23 августа '11

Регулятор заподозрил «Ростелеком» в доминировании


Наталья Терентьева

юридическая фирма «Сенешаль Нейман», юрист

 ФАС контролирует работу оператора на рынке интернет–доступа

В российских регионах, в которых «Ростелеком» является одним из крупнейших интернет–провайдеров активно развернулась «операция» со стороны антимонопольных органов по обвинению оператора в доминировании на рынке интернет–доступа. «Ростелеком» в свою очередь пытается опровергнуть факт доминирования, ссылаясь на ненадлежащее составление антимонопольным органом аналитических отчетов. Пресс–служба компании сообщает, что оператор не согласен с методологией анализа рынка услуг, которую использует Федеральная антимонопольная служба при определении доминирования компании и выдвижении впоследствии претензий в злоупотреблении доминирующим положением.
На сегодняшний день почти 80% российского рынка телекоммуникаций формирует «большая четверка», участники которой представлены во всех сегментах рынка связи. Сети «Ростелекома», с поглощением МРК, присутствуют по всей России, а доля компании на рынке ШПД по разным оценкам составляет от 39% до 43% с учетом приобретения холдинга НТК. «Ростелеком» в долгосрочных планах рассчитывает к 2015 г. достичь доли в 50% на рынке фиксированного ШПД.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг ОАО «Ростелеком» на прежнем уровне - прогноз «стабильный». Агентство S&P позитивно оценивает стабильное финансовое положение «Ростелекома» и сохранение компанией доминирующей позиции на рынке дальней связи. Также в качестве конкурентного преимущества компании наличие собственной высокотехнологичной магистральной сети, которая охватывает всю территорию России. S&P подчеркивает, что текущее финансовое состояние ОАО «Ростелекома» по-прежнему характеризуется минимальным уровнем долга и значительным запасом ликвидности.

 


Присвоение «Ростелекому» статуса доминирующей организации возможно лишь в случае сокращения «большой четверки» по средствам объединения «Ростелекома» с кем-либо из лидеров, и, как предвидится, объединение произойдет между «Ростелекомом» и «Мегафоном»

 
20-22 апреля 2011 года в пансионате «Лесные дали» проходила Конференция РИФ+КИБ 2011. С докладом выступил президент ОАО «Ростелеком» Александр Провоторов. На четвертом слайде, с названием «Ростелеком – крупнейший интернет-провайдер на территории РФ» доля компании на рынке проводного ШПД, по собственной оценке, то есть той, которую озвучил ее президент, в регионах РФ составила 47%, а в Москве 9%.
«Анализируя положение «Ростелекома» на рынке интернет–доступа необходимо признать, что компания является крупным игроком, которого государство не может оставить без контроля. Этим на наш взгляд и обусловлен повышенный интерес со стороны отраслевых регуляторов.
«Ростелеком» отказываются от своего доминирующего положения, оспаривая приказы, решения антимонопольных органов. И отстаивать свои доводы об отсутствии доминирующего положения оператор намерен до последнего, доходя до высших судебных инстанций, так как включение в реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, крайне не выгодно для компании и накладывает на нее дополнительные обязанности и ограничения в осуществлении хозяйственной деятельности. В соответствии, с п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (Далее – ФЗ «О защите конкуренции») организации, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35%, обязаны согласовывать с антимонопольным органом определенные виды сделок в порядке, предусмотренном ст. 32, 33, 34 ФЗ «О защите конкуренции». Включение хозяйствующих субъектов в реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35% дает право антимонопольным органам осуществлять в отношении них государственный контроль за экономической концентрацией, а в частности контроль за юридически значимыми, связанными с судьбой таких субъектов, заключаемыми соглашениями.

 


Шансы «Ростелекома» на отстаивание своей позиции об отсутствии доминирующего положения соотносятся 50 на 50. Если спор касается отдаленных от центра населенных пунктов, где объективно нет других операторов, составляющих конкуренцию компании, позиция «Ростелекома»  обречена на провал - доминирующее положение существует в данных районах объективно

 
Анализируя позицию «Ростелекома», а в частности те доводы, на которые ссылается оператор при оспаривании приказов, решений антимонопольных органов выделим следующие обоснования: «…неверное определение антимонопольным органом продуктовых и географических границ исследуемого рынка, а также состава хозяйствующих субъектов» (Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27 июля 2011 г. № А01 – 355/2011 г.). Говоря иными словами ОАО «Ростелеком» ссылается на ненадлежащее составление антимонопольными органами аналитических отчетов. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, которой проводится в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» и выражается в аналитическом отчете. Анализ состояния конкуренции включает в себя следующие этапы:
  • определение временного интервала исследования товарного рынка;
  • определение продуктовых границ товарного рынка;
  • определение географических границ товарного рынка;
  • определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
  • расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  • определение уровня концентрации товарного рынка;
  • определение барьеров входа на товарный рынок;
  • оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
  •  составление аналитического отчета.
«Ростелеком» в своих доводах помимо погрешностей оформления аналитических отчетов, как например, отсутствие даты составления аналитического отчета, выявляет и фактические погрешности: неверное определение состава действующих хозяйствующих субъектов исследовавшего рынка, отсутствие определения их долей, отсутствие анализа условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения данного товара потребителем. Бесспорно основным вопросом при рассмотрении дел о признании «Ростелекома» доминирующем на определенном рынке товаров является вопрос о наличии конкуренции. На сегодняшний день компания является крупнейшим интернет-провайдером, и говоря о его конкурентах, имеются в виду игроки «большой тройки», если данные организации присутствуют в том или ином регионе, конечно же, говорить о доминирующем положении «Ростелекома» как интернет-провайдера нецелесообразно, так же как и о доминирующем положении «Ростелекома» в регионах, где есть достаточно сильный местный оператор. Например, Республика Татарстан, где местному оператору «Таттелеком» «Ростелеком» не составляет конкуренции.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день со стороны ФАС нет ни одного приказа о признании других членов «большой четверки» организациями, занимающими доминирующее положение на рынке интернет–услуг в определенных регионах. На наш взгляд, связано это в первую очередь с отсутствием инфраструктуры у данных операторов в отдаленных от центра населенных пунктах. На текущий момент только «Ростелеком» владеет комплексом государственных лицензий и достаточной инфраструктурой, позволяющей оказывать широкий спектр телекоммуникационных услуг во всех регионах Российской Федерации, в частности в отдаленных районах, где оказывать услуги интернет–доступа позволяет лишь его инфраструктура. Признание «Ростелекома» в отдаленных райцентрах хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, вполне оправдано, но оператор и в таких случаях идет до конца в попытке отстоять вои интересы. Такой вывод мы делаем из анализа решения Арбитражного суда Новгородской области от 08 июня 2011 г. В решении указано, что аналитический отчет антимонопольного органа подтверждает доминирующее положение общества. Рыночная доля группы лиц в составе общества и ЗАО «Новгород Дейтаком» составила 71.5 % (соответственно 47.1 и 24,4 %) в 2009 г. и 81.7 % (соответственно 62 и 20 %) в первом полугодии 2010 г.. Воспользовавшись своим доминирующим положением ОАО «Ростелеком» установило различные тарифы для юридических и физических лиц, находящихся в разных районах области, за сопоставимые услуги. Антимонопольным органом, по мнению суда, сделан обоснованный вывод о нарушении обществом п. 6, 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Однако точка в данном вопросе не поставлена 29 августа 2011 г в 14 Апелляционном суде РФ будет рассмотрена жалоба ОАО «Ростелеком» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 июня 2011 г. ОАО «Ростелеком» ссылается на экономические, технологические и иные обстоятельства установления в отдельных районах области более высоких тарифов на услуги интернет - доступа, а не в доминирующем положении ОАО «Ростелеком» и отсутствии конкуренции, как это утверждается антимонопольным органом. Такая позиция понятна, однако ОАО «Ростелеком» в суде апелляционной инстанции необходимо представить неопровержимые доказательства экономических, технологических и иных обстоятельств вынуждающих ОАО «Ростелеком» устанавливать в отдельных районах области более высокие тарифы.
На сегодняшний день у «Ростелекома» два пути отстаивания позиция в судебных баталиях с антимонопольными органами. Во-первых, в тех регионах, где ОАО «Ростелеком» представлен на рынке интернет–доступа как один из крупнейших интернет-провайдеров может сослаться на необходимость более полного и детального исследования антимонопольными органами рынка интернет–провайдеров и доказывать наличие высокой конкурентной среды. В регионах, где фактические данные ведут к признанию компании организацией занимающей доминирующее положение, а зачастую это отдаленные от региональных центров районы, «Ростелекому» придется предоставить детальные сведения о технических, экономических сложностях предоставлении услуг интернет–доступа, доказывающие, что оператор не пользуется своим доминирующем положением при установлении цен на интернет–услуги, а лишь устанавливает цены соизмеримые с затратами, которые необходимы при предоставлении услуг интернет–доступа в том или ином регионе.
На наш взгляд, шансы «Ростелекома» в отстаивании своей позиции об отсутствии доминирующего положения соотносятся 50 на 50. Если спор касается отдаленных от центра населенных пунктов, где объективно нет других операторов, составляющих конкуренцию компании, позиция «Ростелекома» об отсутствии доминирующего положения обречена на провал - доминирующее положение существует в данных регионах объективно. Но, такая ситуация на наш взгляд сохранится не очень долг, так как «конкуренты наступают на пятки». На сегодняшний день конкуренция среди интернет–провайдеров с каждым днем усиливается, и основные игроки рынка стараются захватить как можно более обширные территории своими сетями. Так, например, «Мегофон» планирует построить сети доступа в 12 000 российских районах, а до 2014 г. в остальных 1300. В тех случаях, когда «Ростелеком» отстаивает свою позицию в регионах, где представлена развернутая инфраструктура интернет–доступа, позиция компании об отсутствии доминирующего положения и настаивании на детальном исследовании рынка весьма правомерна и выигрышна, так как в областных центрах, крупных городах достаточно высокая конкуренция среди интернет–провайдеров.
«Говоря о перспективе развития «Ростелекома», как интернет–провайдера не приходится говорить о признании его организацией занимающей доминирующее положение. Присвоение «Ростелекому» статуса доминирующей организации возможно лишь в случае сокращения «большой четверки», путем объединения «Ростелекома» с кем-либо из лидеров, и, как предвидится, объединение произойдет между «Ростелекомом» и «Мегафоном».
Насколько предположение об объединении реалистично увидим в будущем, однако необходимо отметить, именно в Москве и московской области, где позиции «Ростелекома» достаточно слабы, «Мегафон» вышел на рынок широкополосного доступа в Интернет, закрыв сделку по покупке провайдера NetByNet. Актив обошелся оператору в $270 млн с учетом долга и позволил сразу стать четвертым по количеству абонентов интернет-провайдером Москвы с долей 10%.
 

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов