31 октября '11

МТС на телекоммуникационном рынке Татарстана


Ирина Скворцова

ИК "Атон", аналитик

 Оператор приобрел крупного регионального игрока - ТВТ

 Консолидация на рынке ШПД идет довольно активными темпами уже давно, и многие аналитики предрекали снижение активности на рынке M&A в данном секторе, ввиду того, что крупные активы уже раскуплены. Однако в условиях кризиса 2008 года, когда крупные операторы снизили активность на рынке слияний и поглощений и снизили инвестиции в активную региональную экспансию, небольшие операторы активно наращивали свою долю на рынке. В результате сейчас пришла новая волна поглощений, но уже более мелких операторов.
В стратегию развития ШПД бизнеса крупных региональных игроков входит активное расширение присутствия на региональном рынке. Так очередной сделкой стала покупка компанией МТС оператора ТВТ.
 
Сделка по приобретению МТС ОАО «Телерадиокомпания ТВТ»
 
25 октября 2011 года компания МТС официально объявила о приобретении крупного регионального оператора в республике Татарстан компанию ОАО «Телерадиокомпания «ТВТ». МТС выкупили 100% Уставного оператора у компании «ТАИФ». Ранее в мае 2011 года МТС получили разрешение ФАС на приобретение данной компании, так что сделка не стала сюрпризом.
Кроме МТС, интерес к активу проявили «Билайн», «Мегафон», «Связьинвестнефтехим» и «Таттелеком», возможность данной сделки обсуждалась с конца 2010 года.

 


Основные риски для МТС - сделка не имеет поддержки местных властей. В апреле 2011 года Президент Татарстана Рустам Минниханов высказывал свое неодобрение продажи ТВТ федеральной компании 

 
ТВТ как актив
 
ТВТ является дочерней компанией группы компаний «ТАИФ» (ТАИФу принадлежит 45% акций).
Компания создана 24 сентября 1999 г, коммерческая эксплуатация сети ТВТ началась 19 ноября 2001 г. ОАО «ТРК «ТВТ» начинала свою деятельность с оказания услуг кабельного телевидения на территории Татарстана.
Сейчас сеть ТВТ оказывает более широкий спектр телекоммуникационных услуг, в которые входит:
- кабельное телевидение (аналоговое и цифровое);
- широкополосный доступ в Интернет (для физических и юридических лиц);
- аренда магистральных каналов связи;
- также ТВТ предоставляет в Казани услуги фиксированной телефонии, обслуживая 13% от общего числа абонентов фиксированной связи мегаполиса.
 
Рынок городской телефонной связи (2010 год)
Источник: Годовой отчет «Таттелекома»
 
Зоны охвата

ТВТ представлен в 15 городах республики, в том числе в трех крупнейших городах Республики Татарстан – Казани, Набережных Челнах и Альметьевске.
 

 


Проникновение на рынке ШПД в России составляет 34%. Ожидаем в ближайшие 3-5 лет увидеть продолжающийся рост проникновения. Мы планируем увидеть новые приобретения со стороны региональных операторов (особенно со стороны «Вымпелкома» и МТС)

Лидер на рынке кабельного ТВ в регионе
По данным МТС, в настоящий момент абонентская база кабельного ТВ компании составляет 500 тыс. человек, компания лидирует по данному показателю среди остальных операторов республики. Компания захватила 71% рынка кабельного ТВ в Казани, доля в Набережных Челнах составляет порядка 55%.
 
Сильные позиции на рынке ШПД
Монтированная емкость сетей ШПД составляет порядка 600 тыс. домохозяйств. По данным МТС, оператору принадлежит 13% рынка ШПД в Казани, доля в Набережных Челнах составляет 19,5%, а в Нижнекамске - 18,5%.
Уровень проникновения ШПД в Интернет на территории Республики Татарстан составляет 64,5%, что является достаточно высоким показателем, в целом по России этот уровень около 34%. Оператор является третьим по числу абонентов.
На конец 2010 г. в Татарстане насчитывалось 779 тыс. абонентов широкополосного доступа в Интернет, из них 557 тыс. абонентов по технологиям xDSL, Ethernet, Wi-Fi, WiMAX. Количество физических лиц-пользователей ШПД составило 527 тыс. абонентов.
 
Рынок широкополосного доступа в Интернет (2010 г)
Источник: Годовой отчет «Таттелекома»
 
Обширные магистральные сети
Также одним из конкурентных преимуществ ТВТ является его обширная магистральная сеть. ВОЛ ТВТ соединяет крупнейшие города Татарстана и позволяет организовать резервирование каналов связи, что является очень важным для федерального оператора. ТВТ предоставляет «последнюю милю» «Синтерре», «Ростелекому», «Транстелеком» и другим. В 2010 году от «магистральной деятельности» компания получила 153,7 млн руб. (12,3% от общего объема выручки).
 
Цена актива
 
Путь к продаже: акционеры ТВТ давно прощупывали рынок и готовились к продаже.
МТС давно присматривались к оператору. Еще в 2006 году ходили слухи, что к данному активу присматривается «Система» и была готова купить 45% оператора у компании ТАИФ. Тогда в СМИ фигурировала оценка компании в $40млн.
В начале 2007 года появилась информация о возможности объединения компанииОАО «Телерадиокомпания «ТВТ» с другим крупным оператором Татарстана – «Таттелекомом». Данная сделка активно поддерживалась местными властями. Предполагалось, что компании могут быть объединены посредством дополнительного выпуска акций. На тот момент стоимость всей компании оценивалась уже порядка $100 млн.
В результате компанию удалось продать МТС. Сумма сделки составила $162,87 млн. (без учета чистого долга $17,13 млн.), что составляет общую сумму порядка $180 млн. Известно, что группа ТАИФ первоначально предлагала ТВТ за $220 млн.
По данным «Спарка» на основе данных по РСБУ, выручка в 2010 году составляла 1 247 млн руб., OIBDA составила 506 млн руб., а чистая прибыль достигла 291,2 млн руб. Рентабельность компании по OIBDA составила 41%, что соответствует среднему уровню по компаниям фиксированной связи.
Данные финансовые результаты, предполагают оценку EV/OIBDA на уровне 10, мультипликатор P/E равен 16. «Ростелеком» в свое время приобрел НТК, ведущий кабельный оператор Москвы, с коэффициентом EV/EBITDA 12.
«Волгателеком» в мае 2010 года приобрела компанию «Телесет» (второго в республике оператора ШПД), на уровне 7,2 EV/EBITDA 2009 года.
С учетом того, что в настоящий момент больше крупных операторов, свободных к продаже на рынке Татарстана нет, считаем цену заплаченную МТС вполне адекватной.
 
Плюсы ОАО «Телерадиокомпания ТВТ» для МТС
  • Оператор занимает лидирующее положение на рынке кабельного ТВ Татарстана
  • Третье место на рынке ШПД
  • Оказывает услуги фиксированной связи (7% рынка городской телефонной связи)
  • Сильный игрок на корпоративном фронте
  • Имеет обширную магистральную сеть и волоконно-оптическую сеть (более 2 тыс. км по Татарстану).
Основной риски для МТС - сделка не имеет поддержки местных властей.
В апреле 2011 года Президент Татарстана Рустам Минниханов в интервью газеты Коммерсант, высказывал свое неодобрение продажи ТВТ федеральной компании, но последнее слово стоит за собственником.
Компания является как ТВ, кабельным оператором, также и ШПД, что является конкурентным преимуществом в настоящее время. Так как рынок платного ТВ показывает хорошие темпа роста.
Данная покупка вписывается в стратегию компании МТС, которая направлена на создание федерального интегрированного оператора.
 
Позиции и планы МТС на региональном рынке. Конкуренты
 
МТС занимает второе место по количеству абонентов в России. На его долю приходится 1,87 млн абонентов (доля 11%), но к оператору вплотную приближается «Вымпелком» с долей в 10%.
Если говорить о регионах, то там ситуация аналогичная. Лидером по количеству абонентов является «Ростелеком», МТС занимает второе место, «Вымпелком» – третье.
 
График распределение долей на рынке
Источник: AC&M Consulting, расчеты «Атона»
 
По данным компании AC&M consulting темп роста абонентской базы МТС заметно оставил от общего темпа роста рынка. Главным конкурентом оператора является компания «Ростелеком», у которой есть доступ к последней миле практически во всех регионах страны. Но в последнее время МТС также отстает и от главного конкурента – компании «Вымпелком».
Лидером рынка по числу чистых подключений во втором квартале 2011 г. оказался «Ростелеком» (на его долю пришлось 32% чистых подключений по России, по данным агентства AC&M Consulting). VimpelCom (13% общего числа подключений; 10% рынка) опередил МТС (7% чистых подключений; 11% рынка). Примерно 36% чистых подключений по России пришлось на долю небольших операторов. Их рыночная доля увеличилась с 24,8% в первом квартале года до 25,9% во втором квартале.
 
Количество чистых подключений абонентов (2 кв 2011, %)

Источник: AC&M Consulting, расчеты «Атона»
 
Количество чистых подключений абонентов (2011, чел)
Источник: AC&M Consulting, расчеты «Атона»
 
Особенности регионального рынка
 
Россия продолжает активно увеличивать количество абонентов. Драйвером роста выступают регионы, где проникновение пока серьезно отстает от Москвы.
По данным агентства AC&M-Consulting, число абонентов ШПД в России во втором уровень проникновения ШПД достиг 33,7%, увеличившись на 1,8 п.п. в квартальном сопоставлении. Самая хорошая динамика, как и прежде, наблюдалась в регионах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), где число подписчиков увеличилось на 6,5% в квартальном сопоставлении до 12,8 млн, а уровень проникновения ШПД составил 27,8% (+1,7 п. п. в квартальном сопоставлении).
Рост уровня проникновения ШПД в России вызван расширением этих услуг в регионах (на их долю пришлось 85% чистого количества подключений по России), где «Ростелеком» традиционно занимает лидирующее положение. У «Ростелекома» есть все шансы улучшить свою статистику благодаря переходу от технологий ADSL к FTTB (капиталовложения «Ростелекома» должны достичь своего максимального уровня в 2011-2012 гг.). Оператор планирует занять 50% рынка ШПД к 2015 г. (по прогнозам «Атона» - 48%) против 41% во втором квартале года. Напомним также, что «Ростелеком» нацелен на небольшие региональные сделки в области слияний и поглощений, а также на покупку «Башинформсвязи» и «Центрального Телеграфа» (Qwerty).
Проникновение на рынке ШПД в России составляет 34% (2 кв 11). Ожидаем в ближайшие 3-5 лет увидеть продолжающийся рост проникновения. Мы планируем увидеть новые приобретения со стороны региональных операторов (особенно со стороны «Вымпелкома» и МТС). Так как доля небольших операторов продолжает расти, что дает возможность для расширения сделок по слияниям и поглощениям.
Если говорить о рынке платного ТВ в России, то мы также ожидаем бурный рост и удвоение рынка в 2015 году. По оценкам «Ростелекома», рынок платного ТВ может достигнуть $2,65 млрд в 2015 году. При этом рынок традиционного кабельного ТВ вырастет до $1,23 млрд, IP TV до $324 млн.
Операторы начинают борьбу за этот рынок.
 
 
 
 
 
 
 
Уровень проникновения услуг ШПД в России, млн домохозяйств
 
мар.11
апр.11
май.11
июн.11
м/м
к/к
Россия
16,5
16,85
17,16
17,42
1,5%
5,6%
Проникновение, %
31,9
32,6
33,2
33,7
0,5 п.п.
1,8 п.п.
Москва
3,21
3,27
3,31
3,33
0,8%
3,7%
Проникновение, %
84,6
86,0
87,1
87,7
0,7 п.п.
3,2 п.п.
Санкт-Петербург
1,22
1,23
1,24
1,24
0,5%
1,6%
Проникновение, %
71,4
71,8
72,2
72,5
0,4 п.п.
1,1 п.п.
Регионы
12,06
12,35
12,62
12,84
1,8%
6,5%
Проникновение, %
26,1
26,7
27,3
27,8
0,5 п.п.
1,7 п.п.
Источники: ACM-Consulting, оценка Атона
 
 
 
 
 
 
 
Пятерка лидирующих операторов, млн абонентов
 
мар.11
апр.11
май.11
июн.11
м/м
к/к
Ростелеком
6,87
6,93
7,00
7,07
1,0%
2,8%
МТС
1,81
1,83
1,85
1,87
1,1%
3,4%
Vimpelcom
1,55
1,59
1,63
1,67
2,3%
7,9%
ЭР-Teлеком
1,46
1,49
1,52
1,55
2,0%
5,9%
AKAДO
0,73
0,74
0,75
0,75
1,2%
3,3%
Источники: ACM-Consulting, оценка Атона

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов