2 ноября '11

Регулятор не намерен прислушиваться к рынку?


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Роскомнадзор приступил к работе над условиями конкурсов на получение лицензий для оказания услуг беспроводной связи LTE 

Люди опытные

Уже более восьми лет назад во время первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) эксперты ООН отметили, что уровень развитии любого государства находится в прямой зависимости от степени развития в нем телекоммуникаций, а степень эта, в свою очередь, прямо пропорциональна тому, насколько заинтересован во внедрении новых технологий связи отраслевой регулятор, то есть тем, насколько быстро и справедливо он принимает решения, утверждает стандарты, проводит конкурсы и, наконец, выдает лицензии для сетей новых связи.
Как известно, решение ГКРЧ поручающее Роскомнадзору организовать и провести конкурс на лицензии для LTE, состоялось 8 сентября. То есть у Роскомнадзора уже было вполне достаточно времени для того, чтобы начать разработку конкурсных условий. Тем более, что дело это для надзора - не новое, опыт имеется. На нашей памяти и конкурс на частоты 2300-2400 МГц, в котором 39 лотов из 40 выиграл Ростелеком, и конкурсы на частоты для GSM, где основным победителем вышла компания Tele2, и недавние конкурсы на частоты в диапазоне 3400-3600 МГц, где, как известно, львиная доля лотов досталась Транстелекому. Так что, несомненно, опыт в подготовке конкурсных условий у ведомства имеется. И опыт понятный. 

               Не ведаем, что творим

Любопытно, что Роскомнадзор, являющийся членом ГКРЧ, и обязанный выполнять решение Комиссии, вдруг заявляет журналистам, о том, что «неясно, какой частотный ресурс будет выставлен на конкурсы», и что для этого якобы требуются переговоры с Минобороны, которое опять-таки является членом все той же ГКРЧ и тоже ничего против решения Комиссии от 8 сентября не имело. Следовательно, согласно решению ГКРЧ № 11-12-02 от 08.09.2011 у Роскомнадзора есть прямое указание провести конкурс на четыре лота в полосах частот 791-821 МГц и 832-862 МГц, перечень которых четко сформулирован в Приложении 2 к этому решению и никакому пересмотру не подлежит. То есть никаких консультаций и переговоров с военными конкурсный процесс не требует. Люди в погонах все уже сказали на этот счет, проголосовав за решение ГКРЧ. И кивки в сторону силовиков могут говорить либо о невладении материалом, либо о желании затянуть процесс выдачи лицензий. Ни то, ни другое не красит уважаемое ведомство.

 


Роскомнадзор - формально- может и не учитывать ничего из того, что разработал «Консорциум 4G», но - по сути - он просто напишет тоже самое самостоятельно. Потому что разумный путь выбора наиболее оптимального оператора здесь только один. Все остальное - от лукавого

 
Идем в отказ
 
Что «не намерен использовать Роскомнадзор»? Может быть операторы разработали что-то на свой страх и риск? Нет. Они только сделали порученную им работу. Ведь именно ГКРЧ, имеющая по закону всю полноту полномочий в регулировании использования радиочастотного спектра, своим решением № 10-10-03-2 от 28 декабря 2010 года поручила операторам Большой четверки, помимо всего прочего, разработать предложения по конкурсным условиям для распределения лицензий LTE. Почему это поручение было внесено в решение Государственной комиссии? Ответ ясен. Отраслевой регулятор видит сложности на пути реализации такого непростого проекта и понимает, что без опыта, знаний и, что уж тут греха таить, денег частных компаний сети LTE в России вряд ли вообще смогут появиться. Считайте сами.
Условие задачи.
1)                 Военные официально заявили в свое время, что конверсия диапазона 800 МГц обойдется в 60 млрд рублей.
2)                 Из казны государевой на цели конверсии спектра ежегодно выделяется 1 млрд. плюс минус двести миллионов рублей.
Решение
Простой расчет показывает, что даже если все эти средства до копейки будут истрачены на диапазон LTE, то в лучшем случае государство сможет «зачистить» спектр лет эдак через полсотни.
Примечание. Что-то я очень сомневаюсь, что во второй половине 21-го века LTE еще будет кого-то интересовать.
 
К единой цели
 
На самом деле, конечно, описанная журналистом «непримиримая» позиция главы Роскомназора вряд ли именно такова, какой ее пытается нарисовать около-телекоммуникационная пресса, специализирующаяся на создании видимости противостояния регулятора и операторов. Но если бы желаемое на самом деле было бы действительным – разве увидело бы свет решение ГКРЧ от 8 сентября? Ведь, по большому счету, цель регулятора – обеспечить россиян качественной связью – ни в чем не противоречит целям операторов, которые эту связь и собираются предоставить. И, следовательно, конкурсные условия, которые выйдут из-под пера чиновников Роскомнадзора, также должны соответствовать этой же цели.

 


Бизнес LTE перестанет быть «нишевым» продуктом, актуальным только в рамках конвергенции с другими услугами и сервисами, и превратится в товар «массового» потребления

 
Предлагаю попытаться предсказать, что же может включить Роскомнадзор в условия конкурса, а затем понять, есть ли в желаниях регулятора что-то такое, что не устроило бы операторов. Это «упражнение» тем более интересно, что действующее отраслевое законодательство не регламентирует содержание и состав критериев оценки участников конкурсов на получение права предоставлять услуги связи.
Вместе с тем организатор торгов вряд ли сможет включить в конкурсную документацию некие «из головы выдуманные» критерии, ведь регулирование конкурсных правоотношений в нашей стране имеет и свои традиции, и свою судебную практику. Это значит, что, не имея соответствующего отраслевого законодательства, есть смысл пролистать законы, регламентирующие правоотношения, наиболее схожие с теми, что интересуют нас сегодня. На мой взгляд, таковым являются, например, правоотношения, определяющие правила размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
И это значит, что целесообразно прогноз наш основывать на требованиях  Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его п. 4.1. статьи 28 гласит:
«...Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе ... вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимися в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе...».
Значит, вполне разумно ожидать, что и наш отраслевой регулятор будет оценивать опыт (оказания услуг связи), наличие производственных мощностей и технологического оборудования (в нашем случае – объектов связи и соединительных линий), финансовых ресурсов и т.п. Вот и рассмотрим все это по порядку.

Кто может, и кто хочет
 
Нам, как будущим абонентам, очень важно, чтобы лицензии были выданы тем операторам, которые действительно способны запустить сети LTE-Advanced в обозримом будущем, и значит по итогам конкурса регулятор должен сумет отделить того, кто просто «хочет» захватить побольше спектра от тех, кто реально «может» его использовать нам во благо.
Опыт проведения конкурсов на частоты – как от российский, так и международный учит нас, что способность оператора быстро и качественно строить сети характеризуется
а) его финансовым положением и перспективой привлечения инвестиций, достаточных для реализации проекта
б) его умением создавать востребованные услуги связи в сетях связи новых технологий (в нашем случае LTE/ LTE-Advanced)
в) его возможностью обеспечить переход потребителей услуг связи, предлагаемых на рынке сегодня, к услугам связи новых технологий,
г) имеющимся у него потенциалом создания эффективной экономической модели бизнеса на основе уже развернутой сетевой инфраструктуры и активной абонентской базы
д) его возможностью обеспечить эффективное развитие сетей LTE-Advanced во всех субъектах РФ.
Понятно, что оценить наличие или отсутствие таких умений и возможностей у участников конкурса организатор торгов может только предположительно, используя некие объективные и количественно оцениваемые факторы (характеристики участника), которые наиболее вероятно находятся в причинно-следственной связи как с вышеописанными возможностями (способностями) оператора, так и с перспективой успешного создания и развития им сетей LTE-Advanced.

Причины и следствия
 
Что лежит в основе способности создавать услуги связи, которые будут экономически оправданы и массово востребованы? Конечно, опыт оказания услуг связи вообще. Причем не где-нибудь в тепличных условиях благополучной Швеции или законопослушной Германии, а на не всегда дружелюбных к оператору регуляторных просторах пост-советского пространства.
Именно опыт оказания услуг связи является предпосылкой существования у оператора возможности и способности как сформировать востребованные услуг связи LTE-Advanced, так и в полной мере обеспечить их развитие.
С этим разобрались. Идем дальше. Если внимательно посмотреть на экономические прогнозы развития модели бизнеса LTE-Advanced, можно увидеть, что бизнес этот предполагает глобальность обслуживания и массовость потребления. Следовательно, было бы совершенно обоснованным принять в качестве критерия не только опыт предоставления услуг вообще, но и опыт массового их предоставления. К примеру, опыт оператора, предоставляющего услуги  доступа в интернет двумстам абонентам в одном квартале «уездного города N», по всей видимости, говорит о том, что этот оператор способен создавать услуги связи, востребованные двумястами (ну, может быть немногим более) жителями этого самого города N, и, возможно, способен развивать свою сеть в его границах. Но вероятность того, что этот оператор будет иметь аналогичные возможности в других субъектах РФ и среди других слоев потребителей, чрезвычайно мала.
Поэтому, разумно предположить, что в конкурсных условиях будет установлены такие критерии как:
- минимальный порог объема абонентской базы участника конкурса;
- объем абонентской базы;
- количество субъектов РФ, на территории которых участник оказывает услуги связи.
С учетом технологических особенностей и возможностей, которые предоставляет стандарт, в конечном итоге на сетях связи LTE будут предоставляться практически все лицензируемые сегодня виды услуг связи или услуги, в той или иной мере схожие с ними по потребительским свойствам. Однако, опыт оказания различных услуг связи должен учитываться дифференцированно в зависимости от того, насколько близки услуги конкретного вида к основным услугам на сетях LTE /LTE-Advanced. При правильном подходе к этому вопросу, регулятор должен дать минимум баллов за опыт оказания услуг внутризоновой сети, и максимум - за опыт оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, так как их потребительские свойства первой чрезвычайно далеки от свойств услуг LTE, а второй - наиболее к ним близки.
Кроме того ясно, что наличие сетей связи в различных регионах страны и протяженность волоконно-оптических линий связи в этих сетях с большей вероятностью говорят о том, что участник конкурса имеет возможность создать экономически эффективную модель развития бизнеса по предоставлению услуг LTE, в том числе и за счет минимизации инвестиционных капитальных затрат на создание новой инфраструктуры.

А зачем вам LTE?
 
Исследования инвестиционной привлекательности и бизнес-модели развития сетей связи LTE/LTE-Advanced показали, что запуск сети связи LTE не повлечет за собой мгновенного массового перехода на услуги данной технологии. Прогнозируется, что развитие  этих услуг пойдет эволюционным путем, подразумевающим разумные темпы роста потребностей населения в новых услугах и переход от традиционных услуг связи существующих технологий к услугам и сервисам, которые могут быть предоставлены по технологии LTE-Advanced.
Дальнейшее развитие потребительской привлекательности услуг LTE неизбежно спровоцирует постепенный отказ потребителей от услуг связи существующих технологий в пользу услуг LTE-Advanced, и это процесс приведет к тому, что бизнес LTE перестанет быть «нишевым» продуктом, актуальным только в рамках конвергенции с другими услугами и сервисами, и превратится в «товар» массового потребления.
В этой связи чрезвычайно важно, чтобы регулятор сумел оценить участников конкурса с точки зрения наличия у них заинтересованности в запуске и развитии сети связи LTE-Advanced. Такая оценка, обычно, основывается на наличии объективных предпосылок возникновения этого интереса. Главной такой предпосылкой, наряду с существованием перечисленных нами выше возможностей и способностей, является то, что участник конкурса является действующим оператором связи, и прежде всего – оператором связи подвижной, Именно такой участник находится в «отправной точке» прогнозируемой эволюции услуг подвижной связи в услуги связи LTE-Advanced.
Подтверждением правильности данного суждения является и тот факт, что во всем мире вне зависимости от способа и механизмов выдачи лицензии на оказание услуг связи по технологии LTE-Advanced, лицензиатами стали компании – действующие операторы подвижной радиотелефонной связи и мобильного широкополосного доступа.
Как видим – по всем позициям то, что должен учитывать регулятор, в точности совпадает с чаяниями операторов. Так что, Роскомнадзор – формально – может и не учитывать ничего из того, что разработал «Консорциум», но - по сути – он просто напишет то же самое самостоятельно. Потому что разумный путь выбора наиболее оптимального оператора здесь только один. Все остальное – от лукавого.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов