5 сентября '11

Судьбы эпохи 4G


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 Консорциум 4G – сегодня и завтра 

Вопреки расхожему мнению, «Консорциум 4G» был создан не только и не столько во имя развития и расцвета единой сети «Скартел». События последних дней явно показывают, что цели и задачи у этой организации куда более широкие. И так же, как стандарты связи четвертого поколения – более известные как 4G или LTE – не ограничиваются диапазоном частот 2500-2700 МГц (в котором имеет ресурс «Скартел»), так и срок жизни Консорциума 4G вряд ли могут быть ограничены сроками действия тех или иных меморандумов или совместных заявлений.
События прошедшей пятницы (согласительное совещание Государственной комиссии по радиочастотам) на Тверской 7 явно показали, что слухи о возможности распада Консорциума существенно преувеличены. В Зале коллегии Минсвязи 2-го сентября можно было встретить топ-менеджеров всех 4-х компаний – участников Консорциума. И каждый из них явно переживал за судьбу решения, которое должно открыть в России дорогу новым технологиям и новым услугам связи. И для переживаний тех были причины. Причины – непонятные и не всегда объяснимые. Попробуем в них разобраться.
Казалось бы, общество должно всецело приветствовать и всячески поддерживать усилия, прилагаемые «большой четверкой» в целях скорейшего ввода в строй сетей связи новых технологий. Но в действительности создается ощущение, что рынок, затаив дыхание, прислушивается, не срывается ли дело, не пора ли кричать о «предсказанном распаде консорциума». И каждый раз: когда проходит очередное «время Ч», нервно вздыхает: «нет, еще не пора».
Сначала, это «электричество в эфире» явно ощущалось в декабре прошлого года перед принятием ГКРЧ решения о создании Временного объединения операторов с целью проведении исследований в диапазонах LTE. Тогда казалось, что ситуация раскалена до предела и вот-вот сорвется в лавину критических выпадов и злобных статей.
Не получилось. Решение было принято.
Дальше рынок ждал, что Консорциум не успеет подготовить отчетные материалы – уж больно короткий срок дала ему Госкомиссия по радиочастотам – полгода на все про все, и слишком объемной казалась задача. Говорят, что кое-где были даже заказаны и заготовлены саркастические статьи… Но им пришлось остаться ненапечатанными. 30 июня – точно в заданный срок – отчет Консорциума был доставлен в канцелярию Минсвязи. Казалось бы, самое время порадоваться – в кои-то веки, российские абоненты получат новые услуги связи почти без отставания от своих заокеанских коллег… Но не тут-то было. В печати появились пресс-релизы «обиженных», текст которых сводился к одному тезису «Мы отчета не читали, но с ним не согласны».

 


В ближайшие годы в России 4G будет развиваться в диапазонах 800 МГц и 2500 МГц. Что касается всего остального набора частот, прописанного в стандартах LTE, то, скорее всего, очередь дойдет и до них. Но пока еще - не завтра

 
Напряжение не спадало и после того: как аппарат ГКРЧ с привлечением отраслевого НИИ Радио, изучил материалы отчета и, сочтя их вполне «кондиционными», подготовил проект решения Комиссии, которое и разослал установленным порядком на согласование членам ГКРЧ.
Поворотный момент мы, можно считать, наблюдали 2-го сентября. Вопреки прогнозам «доброжелателей», проект решения с комиссии не сняли, в долгий ящик не положили, на «доследование» не отправили,  а лишь внесли несколько редакционных правок. Так что если у кого и были планы разрушить «в товарищах согласье», то планам этим пока свершиться не удалось. И есть надежда, что в ближайший четверг ГКРЧ примет судьбоносное решение.
Если оно состоится, можете быть уверены - мы с амии наблюдаем самый короткий для Российской действительности путь, который когда-либо приходилось проходить новым технологиям связи на отрезке от идеи до решения ГКРЧ. Не верите? Давайте посмотрим, как это было в случае с «третьим поколением».

Краткая история 3G в России
 
Разработка частот для систем 3G началась 22.02.1999 с решения ГКРЧ № 22/6, которым по просьбе Национальной Радиоассоциации (НРА) ей было поручено провести с привлечением операторов работы по использованию диапазона 2 ГГц для сетей 3-го поколения и представить результаты в октябре 1999 года. Обратите внимание, что ключевыми здесь являются слова «с привлечением операторов».
Однако денег с операторов НРА тогда собрать не удалось. И через 13 месяцев - 27.03.2000 (решение ГКРЧ № 21/1) Госкомиссия по радиочастотам констатировала, что работы по решению ГКРЧ 22/6 Национальная Радиоассоциация не выполнила. В то же время Научно-технический совет (НТС) Госкомсвязи (бывшее названия Минкомсвязи) поручил проведение аналогичных работ НИИ Радио. Во исполнение постановления НТС, ГКРЧ решила, что необходимо создать для этого опытные зоны 3G с привлечением операторов.

 


Самая что ни на есть перспективная и привлекательная технология связи без достаточного частотного ресурса остается всего лишь «железом».  И для организации радиосвязи это «железо» можно использовать одним-единственным образом - положить на него сотовую трубку

 
После чего в течение целого года рассматривались заявки операторов на создание опытных зон и только 12.02.2001– то есть через два года после «идеи» – было принято решение ГКРЧ № 4650-ОР, которое  разрешило трем операторам создать опытные зоны и доложить результаты в 3-м квартале 2002 года (то есть еще через полтора года)
Однако, результаты этих работ ни в 2002-м, ни в 2003-м дожжены не были. Услышали мы о них лишь в октябре 2006 года,когда и было принято решение № 06-17-01-001, постановившее  провести конкурс на лицензии 3G, победителям выделить полосы частот, а конкретные номиналы назначать по результатам расчетов ЭМС с военными и гражданскими радиосредствами.
Каков же итог? 7 лет и 8 месяцев исследований, которые, кстати, тоже оплачивали сами операторы. И при всем этом - Решение ГКРЧ 06-17-01-001 ничего нового в распределение частот не внесло. Фактически, все, что в нем было сказано, было известно еще в 1999 году. Проведенный конкурс на лицензии не дал операторам «прямого права» получить рабочие каналы. Они снова и снова оплачивают расчеты электромагнитной совместимости с военными радиосредствами, что существенно увеличивает цену услуги связи для конечного абонента. Мало того, после всех этих многолетних хождений по мукам и после принятия решения ГКРЧ операторы были вынуждены снова провести дополнительные работы с Минобороны по Москве. Результат оказался практически нулевым. Ну, нельзя же, в самом деле, считать положительным результатом включение базовых станций 3G в метрополитене!
И только вмешательство Президента сделало возможным внедрение 3G в Москве

Кто будет оператором 4G?
 
Если (я вынуждена писать «если» – ведь решение еще пока не принято) решение состоится, то в ближайшее время Роскомнадзор проведет необходимые конкурсы и, скорее всего, уже весной мы узнаем, имена операторов, которые получат право сроить сети 4G в России.
Будут ли это операторы «четверки»? Не факт, хотя, несомненно, это было бы самым правильным решением. В противном случае, «новичку» придется все начинать с чистого листа, как по технике - базовые станции, коммутаторы, антенные мачты, магистральные лини связи, аренда площадок для размещения аппаратуры, лазание по крышам и т.п., так и по работе с абонентами. Сумеет ли новичок привлечь нужное для нормальной экономики сети число абонентов? И если сумеет – то когда? Вряд ли избалованный качественным сервисом «тройки» абонент перейдет в новую компанию, если она не обеспечит качественного покрытия, привлекательных тарифов и удобной поддержки. И вряд ли все это можно будет сделать достаточно быстро – стройка дело длительное и дорогостоящее.
Но еще до конкурсов «Скартел» получит возможность построить и запустить первую в России сеть стандарта LTE, став, таким образом, в глазах абонентов «лидером технологии». Как это у него получится – мы, вероятно, увидим уже совсем скоро. Как это будет работать – тоже попробуем узнать.
Вместе с тем, не стоит забывать, что проблемы с развитием мобильных сетей 3G во всем мире, кроме всего прочего, обусловлены еще и тем, что частоты выше 2 ГГц гораздо менее пригодны для подвижной связи, чем более низкие частоты, и, в частности, диапазон 800 МГц. Дело в том, что с ростом частоты снижаются как распространения сигнала, так и  «проникающие» свойства радиоволн. И если сигнал GSM вполне сносно проникает сквозь стены и потолки наших домов и офисов, то для работы с более высокими частотами зачастую приходится ставить дополнительные ретрансляторы. Снижение дальности распространения означает, что для сети 2500 МГц потребует примерно вчетверо, а то и впятеро больше базовых станций, чем для сети диапазона 800 МГц. Все это не может не сказаться на скорости построения сетей и размерах капитальных затрат, и - как следствие - на цене услуги для конечного абонента.

Расширятся ли диапазоны?
 
Сегодня ГКРЧ определяет, что в ближайшие годы в России 4G будет развиваться в диапазонах 800 МГц и 2500 МГц. Что касается всего остального набора частот, прописанного в стандартах LTE, то, скорее всего, очередь дойдет и до них. Но пока еще – не завтра. Препятствует этому переходу сразу несколько вещей. Это - и необходимость поддерживать работоспособность сетей GSM в традиционных диапазонах 900/1800 МГц, и присущие Российской Федерации непростые проблемы совместного использования частот с радионавигационной службой, и необходимость радикальной модернизации существующих сотовых сетей при миграции в технологию LTE, и отсутствие на рынке абонентских устройств LTE в диапазоне 900 МГц. Все это заметно снижает привлекательность использования в Российской Федерации технологии LTE в диапазонах 900 МГц и 1800 МГц в ближайшие годы. Операторы ясно понимают, что освободить частоты диапазонов 900 и 1800 МГц под новые технологии можно будет только после того, как будут построены сети другой технологии, имеющие сопоставимые области покрытия, появятся и найдут широкое распространение устройства IP-передач голосового трафика.

«Народная» конверсия
 
Проект решения ГКРЧ предусматривает для победителей предстоящих конкурсов определенные «обременения», связанные с проведением конверсионных работ в целях высвобождения частот для сетей LTE. Подавая заявку на участие в конкурсе, претенденты должны будут осознать, что возможная победа даст им не только право предоставлять услуги, но и обязательства по организации и финансированию довольно сложных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако, в отличие от непроглядного мрака, который царствовал в этой сфере последние годы, сегодня в конце этого туннеля явно виден свет. В частности, известно, что руководителями двух министерств – Минкомсвязи и Минбороны (и этот факт был в очередной раз озвучен Н.С.Мардером на согласительном совещании 2-го сентября) завизирован проект нормативно-правового документа, который определяет правила взаимодействия коммерческих операторов связи со структурами Минобороны в процессе выполнения работ по высвобождению спектра, включая вывод устаревших радиосредств оборонного значения из некоторых полос частот или перевод их в другие диапазоны.
Подписание этого документа снимет, наконец, искусственно возведенные еще времен «Очаковских и покоренья Крыма» барьеры, которые все последние десятилетия стояли на пути реальной (а не «бумажной») конверсии спектра. И пугающие буквы «ПР» (правительственного применения) в «Таблице распределения полос радиочастот» потеснятся, уступая место заветным «ГР» (гражданского применения). То есть спектра будет больше, и использовать его можно будет лучше. И это не может не вселять оптимизм. Ведь, так же как и Бентли, которая без бензина представляет собой всего лишь красивую груду стекла и металла, самая что ни на есть перспективная и привлекательная технология связи без достаточного частотного ресурса остается всего лишь «железом». И для организации радиосвязи это «железо» можно использовать одним-единственным образом – положить на него сотовую трубку.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов