17 августа '11

Борьба за новое поколение


Надежда Лопатенкова

юридическая фирма «Вегас-Лекс», юрист коммерческой практики

 ФАС заинтересовала монополия крупных игроков на рынке 4G

Федеральная антимонопольная служба России в последнее время уделяет пристальное внимание таким отраслям экономики, как энергетика, нефтегазовая промышленность, а также сфере связи. Неудивительно, что создание новой организации, в чьи функции входит разработка схемы внедрения сетей 4G (сетей четвертого поколения) в России, нашумевшего Консорциума 4G, также вызвало интерес ФАС.
Итак, 28 декабря 2010 г. в соответствии с решением Государственной комиссии по радиочастотам «Об исследовании возможности и условий использования полос радиочастот 694–915 МГц, 925–960 МГц, 1710–1880 МГц, 1900–1980 МГц, 2010–2025 МГц, 2110–2170 МГц и 2500–2700 МГц для внедрения сетей мобильного широкополосного доступа перспективных радиотехнологий в Российской Федерации» (решение ГКРЧ № 10‑10-03-2) «Ростелекому» и операторам «большой тройки» было поручено провести исследования возможности использования указанных радиочастот для строительства сетей мобильного широкополосного доступа по технологии LTE и к 1 июля 2011 г. представить их результаты.
Согласно решению ГКРЧ ОАО «Ростелеком» совместно с ОАО «МТС», ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком» было рекомендовано создать временное объединение операторов связи и других заинтересованных организаций без ограничения состава участников для проведения научно-исследовательской работы и натурных испытаний с целью определения условий электромагнитной совместимости сетей LTE с действующими сетями связи, работающими в указанных в решении диапазонах.

 


Ввиду расплывчатости формулировок Закона о защите конкуренции, а также активности ФАС России на рынке услуг связи есть основания полагать, что ФАС  после полного анализа фактических обстоятельств вынесет Консорциуму предписание о действиях, направленных на ограничение конкуренции

 
В соответствии с решением ГКРЧ операторы должны определить характеристики радиоэлектронных средств мобильного широкополосного доступа 4G, а также минимально необходимый радиочастотный ресурс для создания таких сетей в указанных в решении полосах частот. Операторы должны также подготовить предложения по рефармингу указанных полос радиочастот для внедрения этих сетей; в случае необходимости подготовить предложения по внесению изменений в таблицу распределения полос частот; подготовить предложения в конкурсную документацию для проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право предоставления услуг в указанных полосах частот. Помимо этого, операторам поручено подготовить предложения по обеспечению гарантий для инвесторов, участвующих в конверсии радиочастотного спектра, и при необходимости также подготовить рекомендации по внесению изменений в нормативно-правовую базу.
Весной 2011 г. в СМИ появилась информация о том, что формирование Консорциума 4G («Союза LTE», далее также – Консорциум) завершено. Как указывалось в сообщениях, Консорциум 4G создан в организационно-правовой форме союза, высшим органом управления является совет, а единоличным исполнительным органом – исполнительный директор. Согласно имеющейся информации на тот момент в Консорциум входили только его учредители, а именно «Ростелеком», МТС, «Мегафон» и «Вымпелком».
Отметим, что согласно общим положениям п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Специальное законодательство не предусматривает каких-либо исключений для такой организационно-правовой формы, как союз. Соответственно, с этого момента организация может выступать в гражданском обороте под своим именем, совершать сделки и осуществлять иные полномочия, предусмотренные ее учредительными документами. Однако, несмотря на указанные законодательные положения, в конце июня 2011 г. Консорциум 4G еще до завершения его государственной регистрации как юридического лица направил в Госкомиссию по радиочастотам заказанный ею отчет, в котором предложил выставить на конкурсы частоты, позволяющие построить четыре федеральные сети LTE.

 


У таких операторов, как Tele2, ТТК, СМАРТС, есть шансы на вступление в Консорциум после завершения его государственной регистрации и на участие в дальнейших исследованиях и испытаниях сетей связи четвертого поколения

 
Тот факт, что Консорциум 4G приступил к работе до его регистрации как юридического лица, исполнительный директор Консорциума Гульнара Хасьянова объяснила тем, что учредители консорциума ранее самостоятельно или через какие-то объединения проводили достаточно много научно-исследовательских работ, касающихся сетей четвертого поколения, сейчас они просто объединяют эти материалы.
Начало работы Консорциума 4G до его государственной регистрации в составе его учредителей – «Ростелекома» и операторов «большой тройки» – вызвало бурную реакцию в прессе и в рядах операторов связи и их объединений, ведь о желании вступить в Консорциум и участвовать в соответствующих исследованиях заявляли также «Tele2 Россия» (российское подразделение шведского телекоммуникационного холдинга Тele2), СМАРТС, «Транстелеком» (ТТК).
Например, поволжский оператор СМАРТС обращался с официальными письмами по вопросу своего участия в Консорциуме три раза: два раза в «Ростелеком» и один раз в Минкомсвязи. Ответ был получен только из Минкомсвязи. Из ответа министерства  следовало, что участие в Консорциуме открытое и необходимо обратиться в само объединение. Обратиться непосредственно в Консорциум оператору было затруднительно, т.к. ему постоянно говорили, что фактического адреса, куда можно было бы направить документ, у Консорциума нет, так как юридическое лицо еще не создано.
Компания «Транстелеком» также обращалась в «Ростелеком» и получила официальный ответ от главы «Ростелекома». В письме говорилось, что ТТК мог бы поучаствовать в деятельности Консорциума после его регистрации. Компанию «ТТК» подобный ответ удовлетворил, но тот факт, что Консорциум 4G сдал технические отчеты в ГКРЧ до государственной регистрации организации, удивил представителей ТТК.
Оператор Tele2, который имеет практический опыт в работе с сетями четвертого поколения, также направлял запросы в Минкомсвязи и непосредственно в Консорциум. В Минкомсвязи еще в начале этого года усомнились в возможности такой иностранной компании, как Tele2, иметь доступ к радиочастотам, которые в настоящее время заняты  средствами военного назначения. При этом возможность участия Tele2 в работе Консорциума не была исключена полностью, если будет найдена схема, ограничивающая доступ компании к информации, имеющей оборонное значение.
За интересы операторов вступилась также Ассоциация региональных операторов связи (АРОС). В своем письме главе ФАС России Игорю Артемьеву АРОС, во-первых, указывает на нарушения антимонопольных принципов при формировании Консорциума 4G и разработке исследования возможностей внедрения в России технологий 4G. В Ассоциации считают, что Консорциум нарушил п. 4 решения ГКРЧ от 28 декабря 2010 г., согласно которому к исследованиям должны быть допущены все заинтересованные в развитии LTE компании. Включить их в Консорциум «Tele2 Россия», СМАРТС и «Транстелеком» просили «Ростелеком» и Минкомсвязи. Во-вторых, АРОС полагает, что в своем исследовании «Ростелеком» и «большая тройка» предлагают проводить конкурсы 4G «на основе критериев, направленных на создание максимальных конкурентных преимуществ исключительно для самих участников консорциума». В связи с этим АРОС просит ФАС России вмешаться в ситуацию.
ФАС России заинтересовалась публичными заявлениями ряда операторов о том, что Консорциум ограничивает их права как участников рынка, а также обращением АРОС. На днях в прессе появилась информация о том, что ФАС России пытается выяснить, по каким причинам в Консорциум 4G не смог вступить никто, кроме «Ростелекома», «Мегафона», МТС и «Вымпелкома».
В июле 2011 г. ФАС России направила письмо в «Ростелеком», поскольку он как государственный оператор является, по мнению ФАС России, ключевым участником Консорциума. ФАС России просит проинформировать ее о наличии запросов на участие в Консорциуме от других операторов, а также об аргументации Консорциума, содержащейся в ответах на соответствующие запросы. При этом Дмитрий Рутенберг, начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России, в одном из сообщений, появившихся в прессе, подчеркнул, что отказ Консорциума включать кого-либо в свой состав не является нарушением, но требует детального изучения.
Мы также полагаем, что до завершения государственной регистрации Консорциума 4G, а также в отсутствие официальных отказов в принятии новых членов в Консорциум говорить о нарушениях со стороны Ростелекома и операторов «большой тройки», равно как и о правовых возможностях отстаивания своих интересов такими операторами, как Tele2, ТТК, СМАРТС, не приходится.
Напомним, что в конце мая в средствах массовой информации появились официальные заявления руководства Консорциума 4G о том, что регистрация Консорциума еще не завершена и займет от двух до трех месяцев, и лишь после этого можно будет говорить о включении в него новых участников.
Представители Консорциума неоднократно указывали, что, по решению ГКРЧ, Консорциум является открытым для новых членов и что на регистрацию были поданы документы на учредителей Консорциума, которые были указаны в решении ГКРЧ. Более того, руководство Консорциума намекало и на то, что работа Консорциума будет продолжаться, и что в дальнейшем необходимо уже будет проводить непосредственно натурные испытания, заниматься вопросами конверсии, определять спецификацию оборудования, договариваться с военными, каким образом будут освобождены частоты в каждом конкретном субъекте Российской Федерации, и так далее.
Вопрос включения новых членов в Консорциум 4G – вопрос, в том числе, политический. С одной стороны, согласно положениям упомянутого решения ГКРЧ, состав участников Консорциума не ограничен. С другой стороны, порядок принятия новых членов в союз должен регламентироваться либо уставом юридического лица, либо иными внутренними документами. Напомним, что, по общим правилам п. 3 ст. 12 Федерального закона о некоммерческих организациях, новый член может войти в союз с согласия иных членов союза. Более того, в соответствии с указанной статьей член союза может быть исключен из него по решению остальных членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами.
Помимо указанного выше, вмешательство ФАС России может наложить отпечаток на данную ситуацию. Ввиду расплывчатости формулировок Закона о защите конкуренции, а также активности ФАС России на рынке услуг связи есть основания полагать, что, несмотря не первоначальные заявления представителей ФАС России о том, что в действиях Консорциума нет состава правонарушения, возможно, ФАС России после полного анализа фактических обстоятельств вынесет Консорциуму предписание о действиях, направленных на ограничение конкуренции.
Однако до завершения государственной регистрации Консорциума 4G вряд ли можно говорить о каких-либо нарушениях, так как Консорциум еще не существует как субъект права. Исход событий будет зависеть и от того, примет ли в итоге Консорциум 4G в свои ряды иных операторов после завершения государственной регистрации. Учитывая информацию, содержащуюся в открытых источниках, а также заявления руководства Консорциума 4G, у таких операторов, как Tele2, ТТК, СМАРТС, есть шансы на вступление в Консорциум после завершения его государственной регистрации и на участие в дальнейших исследованиях и испытаниях сетей четвертого поколения 4G.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов