25 августа '11

АРОС недоволен правилами транзита трафика


Никита Егоров

"Сумма-телеком", пресс-секретарь

 Запрет на прямой обмен трафиком затрудняет инвестиционную деятельность

На прошлой неделе тихое недовольство региональных операторов запретом на прямой обмен трафиком, наконец-то, вылилось в громкое заявление. Юрий Домбровский, глава Ассоциации Региональных Операторов Связи, в письме к Минэкономразвития назвал нынешние правила в этой области «необоснованно затрудняющими ведение предпринимательской инвестиционной деятельности».
Актуальное законодательство в области строительства телефонных сетей к региональным операторам не благоволит. Приказ Министерства информационных технологий и связи за номером 98 от 18 августа 2005 года не разрешает им обмениваться голосовым трафиком напрямую, без участия транзитных операторов. А транзитными этими операторами, согласно приказу номер 97 от того же числа, могут называться только те компании, которые имеют узлы связи во всех 89 регионах России, и каналы между ними.
Иными словами, чтобы не платить транзитному посреднику («Ростелекому» или члену «большой тройки») за звонок, например, из Москвы в город Подольск, до которого - смешно сказать – 18 километров, нужно обязательно присутствовать во Владивостоке (за 6 с лишним тысяч километров). И не только там. Цена вопроса – сотни миллионов долларов – непосильна и неоправданна для оператора регионального масштаба.
АРОС (Ассоциация Региональных Операторов Связи) в лице Юрия Домбровского предлагает лишить всероссийских связистов монополии на междузоновые соединения, и позволить региональным сетям прямой обмен трафиком.

 


Актуальное законодательство в области строительства телефонных сетей к региональным операторам неблаговолит. АРОС сейчас борется за создание прецедента в глобальном масштабе, будет ли это нелицензируемый обмен трафиком или послабления для потенциальных транзитных операторов 

 
Аргументы – да вот же они: более гибкие условия тарификации (не нужно закладывать в стоимость звонка расходы на транзит), и, следовательно, благоприятная конкурентная обстановка. Большая устойчивость сети связи – набор из нескольких межоператорских стыков между одного подключения к магистральной линии, как и любая распределенная система, меньше подвержен полномасштабным сбоям.
Вполне логично, что предложение пересмотреть политику в отношении обмена трафиком исходит от главы АРОС и председателя совета директоров российского Tele2 Юрия Домбровского. Именно Tele2, крупнейший региональный оператор мобильной связи, больше всех заинтересован в решение вопроса. Компания, де-факто предоставляющая услуги на большой части территории РФ, де-юре вынуждена пользоваться услугами транзитных операторов для разговоров между абонентами в разных регионах, даже если речь идет о соседних административных единицах. Право передавать трафик напрямую даст сотовому дискаунтеру возможность эффективнее конкурировать с «большой тройкой» и даже зарабатывать на транзите трафика локальных телекомов.
Минэкономразвития (если точнее, глава департамента регулирующего взаимодействия Алексей Херсонцев) от комментариев пока воздерживается. А вот обладатели транзитных сетей – «Ростелеком» и «большая тройка», свою позицию по этому вопросу озвучили.

 


Если ФАС сумеет добиться снижения цен, а АРОС не остановится на достигнутом - наиболее вероятным вариантом развития ситуации станет появление понятия «сопредельных сетей», между которыми будет разрешен обмен собственным трафиком, или расширение понятия транзитной зоны до макрорегиона

 
Операторы транзитных сетей связи выступили против предлагаемых АРОС поправок с обоснованными возражениями. Создание, поддержание и развитие транзитной инфраструктуры требует колоссальных инвестиций, и, коль скоро ей на смену придут прямые межоператорские стыки – окупить вложения будет сложно. Газета «Ведомости» приводит комментарий представителя ОАО «Ростелеком» Олега Румянцева: «Существующий порядок пропуска трафика — не искусственный барьер, а система, обеспечивающая равную доступность услуг зоновой и междугородной связи абонентам по всей стране».
Действительно: в разных регионах уровень связности различается на порядке. В европейской части России организовать межоператорский стык относительно несложно как с технической, так и с финансовой точки зрения, благо расстояния между городами невелики, а инфраструктура уже достаточно развита. Зато, например, в Сибири, прокладка и арендов каналы для передачи голосового трафика обойдется намного дороже – а значит, чтобы окупить расходы, владельцам стыков придётся повышать цены на пропуск трафика вместо обещанного снижения.
Еще одна потенциальная проблема прямого транзита связана с международной связью. Если поправки к 98 приказу Мининформсвязи затронут только междугородние вызовы, оставив порядок обмена международным трафиком в нетронутом состоянии, никто не даст гарантии, что не появятся новые «серые» схемы передачи международных вызовов. Например, передача трафика по региональным стыкам до наиболее выгодного места присоединения к транзитным сетям. Мало того, что это ударит по прибыли транзитных операторов, хотя и не снизит нагрузку на их каналы, так еще и чревато исками в отношении всех сетей связи, по которым пройдет трафик.
Борьбу АРОС за прямой обмен трафиком осложняет тот факт, что апеллировать к мировой практике у региональных операторов не получится: опыт зарубежных стран – на стороне нынешнего законодательства.
Ближе всего российская ситуация к американской – протяженная во всех направлениях территория, большое количество автономных субъектов, на рынке присутствуют наследники исторического монополиста в области телефонии (так называемые BabyBells, образовавшиеся в результате дивестирования и разделения общегосударственного AT&T).  
Телекоммуникационное законодательство США делит территорию страны на так называемые LATA – LocalAreaandTransportArea («транзитная зона»). Границы LATA обычно, но не всегда совпадают с границами штатов: в общей сложности, 52 субъектам соответствует чуть более 60 транзитных зон. Внутри зоны каждый оператор связи вправе управлять своим трафиком достаточно свободно – это относится как к локальным вызовам в пределах города или графства, так и к звонкам IntraLATA(между разными административными единицами внутри LATA).
Схема обмена трафиком между различными LATA (т.н. звонки interLATA) до боли напоминает знакомую нам по 98 приказу Мининформсвязи: между транзитными узлами связи звонки передаются исключительно транзитными же операторами. А это – те самые BabyBells и сотовые сети национального масштаба (Verizonи Sprint в первую очередь). Открытых условий на получение лицензии транзитного оператора (IXC, interexchangecarrier) FCCне предлагает, так что живется американским операторам еще веселее, чем российским.
Более дружелюбна к региональным связистам телекоммуникационная политика Индии. Лицензию на межрегиональный транзит может получить любой оператор связи, удовлетворяющий таким условиям:
  • Доля FDI (foreigndirectinvestments, прямые инвестиции со стороны граждан зарубежных стран) в структуре финансирования компании не превышает 74%;
  • Технический и финансовый директор – граждане Индии;
  • Компания представила гарантий залог в размере 200 миллионов рупий (4,5 миллиона долларов США), и уплатила единоразовый взнос в 25 миллионов рупий (550 тысяч долларов);
  • Инфраструктура и биллинг оператора находятся на территории Индии, а также закрыты для доступа из-за пределов страны для всех, кроме компании-производителя. И то, производитель вправе работать только с оборудованием, которое в этот момент не используется для оказания услуг;
  • Вместе с заявкой на лицензию необходимо представить бизнес-план и его экономическое обоснование;
  • Стыки с другими операторами связи оформлены договорами, и эти договора могут быть предоставлены лицензионной комиссии;
Требований обеспечить присутствие во всех регионах страны индийское законодательство не предъявляет. Необходимый минимум – два штата, в каждом из которых необходимо подключить фиксированный список из 15-20 городов. Формально - не так уж все и сложно.
А теперь – несколько вопросов абсолютно практического свойства. Сможет ли компания, находящаяся на этапе бизнес-планирования уже заключить договора о стыках? Получится ли у оператора связи, который УЖЕ работает в нескольких регионах и соответствует всем требованиям, представить бизнес-план, а равно – заключить договора о стыках с местными телефонными сетями, для которых, согласно пункту 20 «Guidelinesforissueoflicensefornationlongdistanceservice» от декабря 2005 года, требуется та самая лицензия, на получение которой оператор и подает заявку?
В результате, возможность стать транзитным оператором остается только у относительно крупных игроков рынка сотовой связи. Сейчас, через 12 лет после отказа Индии от госмонополии на дальнюю связи, право на межрегиональный обмен трафиком имеют только 7 компаний.
Без лицензии прямой межрегиональный стык - невозможен.
Получается, что АРОС борется за создание прецедента в глобальном масштабе, будет ли это нелицензируемый обмен трафиком или послабления для потенциальных транзитных операторов.
И шансы, что удивительно, есть – хоть и невеликие. На инициативу региональных операторов неожиданно внезапно откликнулась ФАС. Борцы с монополизмом в отдельно взятой РФ отметили, что снижение расценок на пропуск траффика может быть неплохим началом. И ведь может: еще с памятной президентской критики в адрес роуминговых тарифов «большой тройки» ФАС начало активное давление на российских телеком-гигантов. Под удар попали, в основном, их сотовые активы, но теперь появился повод присмотреться и к другим направлениям бизнеса.
Хотя, конечно, между снижением цен и изменением условий пропуска трафика -  целая пропасть. Чтобы разрешить прямые стыки между операторами голосовой связи, недостаточно простого «окей, присоединяйтесь!». Необходимо сопроводить этот «окей» приличным количеством дополнительных приказов и пояснений, чтобы не допустить спекуляций и, коль скоро доля в одном из транзитных операторов принадлежит самому государству, необходимо соблюсти и интересы пригосударственной компании.
Если ФАС сумеет добиться снижения цен (учитывая темпы рассмотрения столь сложных вопросов, тем паче – затрагивающих серьезные статьи дохода крупных компаний, это произойдет не раньше 2013 года), а АРОС не остановится на достигнутом – наиболее вероятным вариантом развития ситуации станет появление понятия «сопредельных сетей», между которыми будет разрешен обмен собственным трафиком, или расширение понятия транзитной зоны до макрорегиона. И тогда всем будет хорошо.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов