19 сентября '11

Просто утопия или успешный маркетинговый ход?


Виталий Солонин

J'son & Partners, руководитель департамента беспроводных технологий

 Проект Wi-Fi в общественном транспорте

Проекты Wi-Fi в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро стоит рассматривать, скорее, как имиджевые, направленные на усиление провайдерских брендов. Повышение популярности общественного транспорта - теоретически к этой цели можно было бы приблизиться, предложив бесплатный Wi-Fi. Но убить участникам проекта двух зайцев сразу – правительству пересадить владельцев личного автопарка на общественный транспорт, а операторам заработать на Wi-Fi – вряд ли получится.

Рынок Wi-Fi
 
По данным J`son & PartnersConsulting, по состоянию на конец первого полугодия 2011 года московский регион по-прежнему является лидером по количеству публичных точек доступа. Лидерами московского рынка Wi-Fi являются операторы «большой тройки» - «Вымпелком», МТС и «Мегафон», которые обслуживают более 1700 хот-спотов (Таблица 1). Кроме того, в Москве действуют около 65 тыс. точек доступа всемирной сети FON и около 15 тыс. точек доступа городской сети «Билайн Wi-Fi» (ранее - «GoldenWiFi»).
 
Топ-3 провайдера публичного Wi-Fi доступа в Москве
 
 
Оператор
 
Количество хот-спотов
«Вымпелком»
1002
МТС
665
«Мегафон»
48
 
Итого
 
1705
  Источники: J`son & PartnersConsulting, данные операторов, июнь 2011
 
Партнерами МТС в проекте Wi-Fi являются два интернет-провайдера: «Таском» и «Комстар-ОТС» (в настоящее время входит в состав ГК МТС). Последний по состоянию на конец 2010 года обслуживал 115 собственных хот-спотов в Москве.
67% хот-спотов расположены в кафе, ресторанах и барах; следующие по популярности категории – гостиницы (6%), торговые и бизнес-центры, автосервисы (по 5%) (Рисунок 1).
 
Основные места расположения точек доступа в Москве и Московской области, Iпол. 2011 г.

 

 
Источник: J`son & PartnersConsulting

Расстановка сил на московском рынке Wi-Fi-доступа кардинально изменилась в 2007 году с появлением проекта «Голден Wi-Fi», который за первый год коммерческой эксплуатации построил более 7 тысяч точек доступа, а годом позже – фактически удвоил это число. Однако с августа 2008 года развитие проекта практически прекращено.

 


Опыт внедрения  «бесплатного» Wi-Fi на московских железнодорожных вокзалах свидетельствует о том, что идея бесплатного и неограниченного Wi-Fi на транспорте - это утопия 

 
В августе 2008 года, по данным CNews со ссылкой на исполнительного вице-президента «Вымпелкома» по развитию бизнеса в России Жан-Пьер Вандромма, развитие проекта «Golden WiFi» для индивидуальных пользователей было прекращено. С того момента компания устанавливает хот-споты под брендом «Билайн WiFi» только в общественных местах — кафе, аэропортах и т.д. К тому моменту число абонентов составило 94 тыс. Сеть хот-спотов была запущена и в Санкт-Петербурге, но только в общественных местах.

Wi-Fi зашел в автобус

В начале сентября 2011 г. появилась информация о том, что Мосгортранс собирается организовать бесплатный Wi-Fi в общественном транспорте столицы тем самым надеясь заставить население пересадить в автобусы и троллейбусы. В настоящее время сотовая «большая тройка» тестирует услугу в автобусах в рамках тендера, предоставляя пассажирам бесплатный беспроводной доступ в Интернет на нескольких маршрутах. Ожидается, что по результатам шестимесячного тестирования Мосгортранс выберет единого поставщика и примет решение об оснащении всего общественного транспорта Москвы Wi-Fi-роутерами.

 


Главный вопрос - если есть 3G, то зачем вообще городить весь этот огород? Ведь, скорее всего, внешний трафик в автобусы, троллейбусы и трамваи будет приходить по 3G, а раздаваться по Wi-Fi. Не проще ли пассажирам использовать 3G-устройства самостоятельно?

 
Однако непонятна важная деталь – будет ли доступ бесплатный, и если да – то какой интерес к этому проекту будет у операторов? Как показывает практика, идея бесплатного Wi-Fiв России оказалась несостоятельной – это стало очевидным после закрытия крупнейшего проекта «YandexWi-Fi», который предполагал, что владельцы заведений (кафе, рестораны и пр.) будут оплачивать интернет-трафик самостоятельно и тем самым повышать лояльность и численность своих клиентов. Впрочем, в Москве эта модель худо-бедно работает, и бесплатные хот-споты в столице – это не редкость. В новом «транспортном» Wi-Fi-проекте, скорее всего, будет использована гибридная бизнес-модель – бесплатный доступ с ограничениями (трафик и/или скорость) и платный доступ без ограничений.
В пользу такого предположения свидетельствует опыт «железнодорожного Wi-Fi». Напомню, что услугу доступа по WiFi компания РЖД начала предоставлять в ноябре 2010 года. Сервис был бесплатным для пользователей, но с ограничением по скорости - 256 Кбит/с. С 18 июля 2011 года планировалось на всех железнодорожных вокзалах Москвы предложить эту услугу за деньги (50 рублей в час), но при этом оставить бесплатный Интернет с ограничением по скорости.

Кому выгодно?
 
Возвращаясь к проекту Мосгортранса, можно предположить, что операторы, скорее всего, смогут окупить свои затраты на трафик и оборудование, но рассчитывать им на заметную прибыль вряд ли придется. Впрочем, у них остается бонус в качестве рекламы своего бренда и услуг. В том, что Wi-Fiдоступ будет абсолютно бесплатным, заставляет усомниться такое высказывание одного из операторов «большой тройки»: «На время теста услуга предоставляется бесплатно». Это, естественно, не гарантирует того, что после испытаний операторы не введут тарифную сетку. Опыт внедрения «бесплатного» Wi-Fiна московских железнодорожных вокзалах, описанный выше, свидетельствует о том, что идея бесплатного и неограниченного Wi-Fi на транспорте – это утопия.
Не исключено, что какая-то часть пассажиров воспользуется данной услугой, но при этом нужно хотя бы разгрузить общественный транспорт – вряд ли у пассажира в давке появится желание достать планшет и тем более ноутбук с тем, чтобы скоротать время в поездке.
Но есть и главный вопрос – если есть 3G, то зачем вообще городить весь этот огород? Ведь, скорее всего, внешний трафик в автобусы, троллейбусы и трамваи будет приходить по 3G, а раздаваться по Wi-Fi. Не проще ли пассажирам использовать 3G-устройства самостоятельно, ведь недостатка в тарифных предложениях не наблюдается?
Таким образом, идея Мосгортранса относительно Wi-Fiна современном этапе выглядит несколько утопичной. Прежде всего, необходимо решить проблему общественного транспорта в целом (выделенные полосы движения, четкое расписание, разгрузка пассажиропотока и пр.), а уж потом навешивать бонусы типа Wi-Fiи пр.

Планы «большой тройки»
 
Итак, сотовые операторы установили в нескольких автобусах беспроводные модемы, и в настоящее время тестируют услугу. Например, «Мегафон» сейчас использует 3G/Wi-Fi-роутеры для организации беспроводной передачи данных в пяти автобусах, следующих в/из Зеленограда. Окончательное решение о том, будет ли запущен этот проект в масштабную реализацию, операторы примут по результатам тестов. Планируется, что каждый месяц операторы должны подводить итоги, сколько пассажиров пользовалось Wi-Fi в автобусах.
«Если проект будет признан успешным, то он получит дальнейшее распространение, в том числе на троллейбусах и трамваях», - поясняет пресс-служба оператора.
Пока, по наблюдениям пассажиров, скорость беспроводного Интернета нестабильна. Например, на маршруте 400 в районе Зеленограда она стабильно высокая, а на Пятницком шоссе сильно падает.
В МТС считают, что проект актуален для длинных маршрутов, связывающих спальные районы и пригороды с основными транспортными развязками. В компании рассчитывают, что бесплатный Wi-Fi-доступ в общественном транспорте будет пользоваться высокой популярностью.
Между тем, операторы параллельно с наземным транспортом развивают Wi-Fi и под землей. «Большая тройка» заявили, что готовы принять участие в проекте по созданию сети беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi в столичном метрополитене.
По данным МТС, оператор имеет для этого техническую возможность. Компания в 2010 году приобрела 95% акций ЗАО «Метро-Телеком», обладающего правами на строительство сетей и оказания услуг связи в московском метрополитене. Оптическая сеть компании используется в качестве транспортной платформы для функционирования базовых станций операторов.
Кроме того, в метро у МТС уже имеется возможность подключения к платному Wi-Fi, реализованная компанией «Комстар», впоследствии ставшей частью МТС, на трех станциях: «Охотный ряд», «Театральная» и «Площадь Революции».
«Мегафон» также готов взаимодействовать с Московским метрополитеном по развитию Wi-Fi-покрытия в метро. В метро эта компания обеспечила 3G-покрытие 65% станций.
«Вымпелком» также выразил свою заинтересованность в участии в проекте создания Wi-Fi-сети в метро. Оператор сможет оказывать услуги на базе излучающего кабеля, проложенного в тоннелях подземки, и поймать «Билайн Wi-Fi» можно будет в вагоне во время движения поезда (у двух других операторов антенны расположены на станциях, и уже с них сигнал направляется в тоннели). Правда сигнал от него не должен создавать помех для Wi-Fi-сети самого метрополитена, на базе которой организована система видеонаблюдения в вагонах.
Как ранее заявляли в МТС, компания успешно провела тестирование сервиса и готова к его коммерческому запуску, однако этому пока не решен ряд технологических вопросов на стороне метрополитена.

Перспективы и прогнозы
 
Перспектива развития проекта Wi-Fi на общественном транспорте напрямую зависит от результатов тестирования. После того, как сотовые операторы посчитают абонентов и трафик, и наложат на эти данные предполагаемые тарифы, станет примерно ясно, стоит ли игра свеч. Можно предположить, что основным препятствием для успешной реализации проекта будет недостаток 3G-инфраструктуры для подачи хорошего радиосигнала в автобусы, троллейбусы и трамваи, а также относительно низкая пропускная способность сетей, которая, к тому же будет разделяться между всеми пользователями по Wi-Fi. Вероятнее всего, ситуация сдвинется в лучшую сторону только тогда, когда будет обеспечено качественное 4G-покрытие. Пропускная способность сетей LTEна порядок выше, чем в сетях 3G, а время задержки – существенно ниже. Но опять-таки возникает вопрос – почему пользователь не сможет использовать USB-модем с поддержкой LTEсамостоятельно? Этому могут быть несколько причин, например, относительно высокая стоимость самого LTE-устройства и дорогой трафик.
Если говорить о возможностях использования Wi-Fiна транспорте в других городах, то не исключено, что данный проект будет тиражирован и на другие регионы. Однако прежде должен доказать свою успешность московский проект. В любом случае, очевидно, что в этой инициативе должны быть заинтересованы все участники – операторы, городские власти и, самое главное, пассажиры.

 

 






выкуп б у грузовых автомобилей

© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов