29 августа '11
Военные направо, гражданские – налево
Инициатива ГКРЧ вызывает много вопросов
Возможный раздел радиочастот на военные и гражданские может значительно упростить жизнь операторам беспроводной связи. Однако механизм такого разделения без проведения конверсии частотного спектра сложно представить, поэтому данная инициатива вызывает больше вопросов, чем ответов.
Сложный механизм
В настоящее время весь радиочастотный спектр в России поделен на три категории – для преимущественного использования радиоэлектронными средствами (РЭС) правительственного, гражданского и совместного использования (соответственно, ПР, ГР и СИ). При этом, по оценкам Минкомсвязи России, около 98% частот зарезервировано под государственные нужды: 27% - для военных целей, а 71% - для совместного использования военными и гражданскими структурами. Совместное использование существенно затрудняет операторам процесс получения новых радиочастот, в том числе и для развития перспективных технологий. Поскольку требует от операторов сложного и долгого согласования с военными и спецслужбами (Минобороны, ФСО и ФСБ), проведения экспертизы о возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости (ЭМС) с действующим и планируемым для использования радиооборудованием.
Существующий порядок получения операторами частотных назначений - необходимого этапа на пути развертывания коммерческих сетей - для операторов крайне непрозрачен и непредсказуем. Месяцы бумажной волокиты, деньги и человеко-дни могут быть на любой стадии процесса потрачены совершенно впустую.
|
Впервые российская отрасль связи в части беспроводных коммуникаций может избежать существенного ограничения, которое существенно тормозит Россию в развитии таких новых и многообещающих технологий как, например, LTE |
|
В случае успешного разделения частот на гражданские и военные у операторов, в частности, исчезнет необходимость в получении заключения от Минобороны России и/или ФСО России «о возможности использования заявленных РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка». Только на эту составляющую у операторов с момента подачи материалов радиочастотной заявки уходило до 55 рабочих дней, в течение которых они находились в состоянии полного неведения о будущих результатах.
Новые веяния: преимущества и последствия
По данным РБК Daily, на сентябрьском заседании Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) планирует рассмотреть, в том числе, и вопрос о поэтапном переводе полос радиочастот, находящихся в совместном использовании, в «другие категории их использования». Основная конечная цель регулятора, по версии СМИ, - четко разделить частоты на две категории - военного назначения и гражданского.
Ранее издание Marker.ru сообщало, что Минкомсвязи подготовило проект поправок в закон «О связи», в числе которых - отмена понятия о «преимущественном» использовании радиочастот военными (и другими специальными) пользователями или гражданскими пользователями. Проект устанавливает, что в России появятся три вида частот, с четким разграничением их назначения. Это будут частоты:
- для пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
- для пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
- для совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения.
Основная проблема операторов сегодня – получить разрешение от военных и спецслужб о возможности использования оборудования гражданского назначения в том диапазоне, который уже используется силовиками. Один из наиболее ярких примеров трудностей, с которыми сталкиваются операторы, связан с «Ростелекомом», который так и смог использовать выигранные весной прошлого года на конкурсе частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГц для развития сетей 4G, поскольку Минобороны «не дало добро».
|
Возможное разделение частот на гражданские и военные будет прохоить параллельно с внедрением платы для военных структур за использование радиоспектра |
|
Ожидается, что после принятия такого решения отпадет необходимость согласования на предмет совместимости оборудования военного и гражданского назначения. Однако разделение радиочастот на категории не может произойти быстро. А это означает, что данная инициатива может помочь операторам в лучшем случае через несколько лет. Тем не менее, нельзя отрицать революционность этого проекта для отечественного телекома. Поскольку впервые российская отрасль связи в части беспроводных коммуникаций может избежать существенного ограничения, которое существенно тормозит Россию в развитии таких новых и многообещающих технологий как, например, LTE.
Ресурсы
Любая инициатива в процессе своей реализации требует определенных ресурсов. И ожидаемое решение ГРКЧ в части разделения частот на военные и гражданские не является исключением. Существует ряд проблем, которые представляются трудноразрешимыми. Как военные смогут отказаться от использования частот в тех диапазонах, которые заняты спецоборудованием? Можно предположить, что для этого потребуется перевод этого оборудования в другие диапазоны, которые отдадут военным. А это означает, что потребуются как минимум очень серьезные вложения. Стоимость конверсии только в одном диапазоне 790-860 МГц («цифровой дивиденд») оценивалась в районе $2 млрд. По оценке замглавы Минкомсвязи Наума Мардера, это дороже, чем вся радиочастотная конверсия в Европе за последние 10 лет. Позже появилась совсем астрономическая оценка конверсии - $10 млрд (по-видимому, для всего спектра, который может быть использован для LTE). Сложно представить, что в настоящее время в России существует оператор, способный «поднять» такую сумму. Поэтому конверсия, вероятнее всего, будет происходить поэтапно, с высвобождением наиболее перспективных радиодиапазонов. А следовательно и разделение частот на военные и гражданские также не произойдет в одночасье.
Международная практика
Исторически в регулировании использования радиочастотного спектра в Европе доминировал административно-командный подход. Регулятор и правительственные организации устанавливали жесткие правила - какой спектр, для чего и кем будет использован. В документе Spectrum Framework Review (SFR), опубликованном в ноябре 2004 г., британская независимая организация Ofcom (Office of Communications) изложила новый подход в использовании радиоспектра. В соответствии с этим «дерегулирующим» подходом наиболее целесообразное использование спектра должен определять рынок, а не регулятор. Новые правила были призваны обеспечить свободу в торговле лицензиями между провайдерами и сделать спектр доступным на основе либерализации, платформенной и технологической нейтральности.
В настоящее время Еврокомиссия проповедует технологически нейтральный подход при выделении спектра для операторов. Победители аукционов, предложившие наибольшую цену, могут фактически использовать радиоспектр по своему усмотрению.
Другая ситуация с регулированием спектра наблюдается в Южной Африке. Местный регулятор в этой области - IndependentCommunicationsAuthorityofSouthAfrica (ICASA) - назначает спектр по принципу очередности заявителей («firstcomefirstserved»). Аукционов и конкурсов не существует. Военные работают в своем частотном диапазоне в определенной полосе пропускания. ICASA выдает лицензии сроком на один год под определенную услугу. Лицензиаты могут продлевать свои лицензии с уведомления ICASA, но они не могут передавать свои права по использованию спектра, агрегировать или разделять лицензии со сторонними организациями. Пользователи спектра в диапазонах 900-1800 МГц вносят единовременную плату при получении лицензии, а также процент от доходов. Пользователи спектра в диапазонах 2,4 и 5 ГГц (ISM-диапазон) не платят за использование радиочастот. Правительственные и некоммерческие организации подчиняются тем же правилам регулирования, что и коммерческие пользователи. ICASA имеет право снижать плату за использование радиоспектра для ряда неправительственных организаций, которые докажут регулятору, что используют спектр на благо общества.
Если в развитых европейских странах операторы связи самостоятельно рассчитывают электромагнитную совместимость с другими сетями, то в России такой подход невозможен: радиочастотный спектр используется военными структурами. Создается впечатление, что Россия в настоящее время рассматривает «южноафриканский вариант» - военные работают в своем частотном диапазоне в определенной полосе пропускания.
Что скажут силовики
Вопрос о возможном разделении частот на военные и гражданские имеет свою предысторию. В частности, весной этого года российское правительство утвердило постановление, в соответствии с которым силовые ведомства должны с 2012 года платить за пользование радиочастот в полосах, предназначенных для совместного использования (СИ) и гражданского назначения (ГР). При этом, как ожидалось, с силовиков не будет взиматься плата за радиочастоты в полосах, используемых для госнужд и обороны страны. Ранее за радиочастоты платили только коммерческие и иные организации, использующие этот ресурс в коммерческих целях.
Введение платы за частоты военными могло бы ускорить конверсию, необходимую для внедрения перспективных радиотехнологий. По мнению ряда экспертов, конверсия частот в России будет идти «только пинками», если в положение о Минобороны не будет прописана обязанность расчистки частот. Поскольку основной владелец частотного ресурса - Минобороны - не имеет никакой заинтересованности в какой-либо конверсии.
Таким образом, можно предполагать, что возможное разделение частот на гражданские и военные будет проходить параллельно с внедрением платы для военных структур за использование радиоспектра. Трудно представить, что спектр для LTE и других перспективных радиотехнологий появится без проведения дорогостоящей и длительной процедуры конверсии, которая предполагает перевод частот правительственного и совместного использования в категорию гражданского назначения. Конверсия, в свою очередь, невозможна без экономической заинтересованности всех сторон, а не только операторов связи.