21 сентября '11

Телеком всея Руси


Никита Егоров

"Сумма-телеком", пресс-секретарь

 

«Ростелеком» приобрел ЗАО «Волгоград-GSM» и ЗАО «Оренбург-GSM»
 
Главный ньюсмейкер первой сентябрьской недели - ОАО «Ростелеком». Теперь крупнейшему активу «Связьинвеста» полностью принадлежат еще два региональных сотовых оператора - ЗАО «Волгоград-GSM» и ЗАО «Оренбург-GSM».
5 августа 2011 года внеочередное собрание акционеров ОАО «СМАРТС» единогласно одобрило некую «крупную сделку». Месяц спустя, стали известны предмет сделки - 50% акций ЗАО «Волгоград-GSM» и 49% акций ЗАО «Оренбург-GSM», а также покупатель. ОАО «Ростелеком», которому уже принадлежит 50% ценных бумаг поволжского сотового оператора и 51% - уральского, приобрело оставшиеся акции в общей сложности за 2 млрд 437 млн рублей. 
ЗАО «Волгоград-GSM» - весомый игрок на рынке связи своего региона. С 885 тысячами мобильных абонентов в Волгограде и области (сеть оператора покрывает все 33 района) и предложениями фиксированного ШПД экс-актив ОАО «СМАРТС» успешно конкурирует с «большой тройкой». 50% акций ЗАО «Волгоград-GSM» обошлись «Ростелекому» в 2 млрд 322 млн рублей - продажная стоимость компании была оценена в 6,5 EBITDA. Это сравнительно недорого для оператора с чистой прибылью 403 млн рублей и общей выручкой в 1,7 млрд: в самом пессимистическом варианте приобретение окупится за 5-6 лет.
ЗАО «Оренбург-GSM», напротив, невелико. Несмотря на полное покрытие Оренбурга и Оренбургской области, доля компании на рынке региона не превышает 6% и практически не растет последние 3 года.

 


Велика вероятность, что «Ростелеком» повторит попытку купить ОАО «СМАРТС» полностью. Правда, здесь сыграют роль финансовые итоги 2011 года. Если нынешняя положительная динамика сойдет на нет, «Ростелком» снова выдвенет свое предложение

 

В 2009 году «Связьинвест» через дочернее ЗАО «Волгателеком» уже предпринимал попытки купить «Оренбург-GSM». Не сошлись в цене: «СМАРТС» предлагал свою долю оренбургского сотового оператора в $20 млн долларов, но совет директоров «Волгателекома» счел стоимость завышенной. Немудрено, если учесть, что продавец и сам признал актив неэффективным: «Мы ничем покупателя не пугали. Мы практически никогда не получали от этого актива дохода, разве что в виде капитализации. Так уж лучше получить за него какие-то средства на развитие или погашение долгов, чем не иметь ничего» - процитировал «Коммерсантъ» слова генерального директора ОАО «СМАРТС» Андрея Гирева.

Условия, на которых сделка была-таки заключена, подтвердили правоту «Волгателекома». Финальная цена 49% акций уральского оператора - 115,6 млн рублей, в пять раз меньше, чем предлагал «СМАРТС» в 2009. Могла быть и того ниже: EBITDA «Оренбург-GSM» в 2010 году составил 32,5 млн. рублей, и следовательно, сумма сделки рассчитана исходя из 7,3xEBITDA, хотя среднерыночный мультипликатор для таких покупок сейчас начинается от 6.
В отличие от «Волгоград-GSM», оренбургский сотовый оператор не подходит на роль генератора денежного потока - чистая прибыль ЗАО «Оренбург-GSM» в 2010 году не превысила 217 млн рублей, а прибыль составила всего 3 миллиона.

 


ОАО «СМАРТС» будет снова пытаться продать все свои активы - в ситуации долгоиграющего конфликта между акционерами нет ничего, чтобы больше напоминало взаимовыгодное решение

 
Проблемы с прибылью у «Оренбург-GSM» не в последнюю очередь связаны со структурой управления: и президент «Ростелекома», и генеральный директор ОАО «СМАРТС» в разговоре с журналистами признали, что наличие одного полноправного собственника упростит руководство компанией. Более того, в июльском интервью журналу «Маркер» Андрей Гирев упомянул, что решению о продаже акций оренбургского оператора предшествовали неудачные переговоры о покупке того пакета в 51% акций, который уже был у «Ростелекома» на тот момент.
Впрочем, вряд ли главная цель последних приобретений «Ростелекома» - моментальное увеличение прибыли. Гораздо важнее лицензии на мобильную связь, GSM-инфраструктура и доля рынка: лицензирование в регионах, реализация лицензионных требований «в железе» и уж тем более выход на региональный рынок потребовало бы значительно больших затрат и затянулось бы на несколько лет. Конечно, в Волгограде у «Ростелекома» есть дочерний «Скай Линк», но реализовывать на его базе 3G (благо лицензии на частоты 2100-2300 Мгц у компании есть) означало бы ввязываться в конкурентную борьбу с другими резидентами региона, не имея на стартовом этапе значимых преимуществ.
Лицензии на GSM в волгоградской и оренбургской областях - последнее, что требовалось «Ростелекому», чтобы охватить сетью этого стандарта Поволжье, и Урал: остальную территорию региона покрывают полностью принадлежащие «Связьинвесту» НСС и Utel.
Располагая большой как географически, так и по количеству абонентов (13,5-14 млн) сетью в регионах, где позиции «большой тройки» относительно слабы (НСС, Utel, «Элайн» и «Дальсвязь» сохраняют свои позиции, несмотря на активное развитие крупнейших российских сотовых операторов), «Ростелеком» уже может переходить к решительным действиям.
К середине 2012 года, когда уляжется предвыборная суматоха и основной вектор развития страны на ближайшие четыре года будет относительно ясен, «Ростелеком» как раз закончит интеграцию свежекупленных активов. Возможно, начнет ребрендинг по образцу проделанного с присоединенными операторами ШПД, возможно - обойдется без этого. И займется тем, что неизбежно пообещает перед выборами каждый кандидат в президенты - примется за создание всероссийской сети 4G.
«Большой тройке» это светит появлением нового конкурента - или, учитывая его масштабы и глубину аффилированности с государством, нового члена большой, теперь уже, четверки. Впрочем, на стороне новичка окажется не только госкапитал: репутация дискаунтера, которой «Ростелеком» пользуется в регионах присутствия его ADSL-активов, неизбежно скажется на лояльности потенциальных абонентов и поможет переманить часть клиентуры нынешних участников рынка. Озвученные в мае пятилетние планы «Ростелекома» достигнуть охвата в 22% рынка мобильной связи в таком контексте выглядят даже заниженными.
«Большой тройке» остается только ждать и всеми силами поддерживать скорейшее внедрение 4G: это даст определенный выигрыш во времени и позволит конкурировать с «Ростелекомом» на более выгодных условиях. И параллельно - развивать рынки в тех регионах, где потенциальный конкурент пока не располагает лицензиями и инфраструктурой. Время на это есть: маловероятно, что список приобретений потенциального конкурента еще пополнится в этом году и начале следующего.
 

Сделано на продажу
 

А вот для ОАО «СМАРТС» главное сейчас - удержаться на плаву, и проданные активы здесь прежде всего средство получить свободные деньги для погашения долгов, и, возможно, первой с 2006 года выплаты дивидендов акционерам. В 2009 году чистый убыток компании составил 325 млн. рублей, 2010 год принес чистую прибыль в размере 96,7 млн рублей, но проблему не снял: общая выручка за год снизилась на 10,8% - возможно, за сентябрьской сделкой последует продажа и других активов. Тем более, что к этому все шло.
С самого начала работы «СМАРТС» искала покупателя на свои активы. Оно и понятно: во всех своих сетях поволжский телекоммуникационный холдинг владеет самое большее половиной акций, в то время как оставшаяся часть принадлежит другим крупным инвесторам - в том числе, и «большой тройке». В разное время сеть планировалось продать МТС, «Вымпелкому», Тele2, «Связьинвесту» и даже китайскому производителю мобильной электроники ZTE. Причем предложения о продаже были не из тех формальностей, которыми регулярно подогревают интерес к себе некоторые российские и зарубежные операторы: переговоры доходили до этапа согласования сделки с ФАС - и срывались по разным причинам.
Обычно инициатором срыва выступал сам «СМАРТС»: разногласия между акционерами на финальном этапе сделки сводили на нет все предыдущие соглашения. Этим закончились попытки продать компанию Tele2 и МТС, отчасти это же привело к отказу от сделки с «Вымпелкомом». Пикантность ситуации придает тот факт, что предложение о покупке со стороны «Связьинвеста» было встречено единодушным согласием: не помешал даже конфликт вокруг прав собственности на акции компании, развернувшийся между основным акционером «СМАРТС» Геннадием Кирюшиным и группой «Сигма», претендующей на 0,125% акций и преимущественное право выкупа еще 20%. Ни г-н Кирюшин, ни его оппоненты не высказались против продажи 97% поволжского холдинга «Связьинвесту». До сделки, правда, дело не дошло все равно - опять не договорились о цене.
Похоже, ситуация выглядит так: компания, изначально созданная на продажу и, за счет совместного инвестирования в развитие, заполучившая изрядное количество потенциальных покупателей, не может продаться. Остается сложное: попытаться удержать бизнес на плаву, хотя каждый из активов наполовину принадлежит непосредственным конкурентам, которые прекрасно знают - неприбыльные активы можно купить дешевле, чем прибыльные - и не преминут этим знанием воспользоваться.
На сегодняшний день, внутренний конфликт не закончен - а следовательно, до второго пришествия «Связьинвеста» о полной продаже компании придется забыть. Зато возможными остаются сделки по отдельным «дочкам» ОАО «СМАРТС». Конвертируя капитализацию компании в свободные средства, акционеры крупнейшей сети Поволжья одновременно получают ресурсы для выкупа ко нтрольных пакетов акций тех дочерних организаций, которые остаются в собственности ОАО, и выводят проданные из числа предметов конфликта.
Тем не менее, велика вероятность, что «Ростелеком» повторит попытку купить ОАО «СМАРТС» полностью. Например, через год. Правда, здесь сыграют роль не результаты выборов, а финансовые итоги 2011 года - сможет ли «СМАРТС» сохранить прибыльность, или вернется к результатам убыточного 2009 года. Если нынешняя положительная динамика сойдет на нет, «Ростелеком» снова выдвинет свое предложение: есть шанс, что акционеры снизят цену, как это произошло с «Оренбург-GSM», и вместо $500-600 млн поволжский холдинг будет предлагаться за 7-8 EBITDA - а это, если опираться на данные образца 2010, $275 млн.
В любом случае, ОАО «СМАРТС» будет снова пытаться продать все свои активы - в ситуации долгоиграющего конфликта между акционерами нет ничего, чтобы больше напоминало взаимовыгодное решение. Маловероятно, что покупку попробуют повторить члены «большой тройки» - их акционеры предпочитают не ввязываться в такие ситуации. Почти нет шансов, что деньги предложит какая-нибудь сторонняя компания - например, тот же ZTE. Цена для иностранного покупателя наверняка будет завышена, а акционерский конфликт органично дополнит картину рискованной сделки. По сути, претендентов на покупку остается двое - кто-нибудь из числа акционеров (например, та самая группа «Сигма», тем более что готовность купить 100% ОАО «СМАРТС» она уже изъявляла), или «Ростелеком». Им-то дрязги не страшны.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов