5 октября '11
Стоила ли «овчинка» выделки
Wind Telecomunicazioni выиграла частоты 800 МГц для 4G
На прошлой неделе были официально объявлены итоги очередного частотного аукциона, победители которого получат лицензии на создание сетей связи четвертого поколения.
К сожалению, это произошло не в России. У нас такие конкурсы, как ожидается, будут проведены до 1 февраля 2012 года. Но наши операторы выиграют не частоты – вернее – не совсем частоты. А лишь право профинансировать их конверсию. Неизвестно, во сколько обойдется участникам рынка само участие в конкурсе. Но уже подсчитано, что за конверсию только диапазона 800 МГц, они заплатят от 60 млрд рублей (цифра, названная официальными представителями Минобороны год назад) до 200 млрд рублей (эта цифра была озвучена примерно за месяц до исторического решения ГКРЧ о частотах для LTE). На фоне этих головокружительных цифр сумма в 977 млн евро, в которые оценены LTE частоты в Италии, кажется просто смехотворной. Но не стоит поддаваться магии больших цифр.
В то время, как и Европа и Америка поступательно движутся к современной связи, мы ждем, когда военные наконец начнут исполнять Международный Регламент радиосвязи, и вынуждены платить за связь несравнимо больше, чем жители Европы. И дело тут не в жадности сотовиков, на которую так модно стало ссылаться в последнее время. Многим из нас неизвестно, что в Российском регуляторном поле телекоммуникаций каждое частотное назначение фактически обложено двойным тарифом – оператор плати т за расчеты электромагнитной совместимости (ЭМС) и с гражданскими, и с военным радиосредствами. А в будущем году эта плата возрастет еще примерно вдвое – так как в дополнение к повышению цены расчетов ЭМС оператора ждет и новый «вмененный налог» - плата за спектр.
Сотовая связь vs телевидение
Лично меня очень радует тот факт, что вот уже и Италия осознала, что частоты в диапазоне 800 МГц слишком ценны для того, чтобы отдавать их телевизионщикам. Тем более, что у последних все более и более отчетливо видны проблемы с поисками и созданием привлекательного контента. Уже нечем «накормить» то огромное число ТВ каналов, которые совершенно бесполезно «греют эфир», так как их некому смотреть. В то же время некоторые дальновидные сотовики загодя побеспокоились о создании специального мелкоформатного контента, который было бы удобно просматривать на экранах мобильных телефоном – веселые мультики, коротенькие скетчи, музыкальные клипы.. Да и популярные среди молодежи сетевые онлайн-игры все чаще в обязательном порядке имеют и мобильную платформу. Чтобы, стоя в извечных московских автомобильных пробках, абоненты не теряли зря времени, а генерировали бы мобильный трафик, сражаясь с виртуальными монстрами или раскапывая сокровища где-нибудь в Песках времени….
Наши за границей
«Вымпелком» – не первый российской оператор, стремящийся построить сети нового поколения за рубежами нашей необъятной Родины. Как известно, МТС уже занимается этим же в Армении и Узбекистане. Что же касается России, то попытки создать опытную сеть LTE для Сочинской Олимпиады 2014 года активно предпринимает «Мегафон», являющийся генеральным партнером Олимпийского комитета Сочи-2014. Однако, наш телекоммуникационный регулятор выдает разрешения неохотно, и, как кажется специально отыскивает бюрократические зацепки для того, чтобы к 2014 году сеть LTE в Сочи бы не заработала.
|
Для выплаты по долгам своих новоявленных «дочек» Vimpelcom залезает в новые долги, которые наслаиваются на старые, создавая эдакое долговое пике, из которого никакое LTE выбираться не поможет |
|
В этом вопросе, Италия явно опережает Россию. Пока российские коллеги итальянской дочки «Билайн» только еще готовятся к конкурсам и к последующей позиционной войне с военными специалистами в области использования радиочастот, итальянская Wind Telecomunicazioni может начинать строительство базовых станций. Но – еще не завтра.
Что купил Wind?
По итогам аукциона регулятор электросвязи Италии разрешил Wind Telecomunicazioni использовать два блока частот в диапазоне 800 МГц по 5+5 МГц каждый и четыре аналогичных блока в диапазоне 2500-2700 МГц. Оба решения о выделении частот действительны до 2029 года. Но начало использования этих диапазонов не совпадает. Если частоты в диапазоне 2600 МГц доступны для LTE уже сегодня, то частоты диапазона 800 МГц до 2013 года вряд ли освободятся.
|
Нынешняя сделка, вероятно, также существенно осложнит финансовое положение Vimpelcom, как и ставшая уже историей покупка Голдена |
|
Как и в России, эти частоты в Италии заняты. Заняты, несмотря на то, что в Европе ни один самолет не летает по разработанным и произведенным еще во времена СССР системам ближней навигации и посадки РСБН/ПРМГ. Конечно же, в Италии этот участок спектра занимают вовсе не оборонные радиоэлектронные средства, с которыми из года в год мучаются российские операторы сотовой связи. У берегов Средиземного моря на этих частотах активно работают итальянские телевещатели. И выключат они аналоговые каналы не раньше полного и окончательного перехода страны на цифровое телевидение, который запланирован, как известно, на конец 2012 г. Остается надеяться, что эти планы не изменятся, как это было в США в феврале 2009-го, когда запланированное повсеместное отключении аналоговых ТВ передатчиков было сорвано из-за того, что население страны, не пожелало вовремя купить субсидированные государством цифровые приставки.
Любопытно, что VimprlCom, скорее всего не будет помогать телевизионщикам покинуть диапазон, так как такая задержка сроков компанию вполне устраивает, ведь для реализации планов по развитию LTE этому и без того уже перекредитованному оператору придется еще больше залезть в долги. Так что никакого «блиц-крига» ожидать не следует. Сеть, по всей видимости, будет строиться без какой-либо спешки, так чтобы не было необходимости инвестировать в 4G сразу и много.
Дела частотные
Как и их коллеги в России, итальянцы планируют строить сети LTE сразу в нескольких диапазонах. В более высоком 2500-2700 МГц, где можно создавать высокоскоростные сети LTE с небольшими зонами обслуживания базовых станций (преимущественно в городах и промышленно-деловых центрах), и в более низком 700-800 МГц, где можно получить высокое качество связи, как для больших малонаселенных территорий, так и в помещениях. О последнем редко вспоминают, но именно тот факт, что радиоволны на частотах 2 ГГц и выше недопустимо сильно затухают, проходя сквозь стены и межэтажные перекрытия, не позволяет экономически эффективно обеспечивать хорошее качество связи, как в сетях 3G-UMTS, так и в сетях подвижного WiMAX. Поэтому конкурентной «фишкой» LTE относительно 3G/UMTS, помимо большей эффективности антенных технологий и протоколов передачи, можно считать и присущее стандарту «двухдиапазонное» (а в идеале – многодиапазонное) структурирование сетей.
Где деньги?
По странным причинам, различные СМИ приводят несколько отличающиеся друг от друга данные о цене на спектр, который достался на аукционе в Италии компании Wind Telecomunicazioni. Найти первоисточник мне также не удалось, так что разбирать цены до копеек и центов не буду. К тому же, думаю, что когда цена сделки близка к миллиарду евро, погрешность в несколько миллионов уже может считаться незначительной. Но, тем не менее, их надо откуда-то взять? Интересно, откуда их возьмет Wind? Больше половины от суммы сделки - порядка 680 млн евро победитель Wind должен внести в течение 30 дней с момента оглашения результатов аукциона – то есть вот уже через пару недель, а все, что остается – равномерно выплачивать в течение следующих пяти лет. При этом, для выплаты большей части первого платежа Wind берет консолидированный кредит на 600 млн евро сразу в нескольких международных банках. И этот заем, конечно же, не уменьшит и без того значительного долга группы VimpelCom.
После покупки у Савириса его телекоммуникационных активов группа Vimpelсom поднялась на шестое место в мире по общему числу абонентов мобильной связи. Сегодня это порядка 180 миллионов пользователей. Стоила ли эта «овчинка» той выделки, которую пришлось оплатить? Ведь в обмен Савирис получил деньги и акции группы Vimpelcom, а сам Vimpelcom заимел в дополнение к своим обязательствам еще и долги компаний Савириса. Откуда деньги? Они опять заемные – ведь для выплаты по долгам своих новоявленных «дочек» Vimpelсom залезает в новые долги, которые наслаиваются на старые, создавая эдакое долговое пике, из которого никакое LTE выбираться не поможет.
Известно, что после покупки у египетского миллиардера Н.Савириса его долей в нескольких сотовых компаниях и 100% итальянского оператора Wind Telecomunicazioni (сделка завершена 15 апреля 2011), размер общего долга VimpelCom увеличился вчетверо, причем около 15% общего долга составляют долги самой купленной компании Wind Telecomunicazioni. После того, как это присоединение было завершено, и результаты Wind Telecomunicazioni стали учитываться в финансовой отчетности компании VimpelCom, чистая прибыль по US GAAP (за II квартал 2011 года)снизилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
О прошлом и будущем
Интересно, что подобная ситуация для «Вымпелкома» – не в новинку. Несколько лет назад мы уже вдели очень похожий сценарий, когда оператор залез в долги только для того, чтобы купить компанию Golden Telecom, которая сама на тот момент была в долгу как в шелку, а прибыли ее беспроводные проекты практически не приносили. Помнится, «Голден» был тогда куплен на самом пике ажиотажно накрученной стоимости – непосредственно перед присной памяти экономическим кризисом 2008 года, когда мыльные пузыри телекоммуникационных миражей пузырились наиболее сильно.
Нынешняя сделка, вероятно, также существенно осложнит финансовое положение Vimpelcom, как и ставшая уже историей покупка Голдена. Жаль, что мы так и не научились учиться на ошибках других. А ведь в то время тогдашний гендиректор «Вымпелкома» даже выступал с «крамольной» идеей оставить акционеров без дивидендов, сконцентрировавшись на выплате долгов. Что конечно ни разу не понравилось акционерам. Не повторится ли та же ситуация сегодня, но уже на новом витке диалектической спирали, которая сжимается все туже и туже?
Станет ли перспектива выхода на рынок связи LTE спасательным кругом для компании? Или только еще более нагрузит и так перегруженный долгами бизнес-корабль? Удастся ли построить сети? Да и собираются ли их строить? Или ситуация в Италии является калькой частотной лихорадки России 2009 года, когда многим казалось, что спектр является таким же доходным вложением денег, как золото или недвижимость? Есть ли вероятность того, что аукцион выигран лишь с целью переуступки права на частоты другому – более богатому – оператору?
Современная история телекоммуникаций показывает, что ни одной опции не стоит исключать из рассмотрения. Давайте подождем развития событий. Тем более, что ждать осталось уже недолго. Следующий акт спектакля под названием «LTE» произойдет, скорее всего, в России в начале следующего года.