27 октября '11
Россия намерена помочь другим странам в создании электронного правительства
Глава Минкомсвязи России Игорь Щеголев в ходе выставки ITU Telecom World в Женеве заявил о планах России оказать другим странам помощь в работе над технологиями предоставления электронных услуг и создания системы электронного правительства. Предполагается, что эксклюзивный на сегодняшний день продукт (программные разработки на базе облачных технологий) может быть интересен развивающимся странам, страны СНГ. Речь идет об опыте, полученном «Ростелекомом» (на который и ляжет реализация инициативы) и возможности оказания консалтинговых услуг и помощи в разработке проектов, а не о продаже готовой модели российского электронного правительства.
Правами на компоненты электронного правительства владеет государство и ОАО «Ростелеком», который является единственным исполнителем по строительству системы.
Инвестиции в создание электронного правительства, включая портал госуслуг и систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), составили $150 млн, из которых $60 млн – государственные, остальные – частные. В 2011 году инвестиции в проект «электронного строительства» запланированы на уровне 2,5 млрд руб, из которых 1,5 млрд руб планирует вложить «Ростелеком».
В экспертном сообществе инициативу, озвученную И.Щеголевым, восприняли по-разному. Одни считают ее более чем сюрреалистичной, другие объяснить ее стремлением регулятора улучшить имидж государства за рубежом за счет демонстрации технологических достижений и оправдать в какой-то степени модернизационную политику. Вопрос цены, по мнению экспертов, находится в данном случае на втором плане.
Аналитики считают, что серьезным препятствием при «экспорте электронного правительства», как выразился Шеголев, в другие страны может стать страновая специфика, в частности отличия в законодательстве. Кроме того, на текущий момент нерешенными остаются вопросы относительно того, каким образом будет осуществляться продажа и оценка экспортируемого продукта.
Что касается оценки эффективности проекта «электронного правительства», профессионалы говорят о преждевременности выводов, так как проект находится на стадии «обкатки». Об успешности программы можно будет судить по тому, какой процент населения будет пользоваться предоставляемыми услугами. Кроме этого отмечаются некоторые недостатки системы – это, в первую очередь, бюрократические барьеры и технические сложности, в частности недостаточный уровень проникновения ШПД в отдаленных от центра районах.
Эксклюзивные комментарии:
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Идея г-на Щеголева продать наработки в области создания электронного правительства удовлетворяет, по всей видимости, двум ключевым целям: это, во-первых, конечно же, попросту заработать денег, отбив тем самым часть уже осуществленных капзатрат; во-вторых, экспорт российской IT-разработки подобного уровня очень благотворно скажется на имидже страны, в первую очередь в свете президентского курса на инновации. Тем не менее, стоит отметить, что форма продажи, также как и оценка продаваемых активов пока вызывают массу вопросов. Тем интереснее будет следить за дальнейшим развитием ситуации».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«На мой взгляд, данная инициатива Минкомсвязи продиктована необходимостью повышения интереса к России со стороны мирового сообщества и роста ее политического влияния на международной арене. С другой стороны можно предположить, что Россия таким образом пытается зарекомендовать себя как развитая в технологическом плане страна, что, в принципе, должно являться отражением успехов на пути проводимой модернизации. Денежные вопросы, как мне представляется, не стоят здесь на первом плане, это исключительно дело престижа. «Ростелекому» во всей этой инициативе отводится ключевая роль. Именно силами компании планируется осуществлять работы по проекту. «Ростелеком» же был выбран в качестве основного исполнителя по двум причинам. Во-первых, он обладает необходимой для этого инфраструктурой и ресурсами и, во-вторых, является подконтрольной государству структурой. На текущий момент «электронное правительство» только еще находится на стадии обкатки, и об окончательных результатах говорить пока еще рано. На мой взгляд, ключевым фактором, по которому можно будет судить об успехах проекта - это то, какая часть населения реально пользуется услугами «электронного правительства». К недостаткам системы можно отнести сложность (как в бюрократическом, так и техническом планах) регистрации на сайте и получения необходимых услуг, что идет вкупе с не всегда достаточным уровнем проникновения ШПД, особенно в сельской местности».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Очевидно одна из целей инициативы Щеголева по «экспорту электронного правительства» хотя бы частично окупить затраты на создание системы. Результат, скорее всего, будет нулевой, так как система документооборота в госорганах в других странах может существенно отличаться от российской. Если что-то получиться, «Ростелеком» может выступать в качестве исполнителя данного проекта. Говорить о результатах электронного правительства слишком рано, так же нет каких-то критериев оценки эффективности работы системы. О недостатках системы судить пока трудно».