7 ноября '11

Керимов пытается закрепиться в телекоме


Эльдар Вагабов

"Альфа-Банк", аналитик

 Инвестор приобрел пакет в «Ростелекоме»

Консолидация телекоммуникационных активов «Связьинвеста», основным из которых является лидер российской отрасли фиксированной связи, компания «Ростелеком», уже давно завершена, но интриги относительно компании не утихают до сих пор. Вслед за необъяснимым ростом биржевых котировок акций компании в начале лета 2011 года и столь же резким их падением в августе акции «Ростелекома» опять находятся в центре внимания экспертов и участников рынка. Возможно, ко всем этим событиям так или иначе имеет отношение один единственный человек – бывший гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко, однако, доподлинно это неизвестно. Неизвестно, как и то, продал ли он свои акции, выйдя из капитала «Ростелекома», или нет...
 
Вынужденная продажа или нет? И была ли она вообще?
 
Недавним поводом для новых дебатов относительно «Ростелекома» стали многочисленные публикации в ряде СМИ о том, что Евгений Юрченко, которому, по различным сведениям, принадлежало от 6% до 8% акций объединенного «Ростелекома», вышел из состава акционеров компании, продав свой пакет структурам предпринимателя Сулеймана Керимова. Прямых причин продажи акций в прессе не указывалось, но по тону публикаций можно сделать вывод о том, что Е.Юрченко потребовалась ликвидность. Зачастую предположения, выдвигаемые в СМИ, противоречат друг другу. Поэтому здесь мы попытаемся дать собственную оценку событиям, опираясь на общедоступные фактические данные, которые в совокупности позволяют выстроить довольно стройную картину происходящего.

 


Акции «Ростелекома» могут подорожать на бирже, поскольку неопределенность относительно того, что будет с пакетом бумаг Е.Юрченко, постепенно развеивается. Помимо этого, инвесторы могут позитивно отреагировать на то, что в капитал компании инвестирует сам С.Керимов

 
История владения акциями «Ростелекома» началась для Е.Юрченко весной 2009 года, когда он, скупая довольно значимые блоки на открытом рынке, объяснял это желанием продемонстрировать инвесторам дочерних компаний «Связьинвеста», которому еще только предстояла реорганизация, что он как топ-менеджер госхолдинга готов принять на себя точно такие же риски «переходного периода». После того, как Е.Юрченко покинул пост гендиректора «Связьинвеста», он продолжил инвестировать в акции «Ростелекома», доведя свой пакет, как было отмечено ранее, до 6-8%.
Как сообщалось в некоторых российских бизнес-изданиях, первоначальные приобретения Е.Юрченко делал на собственные средства. Затем наращивал свой пакет за счет заемных средств, которые он получал под залог уже имевшихся у него акций. Падение котировок акций летом этого года привело к падению стоимости залоговых акций, что вызвало margin calls по ним. В данной ситуации у Е.Юрченко было два выбора: либо довнести средства в счет повышения залоговой стоимости, либо продать часть своего пакета. По всей видимости, по бумагам «Ростелекома» Е.Юрченко был перекредитован, и получить новые средства взаймы он не смог (или не захотел). Следовательно, он был вынужден начать продажу принадлежащих ему акций на открытом рынке. Поскольку его пакет был довольно весомым (Е.Юрченко по праву мог считаться одним из крупнейших миноритарных акционеров компании), то появление на рынке крупного продавца способствовало понижательному давлению на котировки ценных бумаг «Ростелекома». Это, на наш взгляд, наложилось на общерыночную неопределенность, под знаменем которой прошел практически весь 3 квартал этого года, и привело к падению рыночных котировок акций «Ростелекома» практически на 40%, что является одним из худших показателей для публичных российских компаний с большой капитализацией.
 
Реальная сумма сделки могла составить около $ 600 млн
 
Нам не известно, по каким ценам Е.Юрченко покупал и продавал свои акции, поэтому сделать однозначного вывода о том, извлек ли он прибыль или понес убытки, мы не можем. Однако мы не удивились бы, если узнали о том, что в финансовом плане инвестиции оказались не очень выгодными. При этом Е.Юрченко необходимо было погасить стоимость кредитов вместе с процентами, что, учитывая довольно существенные суммы, сделать довольно непросто. Возможно, все это и подвигло бывшего топ-менеджера «Связьинвеста» продать свои акции крупным блоком, т.е. найдя на них одного покупателя. И этим покупателем, как сообщается в прессе, стал ни кто иной, как Сулейман Керимов. Сам Е.Юрченко утверждает, что все еще остается акционером «Ростелекома», но сколько именно акций у него остается, он не сообщает. Что касается С.Керимова, то последний ситуацию не комментирует вообще, покупку акций у Е.Юрченко не подтверждает и не опровергает. Сумма сделки также остается неизвестной. Исходя из текущих рыночных котировок бумаги и среднего значения потенциального количества акций, принадлежавших Е.Юрченко до недавнего времени, она могла составить до $900 млн. Мы же считаем, что на деле мог иметь место 20-30%-ый дисконт, который, как мы полагаем, был бы вполне логичным, принимая во внимание потребность Е.Юрченко в ликвидных средствах и, возможно, непростую структуру владения акциями. Таким образом, реальная сумма сделки могла оказаться в районе $600 млн.

 


По всем признакам, покупка С.Керимовым акций «Ростелекома» является классической портфельной инвестицией, которая направлена на максимизацию прибыли. Другое дело, что время и характер выхода из этой инвестиции могут разниться

Миноритарии «Ростелекома» остались без моральной поддержки
 
Мы считаем, что для самой компании переход миноритарного пакета из одних рук в другие значит не столь уж и много, поскольку владение даже 10%-ым пакетом акций при наличии мажоритарного акционера (государство), которому принадлежит контрольный пакет, вовсе не гарантирует возможность принятия на собраниях акционеров ключевых или, по крайней мере, сколь-нибудь значимых решений. Реакция крупнейшего акционера «Ростелекома» пока неизвестна. Вероятнее всего, она, если вообще будет озвучена, будет весьма сдержанной, поскольку государство весьма лояльно относится к С. Керимову.
В отношении прочих миноритарных акционеров «Ростелекома» можно сказать, что на протяжении довольно долгого времени Е.Юрченко оставался гарантом их прав и даже после ухода со своего поста в компании он не утратил своей лояльности к рядовым инвесторам и, как мы полагаем, в случае необходимости мог выступить центром консолидации для мелких акционеров, которые хотят быть услышанными. Теперь же, после выхода Е.Юрченко из капитала «Ростелекома» миноритарные акционеры компании фактически лишаются моральной поддержки, поскольку представить себе ситуацию, при которой они обращаются за помощью к С.Керимову и получают от него поддержку, мы можем с трудом.
В краткосрочном плане, однако, акции компании могут подорожать на бирже, поскольку неопределенность относительно того, что будет с пакетом бумаг Е.Юрченко, постепенно развеивается. Помимо этого, инвесторы могут позитивно отреагировать на то, что в капитал компании инвестирует сам С.Керимов, который на рынке считается довольно сведущим и искушенным стратегическим инвестором.

Бывший и нынешний акционеры: чего ждать дальше
 
Возможно, мы повторимся, сказав, что продажа Е.Юрченко его пакета в «Ростелекоме» была отчасти вынужденной или, по меньшей мере, не лучшим вариантом выхода из инвестиции. Опытный управленец, эксперт высочайшего уровня в сфере телекоммуникаций, в будущем он без проблем сможет найти место, достойное себя. И, тем не менее, именно с телекоммуникациями связывается его имя в первую очередь, именно здесь его экспертиза наиболее сильна. Сам Е.Юрченко никак не мотивировал продажу акций «Ростелекома» и уж тем более не раскрывал своих планов на будущее. Единственное, что он сказал – это то, что он все еще остается акционером компании.
Если Е.Юрченко действительно сохранит за собой долю в компании, то мы не исключаем того, что после стабилизации ситуации на валютном рынке и рынках капитала и, как следствие, нормализации ситуации с кредитованием он вновь приступит к скупке акций. Мы также видим перспективы того, что Е.Юрченко со временем может возглавить один из инвестиционных фондов, основными направлениями инвестиций которого является сфера телекоммуникаций. Такой шаг представляется нам весьма логичным по крайней мере по двум причинам. Во-первых, в России помимо «Ростелекома» не так уж и много телекоммуникационных компаний, чьи акции обращались бы на бирже и обладали достаточной ликвидностью. Во-вторых, будучи ранее гендиректором «Свзязьинвеста», Е.Юрченко досконально знает ситуацию в компании и, как мы полагаем, до сих пор имеет доступ к ее менеджменту, что является весьма ценным качеством для управляющего активами.
Не исключено также и то, что после окончательного решения вопроса относительно судьбы самого «Свзьинвеста» Е.Юрченко так или иначе окажется задействованным в управлении «Ростелекомом». Хотя этот сценарий представляется нам менее вероятным, учитывая то, какой характер носила его отставка с поста главы госхолдинга.
 
 С.Керимов возвращается в сектор телекоммуникаций
 
По сути, покупка С.Керимовым акций «Ростелекома» является его второй попыткой закрепиться в телекоммуникационном секторе. Напомним, что ранее он владел компанией «Национальные телекоммуникации», но продал ее еще в 2008 г. До сих пор крупных вложений в сектор (за исключением блокирующего пакета акций Wimax-оператора Freshtel) у него не было, и акции «Ростелекома» являются его первой крупной инвестицией в сектор.
Что касается вероятных планов С.Керимова, то с ними, как нам представляется, несколько проще, чем с планами Е.Юрченко. По всем признакам, покупка им акций «Ростелекома» является классической портфельной инвестицией, которая направлена на максимизацию прибыли. Другое дело, что время и характер выхода из этой инвестиции могут разниться, начиная от перепродажи пакета уже в ближайшем будущем и заканчивая увеличением доли в компании и удержанием ее на довольно длительную перспективу с целью участия в какой-нибудь «очередной реформе» компании. Мы считаем, что в настоящее время делать какие-либо выводы еще рано, поскольку даже у самого С.Керимова может еще не быть четких планов относительно его последнего приобретения.
Мы описали наше видение ситуации с акциями Е.Юрченко. По меньшей мере, этот сценарий представляется нам наиболее логичным и связанным из тех, которые можно построить на основе обрывочных и зачастую противоречивых сведений, когда-либо опубликованных в СМИ. Истина нам неизвестна как в отношении деталей, так и в отношении генеральной линии развития событий. Действительно, если в качестве базы взять ту информацию, которая говорит о том, что Е.Юрченко уже давно продал подавляющую часть своих акций в результате margin calls, то текущая покупка С.Керимовым акций «Ростелекома» может выглядеть совершенно иначе. Например, он мог купить остатки пакета Е.Юрченко, а мог выкупить некогда принадлежавшие Е.Юрченко акции, которые по договорам залога отошли банкам. Существуют и другие сценарии, которые можно расписывать в деталях весьма долго. Всей правды мы не знаем. Будем надеяться на то, что со временем она все же выяснится.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов