19 октября '11

Перспективы российского рынка MVNO


Виталий Солонин

J'son & Partners, руководитель департамента беспроводных технологий

 Проект Ассоциации виртуальных операторов

При благоприятном стечении обстоятельств создаваемая в России Ассоциация виртуальных операторов вкупе с раздачей номерной емкости может  инициировать оживление застоявшегося рынка MVNO. Ситуацию, при которой сотовая связь монополизирована несколькими крупными игроками, в то время как в других странах действуют десятки виртуальных операторов, занимающие существенную долю рынка, трудно назвать нормальной.

Цели и участники проекта

В первой половине октября 2011 года стало известно о создании Ассоциации виртуальных операторов. На тот момент оформлялся учредительный договор для регистрации Ассоциации; ожидалось, что на подписание необходимых документов уйдет примерно две недели, после чего документы на регистрацию должны поступить в соответствующие органы.
Этот проект инициировала компания «Народный мобильный телефон» (НМТ) (см. справку о компании), генеральный директор которой Владимир Шульга известен как один из апологетов рынка MVNOв России. Предполагается, что учредителями Ассоциации на начальном этапе станут шесть компаний, имена которых не называются. При этом известно, что в их число не входят операторы «большой тройки» и «Скай Линк», который развивает MVNO-проекты в рамках интеграции в объединенный «Ростелеком». Можно предположить, что в Ассоциацию, прежде всего, войдут операторы «Нижегородская сотовая связь» (НСС) и «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ), поскольку эти компании давали свое предварительное согласие на вступление в Ассоциацию и поддержку проекта в августе этого года, когда впервые стало известно об этой инициативе НМТ.

 


Отсутствие операторов «большой тройки» в Ассоциации несет для них определенные риски. Они, как минимум, не будут владеть информацией о том, какие решения готовятся внутри этой структуры, и спрогнозировать, как эти решения могут повлиять на расклад сил

 
Основная цель Ассоциации – защита интересов виртуальных операторов, которые долгое время фактически работали вне правового поля, а до последнего времени не имели возможности получить номерную емкость, необходимую для запуска сети и начала оказания услуг. Ассоциация, в частности, собирается «проводить политику освоения 3G-технологии виртуальными операторами», выработать единую политику всеми MVNO, а также лоббировать принятие решений, которые бы создавали недискриминационные условия для работы виртуальных операторов на телекоммуникационном рынке России.

Сотовики против?
 
Причины отсутствия среди участников Ассоциации операторов «большой тройки» связаны, по-видимому, с тем, что виртуальные и базовые операторы по-прежнему считают себя по разные стороны баррикад. Изначально «большая тройка» настороженно относилась к MVNOкак потенциальным конкурентам, которые, не имея частот и базовых станций, претендуют на определенную долю рынка. Поэтому самые крупные MVNO-проекты, как правило, создавались между родственными компаниями («Скай Линк» и «Ростелеком») или представляли собой своего рода экспериментальные проекты самих базовых операторов (например, «Просто для общения» компании «Мегафон»). В этом случае, очевидно, базовый оператор получает практически полный контроль над MVNOи денежными потоками.

 


Несмотря на то, что в России в настоящее время действует не менее десятка проектов, которые можно охарактеризовать как pre-MVNO, выдано более 70 MVNO-лицензий, рынок виртуальных операторов в России до сих пор не сложился

 
Впрочем, судя по информации из открытых источников, «Вымпелком» и «Мегафон», в принципе, готовы обсудить вопрос участия в Ассоциации.
Следует отметить, что отсутствие операторов «большой тройки» в Ассоциации несет для них определенные риски. Они, как минимум, не будут владеть информацией о том, какие решения готовятся внутри этой структуры, и спрогнозировать, как эти решения могут повлиять на расклад сил. В частности, MVNO могут «продавить» на законодательном уровне требование об обязательном подключении виртуальных операторов к сетям базовых операторов. В этом случае никакие отговорки «большой тройки» о том, что их сети перегружены, а MVNO-проекты не представляют для них интереса по тем или иным причинам, не помогут.
Таким образом, участвуя в Ассоциации, сотовые операторы могут, как минимум, быть в курсе того, что происходит внутри этой структуры и иметь возможность защищать свои интересы.

Ожидания и прогнозы, возможное влияние проекта на рынок MVNO
 
Итак, участие в Ассоциации должно быть выгодно всем участникам сотового рынка - не только MVNO, но и базовым мобильным операторам. Присутствие в Ассоциации как можно большего числа игроков позволило бы сбалансировать их интересы, и это стоит рассматривать как движение в сторону цивилизованного рынка. В целом создание такой структуры – это новое явление для российского рынка сотовой связи, которое могло бы путем переговоров между его участниками прийти к пониманию того, как базовые и виртуальные операторы могли бы сосуществовать в рамках единого телеком-пространства.
В данном случае можно смоделировать три основных варианта развития событий, которые могут сочетаться между собой в различных комбинациях.
Первый вариант (пессимистический). Количество участников Ассоциации будет ограничено несколькими участниками; крупные базовые операторы не войдут в ее состав, компании – MVNOне смогут эффективно защищать свои интересы, а рынок виртуальных операторов по-прежнему будет узким и закрытым для появления новых игроков и реализации интересных проектов. Проникновение рынка MVNOпо абонентской базе останется примерно на сегодняшнем уровне - не более 1%.
Второй вариант (базовый). В состав Ассоциации войдут не менее десяти обладателей MVNO-лицензий, и как минимум один-два крупных сотовых оператора. Членам Ассоциации удастся договориться между собой по большинству принципиальных вопросов о том, в каком направлении должен развиваться рынок MVNOв России, какие бизнес-идеи взаимовыгодны его участникам, какая законодательная база необходима для более динамичного развития рынка и пр. Проникновение рынка MVNOпо абонентской базе в ближайшие 2-3 года вырастет до 2-3%.
Третий вариант (оптимистический). В состав Ассоциации войдут не только большое число потенциальных MVNO, но и все основные операторы сотовой связи («большая тройка», «Ростелеком»/ «Скай Линк» и пр.). Ассоциации удастся выработать «правила игры», которые найдут у участников рынка понимание по большинству принципиальных вопросов о том, как должен развиваться рынок MVNOв России, и какова роль в нем участников – базовых и виртуальных операторов, таких структур как MVNEи MVNA, реселлеров, регулирующих структур и пр. Проникновение рынка MVNOпо абонентской базе в ближайшие 2-3 года вырастет до 4-5%. Виртуальные операторы смогут предоставлять не только базовые услуги (голос, SMS), но и сервисы на основе высокоскоростных сетей третьего и четвертого поколения (LTE). 

Тенденции MVNO-рынка
 
Официально рынок MVNOв России стартовал в конце мая 2009 года, когда Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) начала выдавать соответствующие лицензии. До этого времени ряд операторов де-факто работали как виртуальные операторы, но предпочитали называть эту услугу FMC (Fixed Mobile Convergence). При этом они действовали не как самостоятельные операторы-лицензиаты, а как агенты базовых сотовых операторов, реселлеры.
Несмотря на то, что в России в настоящее время действует не менее десятка проектов, которые можно охарактеризовать как pre-MVNO («Просто для общения», «MatrixMobile», «Баzа», «Smart Mobile», «Алло Инкогнито», «Корполинк», «А-Мобайл», «Мобайл.МТТ», «Плюс Один», «Аллё», «Домолинк – MOBI» и др.), выдано более 70 MVNO-лицензий, рынок виртуальных операторов в России до сих пор не сложился. По оценке J’son & PartnersConsulting, к концу 2010 года в России насчитывалось не более 1 млн «виртуальных» абонентов (совокупная доля - менее 1%), причем более половины из них приходилось на проект «Просто для общения», который был запущен ОАО «Мегафон» весной 2009 года. С замораживанием рекламных бюджетов и изменением тарифной политики, рост числа абонентов «Просто» прекратился, а вместе с этим – и рост рынка MVNO в целом.
Между тем, в развитых странах MVNOзанимают существенную долю рынка. Например, во Франции за первый квартал 2011 года виртуальным операторам удалось привлечь 570 тыс. новых абонентов, в результате чего их рыночная доля на рынке мобильной свзяи увеличилась с 7,5% до 8,4%. При этом в новых подключениях доля MVNOувеличилась еще больше - с 9,9% до 16,2% (контрактные абоненты) и с 22,4% до 29,4% (prepaid-абоненты). В Нидерландах к концу первого квартала 2011 года количество абонентов виртуальных операторов выросло до 6,6 млн, что составляет почти одну треть (32,8%) рынка мобильной связи.
Можно выделить несколько основных причин стагнации рынка MVNOв России:
  • Невозможность до последнего времени получения номерной емкости виртуальными операторами, без которой предоставление услуг связи по модели Full MVNO (полноценные виртуальные операторы (FullMVNO), так же как и «легкие» MVNO (LightMVNO) оказывают услуги под собственным брендом, определяют тарифы и маркетинговую стратегию, но, в отличие от последних, имеют собственную номерную емкость, биллинговую систему, то есть фактически имеют собственных абонентов) нелегитимно;
  • Отсутствие заинтересованности крупнейших операторов мобильной связи к MVNO-проектам из-за отсутствия, по их мнению, коммерчески интересных предложений;
  • Недостаток интересных маркетинговых идей, ради которых люди стали бы активнее подключаться к «легким» MVNO;
  • Отсутствие требования, закрепленного в законодательстве, которое бы обязывало доминирующих сотовых операторов предоставлять свои сети сторонним компаниям для оказания услуг.
Основными драйверами рынка MVNOв России в ближайшей перспективе, по мнению J’son & PartnersConsulting, станут выдача виртуальным операторам номерной емкости и создание Ассоциации MVNO.
В конце сентября 2011 г. Минюст утвердил долгожданный приказ Минкомсвязи о распределении телефонной нумерации в негеографических федеральных кодах (DEF-коды) для виртуальных операторов, позволяющий последним легально оказывать услуги. Коды DEF=958, 959, 990 назначены для сетей подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи (MVNO). DEF=941 достался проекту «ЭРА-ГЛОНАСС».

Справка

ООО «Народный мобильный телефон» (НМТ) - оператор связи, создан в 2004 году при участии правительства Москвы. По данным «Спарк», 100% акций НТМ принадлежит зарегистрированной в Лондоне частной компании с ограниченной ответственностью «Народный мобильный телефон интернешнл». В мае 2009 года НМТ получил первую в стране лицензию MVNO на 17 регионов России, включая Москву и Московскую область. Однако из-за отсутствия номерной емкости НМТ и другие обладатели лицензий не могли использовать модель виртуальных операторов больше двух лет. Только в конце сентября 2011 года Минюст утвердил приказ Минкомсвязи о распределении нумерации для MVNO в DEF-кодах.

 






мобильный шиномонтаж круглосуточно на западе.

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов