению частот 4G, поскольку «лишние» обязательства с них фактически снимаются, и затраты в будущем будут ниже. Другое дело, возникает вопрос о том, зачем операторам нужны будут частоты, использование которых фактически будет существенно затруднено наличием занятых полос диапазона (а каким образом операторы теоретически могли бы использовать частоты, не выведенные из военного оборота, мы не представляем). Более того, операторы окажутся в заведомо неравном положении: ведь заранее неизвестно, какие частотные диапазоны кому достанутся. Таким образом, данная инициатива чиновников выглядит весьма сомнительной: или же речь идет об элементарно непродуманном предложении, либо о потенциальном создании еще одной «кормушки». На текущий момент ГКРЧ занимает весьма осторожную позицию, оставляя для себя открытой возможность по изменению своего же сентябрьского решения. Пока непонятно, каким образом будет выглядеть окончательное решение комиссии, но весьма вероятно, что оно будет взвешенным и здравым и будет учитывать мнение других заинтересованных сторон. По крайней мере, время для внесения поправок еще есть. Очевидно, что Минобороны будет отстаивать свои собственные интересы и интересы аффилиированного с ним «Суммы-Телеком». В этом случае, даже если заинтересованными ведомствами будет принято решение о неконверсии частот, военные наверняка попытаются выторговать себе какую-либо компенсацию за «сопользование частотами» с частным операторами связи. Учитывая «долгоиграющую» историю вопроса, мы не ожидаем его скорого разрешения. Вероятнее всего, что решение будет промежуточным и потребует дальнейшей проработки вопроса, что может затянуться еще на месяцы».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов