9 ноября '11

Неспешная реформа


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

 ВЭБ отказывается совершать сделку по выкупу 25% плюс одна акция «Связьинвеста» у «Ростелекома» 

Что может быть увлекательнее процесса реформ и реорганизации государственных компаний? Только реорганизация подобных компаний в случае их высокой значимости для национальной экономики и при условии возникновения конфликта интересов. К числу таких явлений можно с абсолютной уверенностью отнести реформу «Связьинвеста», которая по праву считается одной из наиболее продолжительных в истории современной России.
 
От истории до дня сегодняшнего
 
Холдинговая компания была создана еще во времена, когда президентский пост занимал Борис Ельцин. После издания соответствующего указа и до осени 2010 года уставной капитал «Связьинвеста» на 23,3 % был обеспечен акциями ОАО МГТС (Московская городская телефонная сеть). Затем был произведен обмен данных ценных бумаг на 50% акций ЗАО «Скай Линк». До нынешнего года «Связьинвест» оставался ключевым акционером семи компаний межрегиональной связи. К их числу относятся «ВолгаТелеком», «Дальсвязь», «Северо-Западный Телеком», «Сибирьтелеком», «Уралсвязьинформ», «ЦентрТелеком», а также «ЮТК». До начала лета все эти компании вместе с «Дагсвязьинформом» были присоединены к «Ростелекому», также подконтрольному «Связьинвесту». Таков был первый этап реорганизации.

 


Пока не известно, следует ли ожидать  каких-либо резких шагов в части интенсификации завершающего этапа реформы в целом. В настоящий момент каких-либо сложностей социального характера замедление хода реформы не вызывает. Проект не является для России имиджевым

 
К слову, уже в тот момент счетная палата сообщала, что государство в результате данного процесса может потерять контроль над объединенным «Ростелекомом». В соответствии с достаточно распространенным мнением хорошим вариантом может стать ликвидация перекрестного владения между «Связьинвестом» и «Ростелекомом» с последующей передачей Росимуществу пакета акций «Ростелекома», который ранее был закреплен за АСВ.
Значительное внимание профессионального сообщества привлекли результаты ведомственной проверки, которая достоверно показала: в процессе реформаторской деятельности прямого контроля над «Ростелекомом» обеспечено не было, а его акции непосредственно в собственности государства не находятся. В качестве основных рисков называлось не только перекрестное владение акциями между «Связьинвестом» и «Ростелекомом», но также опционное соглашение между Внешэкономбанком и «Связьинвестом» и управление пакетом акций объединенного «Ростелекома», принадлежащим АСВ».

 


Принимая во внимание фактор скорой ротации политического цикла в РФ и сопутствующую конъюнктуру, можно с достаточно высокой степенью вероятности  предположить, что поспешных решений приниматься не будет

 
Второй этап реорганизации «Связьинвеста», непростой ход которого мы можем наблюдать сейчас, подразумевает интеграцию «Ростелекома» непосредственно с государственным холдингом, либо полную ликвидацию управляющей компании. Сейчас же стало известно, что ВЭБ, который в соответствии с планами реформы должен был приобрести 25% плюс одна акция госхолдинга у «Ростелекома», полностью поменял свою позицию, и в настоящий момент выступает против данной сделки. В результате реформа в очередной раз обещает затянуться, поскольку альтернативный план выкупа, предложенный самим оператором, также не предлагает сколько-либо эффективного решения вопроса.
 
Почему нет?
 
В целом, позиция ВЭБ вполне обоснована: объем пакета ценных бумаг «Связьинвеста», предназначенных для выкупа, составляет 25% плюс одна акция. Переоценка актива, которая последует в ближайшее время, выставит его стоимость примерно на уровне показателя в 50 млрд руб. С одной стороны банк справедливо акцентирует внимание на том, что сам бенефициар данной сделки в ее результате утратит статус значимого участника протекающих процессов. Действительно, после закрытия сделки «Связьинвест» будет ликвидирован или пройдет объединение с «Ростелекомом». Следовательно, необходимости производить выплаты нет.
Анализ заявлений такого рода позволяет взглянуть на их суть под разным углом. С одной стороны, важно помнить, что риск возникновения коррупционной составляющей в данном случае достаточно велик. Это и проявления государственного капитализма, и рыночная активность, что позволяет ожидать рисков как в части «обычных» коррупционных дел, так и в контексте инсайда. Соответственно, судьба средств, потенциально задействованных в проведении данной сделки, может быть совершенно разной. Теперь это официальная позиция, и ее финансовый институт планирует зафиксировать во время очередного заседания комиссии по транспорту и связи, где председательствует Сергей Иванов. Пожалуй, единственным препятствием на пути к этому остается тот факт, что дата проведения заседания пока не определена. Следует также отметить, что альтернативный вариант, который судя по имеющейся информации, будет отличаться более высокой потребностью в средствах, также будет изучаться в процессе подготовки к принятию решений. Более того, ранее выкуп 25% плюс одна акция в «Связьинвесте» уже был одобрен наблюдательным советом ВЭБа, и не совсем ясно, в чем же по большому счету содержится принципиальное отличие?
В соответствии с законодательством Российской Федерации бизнес-структуры, полностью, частично или даже опосредованно аффилированные с государственными ведомствами и органами, не имеют принципиальных отличий от прочих участников рыночного процесса. То есть выплаты по обязательствам производятся вне зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла находится рассматриваемая структура. И это второй аспект рассматриваемого вопроса, актуальный наравне с первой точкой зрения. Таким образом, ситуация примечательна не только масштабом сделок, но и масштабом ожиданий участников, которые возлагают большие надежды на максимальную оптимизацию финансовой нагрузки в условиях, когда сроки имеют значение. Впрочем, влияние данного фактора уравновешивается важностью сохранения контроля за активами, имеющими ключевое значение для национальной экономической и социальной сферы.

Размытый контроль
 
Непосредственная передача ценных бумаг в «Связьинвесте» необходима для того, чтобы, наконец, завершить реформу государственного холдинга. Результатом этого станет или присоединение управляющей компании к «Ростелекому», либо ее ликвидация. Существует и третий вариант, при котором ценные бумаги остаются на балансе «Ростелекома». В таком случае рассматриваемые акции автоматически статус казначейских, то есть принадлежащих эмитенту. Они не обладают правом голоса, равно как и преимущественными правами, и не участвуют в разделе имущества при ликвидации компании и в распределении дивидендов. Если ситуация начнет развиваться по такому сценарию, то акции будут погашены, а доля государства в объединенной компании будет размыта.
В составе решений, сформированных по результатам упомянутой выше проверки Счетной палаты, содержалась рекомендация по закреплению контрольного пакета объединенного «Ростелекома» напрямую в составе государственной собственности. Цель такой рекомендации проста - государство должно сохранить свое влияние в наиболее значимых аспектах деятельности оператора и провайдера. Следует помнить о том, что рассматриваемая отрасль имеет особое значение для Российской Федерации, как для государства с ярко выраженными страновыми особенностями. Как минимум, такой контроль нужен для того, чтобы сохранить возможность внедрять социально-ориентированные проекты, располагая при этом уникальными возможностями объединенных активов. И не только, - в целом регуляционная роль структуры в масштабах рынка не может быть недооценена.

Мотивы и последствия
 
В целом, достаточно яркое стремление «Ростелекома» действовать самостоятельно, не полагаясь на надстройку в виде управляющей компании, также вполне логично. Однако, пока не известно, следует ли ожидать каких-либо резких шагов в данном направлении и в части интенсификации завершающего этапа реформы в целом. Поскольку решение данного вопроса прямо преимущественно находится в компетенции государства, целесообразно также учитывать предпосылки, которые возникают в данном контексте.
Как известно, в настоящий момент каких-либо сложностей социального характера замедление хода реформы не вызывает. В результате реорганизации «Связьинвеста» не останавливается очередное градообразующее предприятие, шахтеры не стучат касками. По имеющейся информации все решения относительно оптимизации кадровых ресурсов исполняются в соответствии с осенним планом. В первую очередь это коснется персонала МРК. Однако, и в данном случае масштабы явления не следует признавать значимыми в межрегиональном масштабе.
При этом население как и раньше обеспечено услугами связи. Компании, которые войдут в состав национального оператора связи, продолжают работать, и предоставлять своим клиентам нужные им решения.
Наконец, данный проект не является для России имиджевым по сравнению с многими другими инициативами, которые реализуются в настоящий момент, и не способствует получению каких-либо дивидендов в международном масштабе. Даже вопросы конвертации ценных бумаг не имеют критического значения в масштабах национальной экономики. И, естественно, формируемый в результате рассматриваемой инициативы проект не готовится к продаже зарубежному инвестору.
Описанные выше параметры носят достаточно универсальный характер, и применимы в контексте прогнозирования принимаемых государственными управляющими решений в срезе прочих отраслей. Рассматриваемая тема же носит преимущественно характер технического решения, и может продолжаться сколько угодно при учете масштабов планируемых сделок. Принимая во внимание фактор скорой ротации политического цикла в РФ и сопутствующую конъюнктуру, можно с достаточно высокой степенью вероятности предположить, что поспешных решений приниматься не будет.
Сейчас отложенные решения выгодны всем сторонам, задействованным в процессе в отличии от прошлых случаев, когда промедление в ходе реформ генерировало риски социального характера. Скорее наоборот, нынешняя конъюнктура диктует необходимость избегать скоропалительных решений. Однако, замораживания текущей ситуации ожидать также не следует, поскольку определенный предел временной прочности проект исчерпал. Окончательного решения целесообразно ожидать в ближайшее время после стабилизации политической системы РФ. Вероятность исчерпания процесса в ноябре или декабре также присутствует, но она существенно меньше в силу фокусировки ресурсов и внимания со стороны делового и политического сообщества, а также широких слоев населения на выборной тематике. Так или иначе, тема реформы «Связьинвеста» будет актуальна и в следующем году, а скорее всего, и дольше.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов