24 ноября '11
Кадровая чехарда Vimpelcom
Борьба за власть или предкризисная рокировка?
Почти одновременно с финансовой отчетностью за третий квартал 2011 года, ОАО «Вымпелком» обнародовал и новость о смене генерального директора. Тогда же стало известно и о перестановках в топ-менеджменте управляющей компании Vimpelcom Ltd.: COO из Orascom заменит представитель Telenor. Борьба за власть или предкризисная рокировка? Попробуем разобраться.
Кризис управления
Важные новости редкJ появляются по одиночке. Вот и середина ноября принесла сообщения сразу о нескольких важных событиях в Vimpelcom Ltd. и аффилированных структурах. С двухдневным перерывом стали известны сначала весьма спорные результаты ОАО «Вымпелком» в 3 квартале 2011, а затем - смена генерального директора вышеозначенного ОАО одновременно со сменой главного операционного директора всего холдинга Vimpelcom.
Само собой, эксперты не преминули связать данные свежепредъявленной финансовой отчетности российского «Вымпелкома» и перевод Елены Шматовой в амстердамский офис Vimpelcom Ltd. «Хотя он (Джо Лундер) отрицает какую-либо связь между падением показателей прибыльности «Вымпелкома» и грядущей заменой Елены Шматовой на посту гендиректора российской компании, Шматовой даже еще не подобрана должность в амстердамском офисе Vimpelcom, в то время как имя нового руководителя «Вымпелкома» будет названо в течение 30 дней» - отмечает деловая газета «Маркер».
Тактичную замену показавшего недостаточную эффективность управленца можно было бы счесть вполне правдоподобной версией. Именно этого требует хороший тон кадровых перестановок: без публичного объяснения причин предложить экс-руководителю некий пост в вышестоящей структуре, и через некоторое время объявить, что предложение не было принято.
|
Рост ОАО «Вымпелком», оказавшийся в 3 квартале не слишком высоким, вряд ли вернется к необходимым показателям раньше середины 2012 года, вне зависимости от кандидатуры генерального директора |
|
Правда, для Vimpelcom Ltd., как для любой акционерной компании, управляемой несколькими мажоритариями с примерно равными пакетами, смещение директора по итогам квартала через полтора месяца после его закрытия - шаг слишком быстрый. Тем более, что во II квартале 2011 ОАО «Вымпелком» под руководством Елены Шматовой продемонстрировал высокие показатели роста, и почвы для разговоров о неэффективности топ-менеджера не давал.
На более вероятную причину замены в команде «Вымпелкома» указывают слова Джо Лундера, генерального директора Vimpelcom Ltd с июня 2011 года, которые приводит в статье «Vimpelcom призвал варяга» портал ComNews: «Телекоммуникации все больше и больше становятся товаром, поэтому глубокое знание специфики телекоммуникационной отрасли на данный момент менее важно, чем десять лет назад. Я думаю, что в современной среде возможно, чтобы опытные руководители управляли телекоммуникационными компаниями без глубокого знания телекома». Усиление позиций компаний Vimpelcom Ltd. за счет маркетингового опыта топ-менеджеров других рынков - закономерный кандидат на роль первой задачи для Джо Лундера. В таком случае, решение о перестановках в руководстве ОАО «Вымпелком» могло быть принято еще в июне: последующие пять месяцев - достаточный срок, чтобы найти подходящего генерального директора.
Июньское назначение г-на Лундера объясняет и запланированный перевод Елены Шматовой в Амстердам. Нынешнего главу Vimpelcom Ltd. и г-жу Шматову связывает долгое успешное сотрудничество - в начале двухтысячных, когда Джо Лундер руководил ОАО «Вымпелком», Елена Александровна работала в компании на должности сначала директора казначейства, а затем - и директора по финансам. Логично, что г-н Лундер решил предложить прежней коллеге место в команде топ-менеджеров Vimpelcom Ltd.
|
Антикризисная стратегия холдинга предусматривает централизацию операционного и финансового менеджмента - местные бизнес-единицы сохраняют за собой только технические и коммерческие задачи |
|
Тем более, что финансисты Vimpelcom Ltd. сейчас нужны не меньше, чем знатоки ритейла - бизнес-единицы «Россия» в его составе. Вторая волна кризиса затронет активы холдинга намного сильнее, чем конкурентов: ближневосточные рынки сейчас испытывают на себе последствия «арабской весны» (а заодно и последующих «арабского лета» и «арабской осени»), Wind Telecomunicazioni S.p.a. предстоит адаптироваться к проблемам итальянской экономики, а азиатским операторам бренда Beeline придется справляться с отголосками недавних природных катаклизмов Юго-Востока. Все это увеличивает финансовые риски Vimpelcom, и негативно влияет на прибыльность активов - экономический кризис неизбежно снизит ARPU, но не даст возможностей сократить CAPEX и OPEX. Единственный способ стабилизировать ситуацию и обеспечить эффективный бизнес - грамотное управление финансовыми потоками и адаптация операционной деятельности к условиям экономического кризиса. Именно поэтому Джо Лундер приглашает в команду Елену Шматову, получившую отличный опыт кризисного финансового менеджмента в «Вымпелкоме», и Яна Эдварда Тигесена, вице-президента Telenor.
Не вызывает удивления и поиск кандидатов на пост генерального директора ОАО «Вымпелком» среди не-связистов. Александр Изосимов, занимавший этот пост с 2003 по 2010 год, и обеспечивший бренду «Билайн» нынешнее положение на рынке - выходец из компании Mars. В условиях спорной ситуации с лицензиями на LTE, насыщенного рынка услуг связи и абонентского оборудования, главным (и по сути единственным) инструментом роста должна стать агрессивная маркетинговая политика: имиджевые и пакетные услуги, новые каналы коммуникаций с целевой аудиторий, и кобрендинговые программы. Разумно, что реализацию этого предполагается поручить человеку с соответствующим опытом: такой контекст сохранится еще как минимум два-три года, пока не будет введен LTE, и пока операторы не смогут использовать новую технологию для увеличения объема продаж. И все это время от компании требуется выдерживать положительную динамику роста. Сейчас аналитики, опираясь на неназванные источники, прочат в гендиректора ОАО «Вымпелком» нынешнего руководителя «СТС Медиа» Антона Кудряшова.
Кандидатура г-на Кудряшова вызывает некоторые сомнения. Как отмечает портал Comnews, руководителю медиахолдинга менять работу сейчас невыгодно: сделав это, он лишится значительных опционов - таковы условия контракта, который он подписал с владельцами «СТС-Медиа» (в числе которых и владельцы Altimo «Альфа Груп») в 2008 году.
А вот сама идея поиска гендиректора для ОАО «Вымпелком» в аффилированных с Altimo структурах выглядит реалистично. В условиях растущей второй волны кризиса попытки консолидировать управление активами в руках двух старейших и крупнейших акционеров оправданы. Они же объясняют и анонсированный все в той же середине ноября 2011 года уход с поста COO Халеда Бичары - одного из немногочисленных представителей Orascom в руководящих структурах холдинга Vimpecom Ltd. Почти одновременно с появлением информации об этом изменении в топ-менеджменте, была опубликована и еще одна новость: Vimpelcom Ltd. отказался давать ход соглашению с Orascom о разделе рисков и прибылей - все, что может быть под контролем Altimo и Telenor, под контролем и останется.
Правда, борьба за влияние сама по себе здесь не единственная, и, возможно, не главная причина. Ближневосточные и итальянские активы Vimpelcom Ltd., приобретенные у структур Нагиба Савириса, остаются наиболее уязвимыми для попыток национализации. И самый эффективный способ защиты - насколько возможно, вывести Djezzy, Orascom и Wind из-под юрисдикции государств, где этот риск максимален, и компаний г-на Савириса, против которых попытки национализации могут быть направлены в первую очередь.
В компаниях ГК «Альфа-групп», владеющей контрольным пакетом акций Altimo, кандидаты на пост генерального директора ОАО «Вымпелком» есть - и не только в СТС Медиа. Куда больше потенциально походящих претендентов в структурах XT Retail Group.
Например - директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов. В его активе опыт руководства бизнесами как в телекоммуникационной отрасли («Сонет», 1996-2001, «Комстар», 2001-2002), так и в ритейле: в X5 Retail Group г-н Сусов пришел в 2008 году на должность директора по маркетингу. С точки зрения специфики «Вымпелкома» и пожеланий к профилю деятельности будущего генерального директора, Михаил Сусов - едва ли не идеальная кандидатура.
Другой потенциальный претендент - Андрей Каменский, в сентябре 2011 года покинувший пост гендиректора «X5 Финанс». В отличие от г-на Сусова, он опытом руководства телекоммуникационным бизнесом не располагает: до работы в структурах X5 Retail, г-н Каменский занимал пост регионального финансового менеджера в российском Wrigley.
Хотя финансисты ОАО «Вымпелком», наверное, сейчас не слишком нужны: управление финансами постепенно переходит в ведение головного офиса холдинга в Амстердаме, и последние кадровые перестановки в Vimpelcom Ltd. тому подтверждение. По всей видимости, антикризисная стратегия холдинга предусматривает централизацию операционного и финансового менеджмента - местные бизнес-единицы сохраняют за собой только технические и коммерческие задачи.
И это - вполне оправданная тенденция. После ухода Алескандра Изосимова в Vimpelcom Ltd. ОАО «Вымпелком» менялось не один раз: в 2009 году управление российским операторам приняли Александр Немшич и Борис Торбахов, но их пребывание на руководящих постах закончилось меньше, чем через год. Примерно столько же проработала и Елена Шматова. В условиях ежегодно меняющегося топ-менеджмента обеспечить рост бизнеса и эффективное управление операционной деятельностью задача не из легких, но и найти универсального руководителя, который бы обладал опытом Изосимова и смог бы оперативно принять дела - не проще, тем более накануне кризиса. Остается только тот вариант, которым воспользовался Vimpelcom.
В любом случае, рост ОАО «Вымпелком», оказавшийся в 3 квартале не слишком высоким, вряд ли вернется к необходимым показателям раньше середины 2012 года, вне зависимости от кандидатуры генерального директора. В структуре активов Vimpelcom Ltd. бизнес-единица «Россия» по-прежнему остается наиболее прибыльной, и именно она будет выступать донором для компаний холдинга в других странах: централизованное управление финансовыми потоками позволяет перераспределять ресурсы в соответствии с требованиями ситуации. Это смягчит удар экономического кризиса, и позволит Vimpelcom Ltd. одной из первых преодолеть его последствия, но только в обмен на низкие темпы роста в ближайшей перспективе.